Кредиторы Ананьевых мешают ВТБ купить «Возрождение»

Лондонский суд снова арестовал пакет акций банка
Высокий суд Лондона арестовал акции «Возрождения» и другие активы Алексея и Дмитрия Ананьевых/ Евгений Разумный / Ведомости

На следующий день после того, как ВТБ объявил о покупке банка «Возрождение», Высокий суд Лондона снова арестовал акции «Возрождения»

Пакет акций был арестован 15 августа наряду с другими активами братьев Алексея и Дмитрия Ананьевых по всему миру, рассказал партнер юрфирмы «Некторов, Савельев и партнеры» Роман Макаров, представляющий интересы держателей кредитных нот, выпущенных под гарантии братьев. Ареста добилась компания Withersworlwide, субподрядчик юрфирмы.

Заморозка активов – это обеспечительная мера по иску на $11 млн и 0,5 млн евро, его подала к Ананьевым группа держателей кредитных нот. После того как в декабре ЦБ забрал принадлежавший Ананьевым Промсвязьбанк на санацию, бумаги перестали обслуживаться и инвесторы пошли в суд.

ЦБ после истории с Промсвязьбанком потребовал от Ананьевых продать «Возрождение», разрешив оставить себе максимум 10%. Сделка не складывалась, срок предписания пришлось продлевать, и регулятор сам подыскал подходящего покупателя: предправления ВТБ Андрей Костин рассказывал, что госбанк заинтересовался «Возрождением» «по просьбе ЦБ».

В июле Лондонский суд уже арестовывал активы Ананьевых по иску другой группы держателей нот. Под арестом были и акции «Возрождения». Тогда Костин заявил, что до тех пор, пока не будут решены все юридические вопросы, не будет и сделки. После этого ответчики – братья Ананьевы – перечислили суду $15,6 млн и 11 млн евро в качестве обеспечения (на такие суммы был подан первый иск), и суд снял арест.

Во вторник, говоря о достигнутых договоренностях о покупке «Возрождения», зампред правления ВТБ Анатолий Печатников подчеркивал, что условием приобретения этого банка была «чистота титула», поэтому решение суда о снятии ареста было значимым. «Оно очистило титул от претензий прочих кредиторов и позволило нам двинуться дальше по пути консолидации пакета акций и приобретения», – говорил Печатников (цитата по «Интерфаксу»). ВТБ уже поставил своих людей руководить «Возрождением» – со среды банк возглавляет бывший член правления ВТБ Геннадий Солдатенков. В правление «Возрождения» также вошли старший вице-президент ВТБ Станислав Белов и гендиректор «ВТБ пенсионный администратор» Вячеслав Томашевский.

В пятницу, когда стало известно о новом аресте, представитель ВТБ повторил, что госбанк готов купить «Возрождение», только «если актив будет очищен и гарантирован от всех возможных правовых последствий и требований». Представитель Bonum Capital (ведет переговоры о продаже «Возрождения» от имени продавца) уверен, что постановление суда об аресте никак не отразится на сделке.

Представитель Promsvyaz Capital B.V. Дмитрия Ананьева на запрос не ответил. После санации Промсвязьбанка братья Ананьевы разделили активы: банковский бизнес остался у младшего, Дмитрия.

Продажа акций, находящихся под арестом, может быть расценена как неуважение к английскому суду со стороны ответчиков, объясняет партнер Tertychny Agabalyan Иван Тертычный. Это уголовно наказуемое деяние, которое может повлечь арест активов и их конфискацию на территории Великобритании. Под арест могут попасть и деньги, которые заплатит ВТБ за «Возрождение», а также другие активы участников сделки, предупреждает Тертычный.

Возможно, на этот раз Ананьевым будет не так просто внести депозит в обмен на разморозку активов, чтобы иметь возможность продать «Возрождение». «В том случае, если ответчики захотят разморозить активы и внести взамен депозит, суд будет учитывать мнение истцов. Они могут не согласиться с изменением обеспечительной меры, – рассказывает партнер «Некторов, Савельев и партнеры» Илья Рачков, представляющий интересы истцов. ­– Мы не поддерживаем разморозку активов, поскольку есть еще инвесторы, которые могут подать иски. Зная это, Ананьевы могут начать распродавать активы сразу, как только суд снимет арест».

Представители ответчиков пока не обсуждали возможность замены ареста активов на обеспечительный депозит, рассказывает партнер Withersworldwide Татьяна Меньшенина. Прошло мало времени, возможно, это случится на следующей неделе, полагает она. По ее словам, вопрос о согласии или несогласии истцов с разморозкой активов в случае, если ответчик предложит внести обеспечительный депозит, не решен.

Если ответчики внесут на депозит суда деньги, то суд с высокой долей вероятности отменит арест имущества ответчиков, рассуждает директор юридического департамента А1 Александр Заблоцкис. Вероятность того, что суд примет во внимание новые возможные иски других кредиторов и сохранит заморозку активов ответчиков, крайне мала, считает он.

Рачков знает о четырех выпусках кредитных нот, выпущенных под гарантии Ананьевых, всего на $170 млн и 60 млн евро. По его словам, в них вложили деньги больше 300 человек. Санация Промсвязьбанка не означала автоматического списания нот, поскольку эти бумаги не являются субординированными, указывает он, тем не менее братья Ананьевы и контролируемые ими компании отказались выплачивать купон по этим бумагам. Рачков полагает, что ноты были инструментом введения в заблуждение инвесторов – многие из них не успели получить даже один купон.

Исправленная версия. В 7-м абзаце уточнена цитата представителя Bonum Capital.