Аветисян отказался прийти на комиссию по этике при РСПП

Миноритарий «Восточного» отрицает свою причастность к делу Baring Vostok
Аветисян пишет, что не станет участвовать в рассмотрении претензии/ Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Акционер банка «Восточный» Артем Аветисян отрицает, что причастен к уголовному делу против Майкла Калви, основателя инвестфонда Baring Vostok, и еще трех сотрудников этого фонда. Аветисян сам написал об этом в письме на имя председателя комиссии по этике при Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) Давида Якобашвили («Ведомости» ознакомились с копией документа). Такое письмо получено на прошлой неделе, подтвердил представитель РСПП.

Baring Vostok подал претензию в комиссию по этике при РСПП после того, как в феврале были арестованы сотрудники инвестфонда. Их обвиняют в хищении у банка «Восточный» 2,5 млрд руб. Следователи считают, что «Восточный» лишился денег из-за соглашения об отступном, по которому вместо долга ему передали пакет акций люксембургской IFTG – по завышенной цене.

Калви заявлял в суде, что уголовное преследование связано с корпоративным конфликтом между ним и миноритариями «Восточного» – Аветисяном и Шерзодом Юсуповым. Baring Vostok даже обратился в лондонский суд, продолжал Калви (цитата по ТАСС): перед слиянием «Юниаструм банка» и «Восточного» «Аветисян вывел из подконтрольного ему [«Юниаструм»] банка значительные суммы под видом фиктивных сделок». Уголовное дело, уверял Калви, должно заставить Baring Vostok отказаться от претензий в Лондоне. Второй мотив, объяснял Калви, – допэмиссия «Восточного» на 5 млрд руб. в апреле: Baring Vostok готов выкупить всю ее, а уголовное дело должно помешать размыванию доли Аветисяна в банке.

Аветисян заявил «Ведомостям»: «То, что уголовное дело связано с корпоративным конфликтом, – это ложь и клевета, я, безусловно, обращусь в суд». А в письме он говорит, что, по мнению представителей Baring Vostok, уголовное дело инициировано «мной и в моих интересах» – но ни он, ни его компания «Финвижн холдингс» не были инициаторами дела и не имеют к нему никакого отношения. Более того, пишет он, «ни один из сценариев развития следствия» не приведет к изменению сроков допэмиссии «Восточного» или к изменению состава его акционеров.

Артем Аветисян
акционер банка «Восточный»

«Ни я, ни принадлежащая мне международная компания «Финвижн холдингс» не являемся инициаторами (заявителями) по указанному уголовному делу. Более того, не являемся стороной указанного уголовного дела в каком-либо ином качестве». В письме председателю комиссии по этике при РСПП Давиду Якобашвили

Аветисян пишет, что не станет участвовать в рассмотрении претензии: комиссия по этике при РСПП ее рассматривать не должна, так как жалоба Baring Vostok «направлена на оценку законности действий правоохранительных органов в обход специальных процедур, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством». Выбранные Baring Vostok арбитры, продолжает Аветисян, уже публично высказывали поддержку Калви и его партнерам, а это исключает их беспристрастность и объективность.

«Говорить о предвзятости арбитров, которые будут рассматривать спор, все-таки нельзя», – говорит Якобашвили. Каждая сторона спора выбирает по арбитру, после чего эти двое выбирают третьего арбитра и он становится председателем комиссии, объясняет он: «Такая процедура позволяет сохранить принцип независимости». Еще один ответчик по претензии Baring Vostok – Юсупов. Он сообщил, что направил ответ в РСПП, но содержания не раскрыл.

Baring Vostok предложил трех кандидатов в арбитры, говорит человек, который знает это от сотрудников фонда: это бизнес-омбудсмен Борис Титов, основатель «Тройки диалог» Рубен Варданян и первый зампред совета директоров Альфа-банка Олег Сысуев. Титов не ответил «Ведомостям», Варданян и представитель Baring Vostok оставили вопрос без комментариев. Сысуев сказал, что слышит об этом впервые от «Ведомостей»: «Со мной этот вопрос никто не обсуждал. Но если бы мне предложили и нет конфликта интересов – Ваган Абгарян (обвиняемый по делу Baring Vostok. – «Ведомости») был нашим сотрудником, мы работали с инвестфондом – я бы согласился».

Немногие хотят быть арбитрами, говорит человек, который от такой роли отказался: «Дело Baring Vostok очень громкое, оно дурно пахнет, все хотят дистанцироваться. Принять взвешенное решение по такой претензии будет сложно».

Решение, рассматривать ли претензию Baring Vostok без ответчиков, пока не принято, заявил Якобашвили: «Оно принимается на заседании совета арбитров комиссии, скорее всего, оно будет заочным и пройдет на этой неделе».

Регламент позволяет комиссии по этике рассматривать претензии без ответчиков, говорил 13 марта президент РСПП Александр Шохин (цитата по «РИА Новости»): «Комиссия по этике в конце прошлой недели ждала ответа от ответчика. Не получила. Следующий шаг – рассмотрение претензии в отсутствие ответчика. Оно прописано в регламенте».

«Это не соответствует действительности, – заявил «Ведомостям» Аветисян. – Я отправил свой ответ, и РСПП его мгновенно получил».

Связаться с Шохиным не удалось.

После рассмотрения претензии комиссия должна дать рекомендацию об устранении нарушения этики. Если рекомендация не будет исполнена, комиссия может вынести виновной стороне общественное порицание, внести в список неблагонадежных партнеров или исключить из РСПП.