На каких условия клиенты банков могут переводить деньги в Системе быстрых платежей

Услугой от ЦБ пока могут воспользоваться клиенты одиннадцати банков
СБП переводит деньги между счетами клиентов и не зависит от международных платежных систем – нужно мобильное приложение банка или онлайн-банк/ Александра Зотова / для Ведомостей

28 февраля в России для клиентов 11 банков заработала Система быстрых платежей (СБП): физические лица смогут мгновенно переводить друг другу деньги по номеру мобильного телефона. Оператор СБП – ЦБ. В январе он обещал, что с 28 февраля услуга будет доступна всем клиентам банков – участников СБП, пока не получилось.

СБП переводит деньги между счетами клиентов и не зависит от международных платежных систем – нужно мобильное приложение банка или онлайн-банк. Достаточно ввести номер телефона получателя, сумму и подтвердить перевод. Если у получателя к одному номеру привязано несколько счетов в разных банках – участниках системы, отправитель сам выберет, на какой из них перевести деньги. Получатель может указать в приложении своего банка счет, куда ему по умолчанию будут поступать средства через СБП.

Кто кого подключил

В приложении банка – участника СБП появилась возможность отправить деньги в 10 банков-партнеров. Регулятор предупредил, что некоторые банки будут запускать систему постепенно, подключая одну категорию клиентов за другой. С 28 февраля «Ак барс», «Тинькофф банк», СКБ-банк, Росбанк, Промсвязьбанк, Совкомбанк подключили к СБП всех клиентов, заявили их представители.

По информации пресс-службы «Тинькофф банка», сервис появится у всех клиентов автоматически в мобильном и интернет-банке, клиент может обратиться в банк и отключить этот сервис. «Киви банк» сперва запустит пополнение карт «Совесть» через СБП, говорит его представитель, в дальнейшем через систему можно будет переводить деньги на «Qiwi кошелек» и в Рокетбанк. Договоры Qiwi и «Тинькоффа» с клиентами уже предусматривают получение денег через СБП, говорят их представители. СКБ-банку и «Ак барсу» также не нужно запрашивать отдельно согласие получателя. Пресс-служба СКБ-банка сообщила, что отправить перевод смогут все клиенты, у кого есть онлайн-банк, а получить перевод – все без исключения. СБП будет доступна всем клиентам, у кого есть дистанционное банковское обслуживание «Чатбанк», сообщил Совкомбанк.

В первую очередь к системе будут подключены держатели карточных счетов, продолжает представитель Совкомбанка, потом сервис будет доступен пользователям других банковских продуктов.

Некоторые банки начали с приема переводов, отправлять деньги их клиенты смогут позже. В Райффайзенбанке получить платеж через СБП можно, если есть согласие клиента на переводы по номеру телефона; доступ к отправке средств клиенты будут получать постепенно. В Газпромбанке СБП работает для приема переводов, говорит его представитель.

Доступ к СБП получат 95% клиентов РНКО «Платежный центр» (оператор «Золотой короны»), исключение – держатели подарочных карт, указывает пресс-служба.

Клиенты Альфа-банка получат доступ к услуге поэтапно, говорится в его сообщении, но как именно – не сказано.

ВТБ был в пилотной группе банков, теперь его там нет. Зампред правления ВТБ Ольга Дергунова заявляла, что с 28 февраля банк позволит всем клиентам переводить деньги через СБП. Пресс-служба объясняет: ВТБ участвует в проекте СБП, тесты продолжаются, скоро все клиенты получат доступ.

Риски СБП

Через СБП можно проверить, в каких банках есть счета у получателя, убедились «Ведомости»: система показывала имя, отчество и первую букву фамилии получателя и предлагала отправить ему деньги. Если счета нет, появлялось сообщение об этом; такой ответ возможен и если клиент не оставил номера телефона, открывая счет в банке, или дал другой номер.

Так корреспондент «Ведомостей» нашел банк, где счет у Владимира Комлева, гендиректора Национальной системы платежных карт (НСПК, «дочка» ЦБ, операционный клиринговый центр СБП). Сам он это проблемой не считает: «Чтобы найти мой банк, вы должны знать мои имя и фамилию, мой номер мобильного и еще детали, например место работы и предполагаемый зарплатный банк. Если же мошенники захотят что-то обо мне узнать, то СБП для них очень трудозатратна: во-первых, им нужны какие-то сведения изначально либо им придется вручную перебирать все множество банков, а во-вторых, у нас есть защита от ботов, которые могли бы перебором искать банки, где у владельца телефона есть счет».

