Почему бывший вице-президент США встал в ряды демонстрантов у Белого дома

Альберт Гор – непримиримый антагонист Дональда Трампа, который намерен выйти из Парижского соглашения по климату
Альберт Гор, бывший вице-президент США/ Daniel LEAL OLIVAS / AFP

В окружении детей и внуков Альберт Гор прошел с 200 000 демонстрантов по улицам Вашингтона (Колумбия) в нестерпимо ярком солнечном свете. Было это год назад.

Толпа промаршировала мимо нового отеля Trump International на Пенсильвания-авеню к дому под номером 1600 (Белый дом), самому известному адресу в Северной Америке.

«Я проработал восемь лет в Белом доме и даже представить себе не мог, что буду участвовать в акции рядом с ним», – говорит бывший вице-президент США, который провел большую часть того жаркого дня с плакатом природоохранной организации и позируя для селфи с соратниками по протесту против изменения климата.

О компании

Generation Investment Management LLP
Инвесткомпания
Учредители – группа из семи партнеров во главе с бывшим вице-президентом США Альбертом Гором и бывшим гендиректором Goldman Sachs Asset Management Дэвидом Бладом.
Активы под управлением (на 31 декабря 2017 г.) – $18,5 млрд.
Основана в 2004 г. Имеет офисы в Лондоне и Сан-Франциско.

Годы, прошедшие с тех пор, как Гор с минимальной разницей голосов и скандалом упустил свой шанс стать лидером свободного мира (в 2000 г. он получил меньше голосов выборщиков, чем Джордж Буш-младший, дело пришлось решать Верховному суду США. – «Ведомости»), он успешно примерил на себя роль одного из лидеров международного экологического движения.

Активность в борьбе с изменением климата принесла ему Нобелевскую премию мира (он разделил ее с Межправительственной группой экспертов по изменению климата в 2007 г.), а документальный фильм, снятый по его книге «Неудобная правда», выиграл два «Оскара» (лучшая документальная лента и лучшая песня в 2007 г.) и «Грэмми».

14 лет назад Гор на пару с Дэвидом Бладом, бывшим главой Goldman Sachs Asset Management, стал одним из основателей компании по управлению фондами, ориентированными на вложения в экологические проекты. Вместо колоритного Blood & Gore Partners (первая фамилия означает «кровь», вторая – «запекшаяся кровь». – «Ведомости») они назвали свой бизнес Generation Investment Management. С тех пор эта группа со штаб-квартирой в Лондоне привлекла под управление $19 млрд средств институциональных инвесторов и богатых людей, в основном из Северной Америки и Европы.

Гор говорит, что экологичное инвестирование, которое он формулирует как «улучшение качества жизни без того, чтобы занимать в долг у будущего», является «лучшей инвестиционной возможностью в истории». Он добавляет: «У него масштабы промышленной и скорость цифровой революции».

Я встречаюсь с Гором в комнате без окон в конгресс-центре Давоса в Швейцарии. Писать об управлении активами – это примерно как брать интервью у рок-звезд за кулисами. Гор только что с презентации для советников UBS по управлению состоянием – банк проводит ежегодную встречу инвесторов. В отличие от большинства презентаций, упакованных с помощью PowerPoint, выступление Гора – это пышное представление с драматической музыкой и видеоклипами рушащихся ледников. Ему аплодируют стоя, а затем его буквально рвут на части любители селфи.

Минутой позже Гор начинает разговор о миссии Generation: «Когда мы запускали Generation, наша цель заключалась в том, чтобы доказать: можно сделать ориентацию на экологичность частью инвестиционного процесса и при этом не пожертвовать доходностью». «Все знают, что рынок – дикий и непослушный зверь, и вы должны сделать все, что в ваших силах. Мы очень гордимся тем, что нам это пока удается, но, конечно, внимательно следим за статистикой, которая отражает реалии инвестиционной деятельности».

По данным Mercer, флагманский глобальный фонд акций Generation за последние три года показал доходность 17,5% в год до уплаты комиссий и сборов. Тогда как среднегодовой доход по индексу развитых стран MSCI World составил 8,6%. Доход фонда за период с начала его работы составил 13,5% в год, тогда как индекс, на который он ориентируется, вырос на 7,3%.

