Статья опубликована в № 4320 от 15.05.2017 под заголовком: Китайский пасьянс для платежных систем

Китай пустил Visa и Mastercard на внутренний рынок

Там их ждет мощный конкурент – UnionPay, в последние годы активная в развивающихся странах

В прошлый четверг США и Китай подписали торговое соглашение, затрагивающее 10 секторов, сообщает Bloomberg. В числе прочего Китай согласился предоставить «полный и немедленный доступ» Mastercard, Visa и American Express к внутреннему рынку.

«Это один маленький шаг очень долгой дороги, и ждали этого шага очень давно», – сказал WSJ управляющий директор Sandler O’Neill Крис Донат. В 2012 г. ВТО обвинила Китай в дискриминации международных платежных систем, но лишь два года назад Китай пообещал разрешить Visa и Mastercard работать в стране.

На китайском рынке доминирует платежная система UnionPay, созданная в 2002 г. и принадлежащая местным банкам. По оценке Nilson, ее доля на китайском рынке превышает 90%. Некоторые банки выпускают карты для зарубежных поездок китайцев, которые действуют в сети Mastercard. Но аналитики говорят, что в последнее время спрос на них снижается, поскольку карты UnionPay принимаются во все большем числе стран. UnionPay работает на многих развивающихся и пограничных рынках, включая Казахстан, Индонезию, Малайзию, Мьянму и даже Республику Конго, пишет FT.

«Для многих жителей развивающихся стран карты UnionPay – это их первые карты, – говорит старший вице-президент Celent Нил Катков, – и это большой сдвиг по сравнению с временами, когда на этом рынке были только Visa и Mastercard». По оценке лондонской RBR, за 15 лет UnionPay увеличила долю на глобальном рынке до 37% – в 2015 г. через нее прошло $21,6 трлн платежей. Но эти платежи приходятся в основном на Китай. За его пределами доля UnionPay – 0,5% по сравнению с 50%-ной долей Visa и 31%-ной долей Mastercard. «UnionPay все больше конкурирует с другими системами в глобальном масштабе, и им придется играть по глобальным правилам», – отмечает партнер Bain & Co Альфред Шэнг. За последние пять лет UnionPay выпустила 68 млн карт в 40 странах, включая Сингапур и Россию.

В торговом соглашении между США и Китаем не прописано, что будет, если Китай не создаст одинаковые условия для работы Visa, Mastercard и UnionPay, отмечают аналитики, опрошенные WSJ. «Даже если у нас все абсолютно в порядке и мы знаем, чего хотим на китайском рынке, процесс получения лицензии очень сложен», – говорил в апреле гендиректор Альфред Келли. По его словам, ограничения на работу в Китае начинают сказываться на результатах Visa «с точки зрения размера платежей и дохода».