Ажиотаж на рынке IPO напоминает технобум 20 лет назад

С участниками пузыря доткомов нынешние компании роднит убыточность, но есть и важные отличия
Технологические компании устремились на фондовый рынок/ Richard Drew / AP

Технологические компании устремились на фондовый рынок, при том что американские индексы находятся на рекордных уровнях. Хотя эти компании зачастую продолжают называть стартапами, многие существуют уже около десятилетия, наладили бизнес и прочно вошли в жизнь миллионов людей. Это не отменяет того факта, что даже популярные компании, вроде сервисов заказа такси Uber и Lyft, до сих пор не доказали, что способны работать безубыточно. Ничто не свидетельствует о поздней стадии цикла лучше, чем массовые IPO компаний со слабыми шансами на выход в прибыль, считает Йон Триси, издатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money.

Кроме того, частные инвесторы оценили их в миллиарды, а то и в десятки миллиардов долларов, что снижает потенциал роста стоимости их акций на бирже.

Законы рынка и физики

В 1999 г. 547 компаний провели в США IPO и привлекли $107,9 млрд, по данным Dealogic, рекорд этот до сих пор не побит. Одержимость новыми технологиями сыграла с инвесторами злую шутку. Очарованные появлением в популярных телешоу наручной куклы, представлявшей онлайн-магазин еды для домашних животных Pets.com (один из самых популярных доткомов того времени), они покупали акции компаний, многие из которых были только созданы и шли на биржу, не имея не только прибыли, но иногда и выручки.

Уже через год-два, когда пузырь лопнул, эти компании канули в небытие. Индекс NASDAQ Composite с марта 2000 г. по октябрь 2002 г. упал на 75%, а его европейский аналог, индекс технологической секции Neuer Markt на Франкфуртской бирже, – на 95%, после чего она была закрыта.

В этом году привлеченная на рынке США сумма может превысить рекорд 1999 г., хотя размещений будет гораздо меньше, пишет The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на оценки инвестбанкиров, участвующих в подготовке IPO известных компаний. Lyft привлек в конце марта $2,34 млрд, повысив в ходе размещения ценовой диапазон и получив рыночную капитализацию $24,3 млрд против оценки $15,1 млрд в последнем раунде инвестиций в июне 2018 г. Uber рынок может оценить в $120 млрд, говорили компании инвестбанкиры несколько месяцев назад. Соцсеть Pinterest и сервис видеоконференций Zoom разместили акции 17 апреля, к выходу на биржу готовятся занимающаяся анализом данных Palantir, корпоративный мессенджер Slack, один из пионеров сервиса по доставке еды Postmates (доля рынка в США – около 10%). Сервис краткосрочной аренды жилья Airbnb рассматривает возможность IPO в 2020 г.

Рубен Варданян
социальный предприниматель

«Выясняется, что деньги вдруг становятся менее важны. Ты можешь объяснить покупку WhatsApp за $23 млрд – причем у компании даже нет бизнес-модели? Я недавно учился в Гарварде, и мы разбирали этот кейс: там не то что на момент покупки не было дохода, но его и потом не видно. У нас была дискуссия, может ли такая компания столько стоить». В интервью «Ведомостям», апрель 2018 г.

С героями технобума 20-летней давности многие из этих компаний роднит отсутствие прибыли. У Lyft убыток в прошлом году вырос до $911 млн, у Uber операционный убыток превысил $3 млрд (и в последние три квартала остановился рост выручки). Pinterest потеряла за год $63 млн, Palantir надеется выйти в прибыль через год-два. Postmates, оцененная в $1,86 млрд в последнем раунде частных инвестиций в начале 2019 г., получила $75 млн убытка в 2017 г. (данных за 2018 г. еще нет).

Акции Lyft, подскочив утром в первый день торгов на 21%, во второй упали ниже цены размещения $72 и затем опустились ниже $59. Трейдеры сразу стали играть на понижение, открыв рекордное количество коротких позиций, – на 38% от обращающихся акций. Майкл Уорд из Seaport Global выставил целевую цену $42 и рекомендацию «продавать» (правда, единственный из оценивающих компанию аналитиков). Lyft и инвесторы слишком оптимистично оценивают шансы на изменение поведения американских потребителей, заявил он, нет признаков того, что те будут массово отказываться от владения автомобилем в пользу такси.