Гражданин мусора

Между 135° и 155° западной долготы и 35° и 42° северной широты расположено Большое Тихоокеанское мусорное пятно. Порой его называют Великим мусорным островом или Восточным мусорным континентом. На площади размером с Францию плавает мусор, который течение сбивает в гигантскую кучу, описывает Los Angeles Times. В отличие от многих отходов пластик не распадается, а разлагается на мелкие частицы. Обитатели моря заглатывают его, путая с планктоном, что чревато для них гибелью. Опасно мусорное пятно и для людей, которые могут получать токсины с морской свалки, поедая рыбу. На прошедшей прошлым летом Всемирной конференции ООН по проблемам океанов пугали, что к 2050 г. в океане пластика будет больше, чем рыбы. «Открыт» остров был в 1980-х, но шумиха вокруг него поднялась ближе к нулевым. В 1997 г. сын американского магната Чарльз Мур возвращался с регаты TransPac и с удивлением обнаружил, что который день вокруг его яхты плавает мусор: «Мне пришлось день за днем плыть по этой помойке, и конца краю ей было не видно». В последствии Мур основал исследовательскую организацию Algalita Marine Research and Education. Встреченное им пятно не единственное скопление мусора в мировом океане. Гулять как по твердой земле по нему нельзя, пятно – это взвесь мусора в морской воде. Тем не менее в прошлом году Гор и еще 100 000 людей написали петицию генсеку ООН с требованием признать Мусорные острова 196-м государством на планете. Гор вызвался стать первым гражданином островов. Их флаг, валюта (debris, т. е. обломки) и паспорта сделаны из мусора. Но в отличие от граждан других стран он с единомышленниками требуют уничтожения своей новой страны.

Гор считает, что показатели Generation – лучший довод в пользу экологичного инвестирования. «Такая, как у нас, прибыль статистически доказывает, что вам не придется пожертвовать доходностью, если грамотно вести дело. И это подталкивает двигаться дальше в выбранном направлении», – говорит он.

Беглый взгляд на портфель Generation показывает, что его интерпретация экологичности отличается от общепринятой. Да, фонд инвестирует в компании зеленой энергетики, но также вкладывает в такие непохожие друг на друга активы, как британская сеть онлайн-супермаркетов Ocado, приложение по управлению проектами Asana, производитель программного обеспечения для ресторанов Toast.

Generation считает экологичной любую компанию, которая зарабатывает не за счет доходов будущих поколений, не вредит экологии ради получения выручки и продукты или сервисы которой характеризуются низким уровнем выброса парниковых газов, работают на оздоровление общества либо приносят социальные выгоды.

Это гораздо более широкое определение, чем использует большинство инвесторов, озабоченных проблемами экологии, социума и управления. Но так Гору удобнее.

В команду Generation входят несколько ближайших коллег Блада по Goldman Sachs, в том числе Питер Харрис и Лиза Андерсон, операционные директора, и Марк Фергюсон, согендиректор по инвестициям и сын сэра Алекса Фергюсона, бывшего менеджера футбольной команды Manchester United. Мигель Ногалес – второй гендиректор по инвестициям.

Среди своих клиентов Generation называет крупных инвесторов из госсектора, таких как CalSTRS, пенсионный фонд учителей Калифорнии, управляющий $223 млрд, пенсионный фонд штата Нью-Йорк на $192 млрд и пенсионный фонд Агентства по охране окружающей среды. Также Generation управляет деньгами состоятельных людей, но уже прекратил работу с новыми индивидуальными клиентами. Почти все активы в акциях, но $1 млрд – это прямые инвестиции.

Когда год назад Гор участвовал в акции возле Белого дома, он протестовал против решения Дональда Трампа выйти из Парижского соглашения по климату. Сразу после победы Трампа на выборах в 2016 г. Гор нанес визит только что избранному президенту, чтобы убедить его изменить свою точку зрения. Но не преуспел.

Теперь Гор готовится к 4 ноября 2020 г. – следующему дню после ближайших выборов президента США и дате, когда США официально выйдут из Парижского соглашения. Теоретически новый президент мог бы оставить в силе участие в нем США.

Станет ли проблема изменения климата одной из тем следующих выборов и внесет ли Гор свою лепту в дебаты? Он громко отвечает да по обоим пунктам. Но когда я спрашиваю, увидим ли мы его среди конкурентов Трампа, он реагирует не так эмоционально. «Я выздоравливающий политик. Чем дольше живу без рецидива, тем меньше вероятность того, что он случится, – говорит он. – Но есть свидетельства того, что американский народ не совсем доволен тем, как идут дела. Мы чуть больше года живем в эксперименте с участием Трампа. А в науке и медицине некоторые эксперименты заканчиваются раньше срока по этическим соображениям. У меня нет четкого понимания, что нас ждет впереди, но везде, где на эту осень и через два года запланированы выборы (в ноябре этого и 2020 г. в ряде штатов пройдут выборы в палату представителей, сенат, выборы губернаторов и местных представителей власти. – «Ведомости»), уже есть признаки того, что можно ожидать коррекции курса. Однако между «сейчас» и «тогда» еще много времени».-