Коллекторы создают мобильные приложения для общения с должниками

Это помогает им чаще общаться с должниками, несмотря на законодательные ограничения
Следующий шаг – чат-боты в популярных мессенджерах/ Е. Ширинкина/ для Ведомостей

Коллекторское агентство «Сентинел кредит менеджмент», принадлежащее Альфа-банку, в мае запустило мобильное приложение для должников, рассказал «Ведомостям» представитель агентства. С помощью приложения должник сможет узнать о сумме долга по всем договорам с просрочкой, проверить, из чего состоит задолженность (сумма основного долга, проценты, штрафы и проч.), посмотреть историю платежей. Кроме того, оно позволяет задать вопрос в чате либо заказать обратный звонок, пользователь также может настроить самостоятельно получение push-уведомлений с информацией о возможных дисконтах со стороны банка и напоминанием о предстоящем платеже. По словам представителя «Сентинела», в приложении должник также может самостоятельно выбирать размер платежа и дату его внесения.

Среди коллекторских агентств помимо «Сентинела» подобное мобильное приложение запустило «Кредитэкспресс финанс». В нем есть чат, возможность сделать звонок, функция онлайн-оплаты, а также вся информация о долге, рассказывает старший вице-президент «Кредитэкспресс финанс» Виктор Семендуев. Однако, когда его запускали, ожидали, что у него будет намного больше пользователей, признает он и добавляет, что все же число пользователей растет. По его словам, в AppStore у приложения около 1000 скачиваний, а из данных «Play Маркет» следует, что приложение скачали от 100 до 500 пользователей Android (приложение было запущено в начале года). По словам Семендуева, на эффективность взыскания приложение сильно не повлияло.

У «Сентинела» лишь 32 пользователя. «Пока мы не рассматриваем это как инструмент повышения эффективности взыскания», – объясняет предправления «Сентинел кредит менеджмента» Ольга Мазурова. Из ее слов следует, что приложение создано для того, чтобы заемщики могли управлять задолженностью.

Лимит на разговоры

Если у кредитора нет письменного соглашения о формате общения с должником, то любое общение по инициативе кредитора, в том числе и через мобильное приложение, должно осуществляться не чаще 1 раза в сутки, дважды в неделю, восемь раз в месяц, уточняет Воронин.

Она также заверила, что запуск не связан с ограничениями по интенсивности коммуникации с должником, установленными законом о коллекторах (см. врез). Приложение добровольно устанавливается должником на смартфон, должник открывает его по своему желанию, а совершая звонок в коллекторское агентство, он сам является инициатором контакта, перечисляет Мазурова. Вся коммуникация инициируется должником, поэтому под ограничения приложение не подпадает, подтверждает Семендуев. Представитель ФССП (регулятор коллекторского рынка) не смог дать правовую оценку идее.

Если работа приложения будет носить информационный характер и облегчит доступ к информации о долге, то по духу закона нарушения не будет, потому что закон ограничил именно негативные для должника контакты, говорит член правления СДМ-банка Александр Голубев. Идея не нова, рассказывает гендиректор «Активбизнесколлекшн» Дмитрий Теплицкий, но есть сложности: должник должен быть заинтересован в использовании такого приложения, а у коллекторского агентства не так много способов его заинтересовать, также есть повышенные требования к безопасности при работе с персональными данными.

Аналогичных приложений на коллекторском рынке пока не было, рассказывает директор Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Борис Воронин. Он считает идею хорошей – заемщики часто не могут оперативно получить информацию о размере долга и платежах. Но пока трудно сказать, какова будет конверсия в реальное повышение сборов просроченной задолженности, предупреждает он.

Следующий шаг – чат-боты в популярных мессенджерах, это гораздо удобнее для должника, поскольку у него нет необходимости скачивать отдельное приложение, говорит гендиректор «Секвойя кредит консолидейшн» Алексей Терский.