Акции мессенджера Snap, подскочив после IPO в марте 2017 г., быстро упали ниже цены размещения и сейчас торгуются на 33% ниже ее. Акции сервиса облачных услуг Dropbox за несколько месяцев после IPO в марте 2018 г. подорожали более чем вдвое, но затем стали снижаться и сейчас торгуются около цены размещения. Обе компании до сих пор теряют деньги, хотя Dropbox во II–IV кварталах 2018 г. стал почти безубыточным. «Многие инвесторы впадают в эйфорию, когда слышат о чем-то новом. Но законы физики не обмануть – сила притяжения возобладает и на первое место выйдут фундаментальные показатели», – сказал Financial Times Трип Чоудри, фондовый аналитик Global Equity Research.

Больше и старше

С другой стороны, около 2,7% акций Lyft незадолго до IPO приобрел легендарный Джордж Сорос. Кроме того, не все «единороги» (компании, оцененные более чем в $1 млрд) убыточны и пытаются привлечь максимум денег, пока рынок, который непрерывно рос в 2009–2017 гг., вернулся к пиковым отметкам после провалов в I и IV кварталах в 2018 г.

Так, убыток Pinterest сократился вдвое со $130 млн в 2017 г. И компания установила ценовой диапазон для IPO в $15–17 – ниже цены в $21,54, по которой последний раз продала акции частным инвесторам в 2017 г.; правда, высокий спрос позволил разместить их по $19, дав Pinterest капитализацию в $12,6 млрд. Видя поведение акций Lyft после IPO, Uber, вероятно, разместится, исходя из капитализации $90–100 млрд, сообщили на прошлой неделе Reuters и WSJ со ссылкой на людей, знакомых с подготовкой к эмиссии. Правда, это все равно выше оценки в $76 млрд от частных инвесторов.

Slack намерен провести прямой листинг на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE), не привлекая деньги за счет традиционного размещения акций. Первым так поступил в апреле 2018 г. музыкальный стриминговый сервис Spotify; в тот момент он был убыточен, но получил прибыль в III и IV кварталах. Его акции сейчас торгуются около цены IPO.

Наконец, идущие сейчас на биржу компании гораздо крупнее и работают дольше, что позволило им пережить проблемы, часто возникающие у стартапов в первые годы существования. 20 лет назад многие компании становились публичными вскоре после основания, когда еще не было понятно, как конкуренция в секторе повлияет на их бизнес, сказал WSJ Джей Риттер, эксперт по IPO из Университета Флориды: «Сейчас неопределенности меньше». По его подсчетам, средний (медианный) возраст технологических компаний, проводивших IPO в 1999 и 2000 гг., был 4 и 5 лет соответственно, а в 2018 г. – 10 лет. А медианные продажи составляли $12 млн тогда и $173,6 млн в прошлом году. «Постоянные издержки у технологических компаний обычно велики, и чем больше доходов, которыми их можно покрыть, тем больше капает в прибыль», – говорит профессор Booth School of Business при Чикагском университете Стивен Каплан.

Пузырь или нет?

Amazon, капитализация которого сейчас около $900 млрд при выручке в 2018 г. $232,9 млрд (и прибыли $10,1 млрд), тоже пришел на биржу в 1997 г. убыточной компанией – спустя три года после создания. У него было $150 млн выручки, капитализация составила чуть более $400 млн, по данным S&P Capital IQ. Вложенные во время IPO в его акции $1000 сегодня превратились бы более чем в $1 млн.

Но пример Amazon говорит и о том, что дорого оцененные фондами компании не оставляют участникам публичного рынка больших возможностей для заработка. Если бы стоимость Uber выросла так же, как у Amazon, то в 2041 г. он бы стоил $240 трлн.

По просьбе «Ведомостей» компания Cindicator провела на своей аналитической платформе исследование среди более чем 20 000 профессиональных и частных инвесторов, трейдеров и аналитиков из разных стран. Cindicator использует гибридный интеллект (симбиоз коллективного и искусственного) для глубокого анализа и управления финансовыми активами. По его оценке, хотя большинство респондентов считает, что акции технологических компаний в США сейчас немного переоценены, в ближайший год индекс NASDAQ 100 все равно обгонит S&P 500 и занявший 3-е место в опросе Renaissance IPO Index (составляемый американским фондом Renaissance Capital индекс компаний, которые провели IPO в США; они исключаются из него через два года, а инвестировать в индекс можно через одноименный биржевой фонд). Лишь 33,7% опрошенных намерены покупать акции технологических компаний после их выхода на биржу, а 30% готовы сделать это только в случае их падения.

У участников рынка нет четкого мнения о том, наблюдаем ли мы повторение технологического пузыря и стоит ли ждать сильной коррекции, как в начале 2000-х гг.: вероятность пессимистического развития событий составила 46,2%, оптимистического – 53,8%, свидетельствует анализ Cindicator.