Через СБП можно установить связь номера телефона, имени, отчества, счета в конкретном банке, чем могут воспользоваться злоумышленники, опасается ведущий антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов: злоумышленникам нужны эти данные для обзвона жертв. Уже сейчас они обращаются к жертве по имени и отчеству, продолжает он, теперь же злоумышленники смогут называть жертвам конкретные банки, где у них счета, и представляться службой безопасности одного из них. Шансы на успешное списание денег возрастут, указывает Голованов: чем больше злоумышленники знают, тем лучше входят в доверие, и люди выполняют их распоряжения.

Клиенты могут в СБП привязать к номеру телефона счет по умолчанию – тогда система не будет предлагать тем, кто отправляет им деньги, список банков на выбор, подчеркивают представители ЦБ и НСПК. Но многие банки планируют автоматически подключать переводы через СБП своим клиентам вне зависимости от того, выбрали они счет по умолчанию или нет.

«Тезис, что через СБП возможно узнать много дополнительной информации о клиенте, не соответствует действительности», – говорит представитель ЦБ, а описанный сценарий перебора не нов для рынка – такую же информацию можно получить и во внутрибанковских сервисах переводов по номеру телефона.

В «Тинькофф банке» есть система противодействия мошенничеству, она ограничивает перебор счетов клиентов и обеспечивает защиту от бот-сетей, говорит представитель банка, при подозрениях включается блокировка и клиент не может запрашивать информацию определенное время.

«Положение Банка России № 383-п предусматривает возможность переводов по идентификатору получателя. Таким идентификатором может быть номер телефона. Банк действует в соответствии с законодательством», – сказал представитель Сбербанка, а на вопрос о возникающих рисках не ответил.

К СБП будет подключено много банков и если злоумышленники смогут узнать какой-то «редкий» банк, в котором у жертвы есть счет, то вызовут больше доверия, говорит эксперт по информационной безопасности банков Николай Пятиизбянцев. Система мониторинга, защищающая от перебора, сначала пропустит несколько запросов, а это даст мошенникам несколько попыток, объясняет он.

Сколько это стоит

Первый год ЦБ позволил банкам пользоваться СБП бесплатно – но попросил их в первое время не брать и с клиентов комиссию за переводы: банки могут устанавливать ее самостоятельно.

Большинство участников СБП говорили «Ведомостям», что не станут взимать комиссию за переводы на старте проекта: Альфа-банк, ВТБ, Райффайзенбанк (как минимум до 1 мая), Совкомбанк, Qiwi (при пополнении карты «Совесть»), «Тинькофф банк» (в течение промопериода, срок которого не определен), РНКО «Платежный центр» (ориентировочно шесть месяцев), «Ак барс» (до 1 июня), Газпромбанк. СКБ-банк не взимает плату с отправителя только при переводе до 6000 руб., свыше – комиссия составит 1% (минимум – 30 руб., максимум – 300 руб.).

Из 12 участников тестовых испытаний три – «Тинькофф банк», Промсвязьбанк и Росбанк – планировали сразу взимать плату за переводы, но потом отказались – в начале работы системы. «По итогам первых трех месяцев будет принято решение о необходимости введения комиссий за переводы и их размере», – передала пресс-служба Росбанка слова замдиректора департамента розничных продуктов и маркетинга Лидии Кашириной.

В некоторых случаях клиентам придется платить банку за перевод через СБП уже сейчас. Прежде всего это касается отправлений со счетов кредитных карт. Такие переводы возможны, но они платные, предупредили «Тинькофф банк» и Совкомбанк.

В тарифах кредиток «Тинькофф банка» уже появилась строка «Переводы с использованием номера телефона через СБП». В зависимости от тарифного плана плата может составлять 2,9% + 290 руб. или 1%, но не менее 390 руб.

Что дальше

Присоединиться к СБП намерены еще 40 банков. По окончании бесплатного года банки будут платить от 1 до 6 руб. за каждый перевод (половину – банк отправителя, половину – получателя) в зависимости от суммы платежа, для своих клиентов банки смогут устанавливать тарифы самостоятельно.

Следующим этапом развития СБП должен стать запуск во втором полугодии 2019 г. платежей в пользу юридических лиц. Расплачиваться в магазинах можно будет с помощью QR-кода. ЦБ ожидает, что СБП позволит снизить для торгово-сервисных предприятий стоимость безналичных расчетов.

СБП – конкурент Сбербанка, через который сейчас проходит более 60% всех переводов с карты на карту. Госбанк к СБП не присоединился, но начал подключать к собственной системе переводов по номеру телефона другие банки – в 2018 г. к ней подключились «Тинькофф банк» и Совкомбанк.

ЦБ намерен обязать участвовать в СБП все крупные банки. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина говорила, что желание отдельных игроков сохранить монопольное положение – серьезное препятствие для развития конкуренции на рынке платежей и доступности финансовых услуг для населения.