ЦБ поможет гражданам отказываться от любых добровольных страховок

Регулятор может распространить период охлаждения в 14 дней не только на индивидуальные, но и на коллективные договоры
ЦБ может распространить период охлаждения в 14 дней не только на индивидуальные, но и на коллективные договоры страхования/ А. Махонин/ Ведомости

С начала 2018 г. отказаться от навязанной или ненужной страховки и вернуть потраченные деньги можно будет в течение двух недель после покупки: соответствующий проект указания опубликовал ЦБ. Вернуть можно будет всю сумму либо ее часть – за вычетом прошедших оплаченных дней.

Сейчас период охлаждения при покупке практически любой добровольной страховки длится пять дней. Он был введен летом 2016 г. и оказался очень эффективным, утверждает представитель ЦБ: количество жалоб на навязывание дополнительных страховок при заключении договора ОСАГО в I квартале 2017 г. снизилось почти на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – граждане активно используют возможность отказаться от страховки при получении кредита.

Однако пяти дней часто недостаточно, чтобы одуматься и обратиться с заявлением в страховую компанию, замечает он, и многие страховщики продлили для своих клиентов «время для размышлений». Две недели – оптимальный срок, по мнению ЦБ: столько же дается на досрочный возврат кредита или возврат товара.

«Увеличение периода охлаждения решает скорее проблему спонтанных покупок, нежели навязанных страховок», – считает управляющий директор Национального рейтингового агентства Павел Самиев. Тем не менее шаг полезен для рынка, убежден он: у потребителя будет больше времени на то, чтобы обдумать, нужна ли ему купленная страховка.

Однако период охлаждения, как и ранее, действует лишь в отношении индивидуальных договоров страхования и не касается коллективных, когда страхователем выступает банк или иной агент, а его клиенты лишь присоединяются к договору. Это значит, что решена лишь часть проблемы – около половины кредитных договоров являются коллективными, оценивает старший управляющий директор Сбербанка Максим Чернин. Вернуть деньги, уплаченные по таким договорам, зачастую невозможно, указывал финансовый омбудсмен Павел Медведев.

«Мы будем пытаться <...> распространить период охлаждения и на коллективные договоры. Это не так просто, но будем делать все возможное, чтобы период охлаждения действовал и для других типов договоров», – заявляет представитель ЦБ.

«Сбербанк страхование жизни» в период охлаждения возвращает клиентам 100% стоимости страховки и при коллективных договорах, указывает Чернин. Рыночная практика, по его словам, разнится: некоторые страховщики поступают так же, некоторые отказываются возвращать деньги, ссылаясь на то, что договор заключен с юрлицом. Банки – партнеры «Альфастрахования» пока возвратов по коллективным договорам в период охлаждения не проводят, говорит гендиректор страховщика Владимир Скворцов: «В любом случае это [применение охлаждения] прерогатива банка». Это цивилизованный способ дать клиенту подумать, стоит ли присоединяться к страховой программе, и, если он неправильно понял продавца, отказаться от нее, добавляет Скворцов. По оценке Сергея Ефремова из Всероссийского союза страховщиков, банк как агент забирает себе около 50–60% уплаченной страховой премии.