Джордж Сорос купил долю в сервисе заказа такси Lyft

Но на понижение акций компании играет рекордное число инвесторов
Джордж Сорос теперь полгода не сможет продать акции Lyft/ Pascal Lauener / Reuters

Один из самых известных американских инвесторов Карл Айкан, который несколько лет назад приобрел долю в сервисе заказа такси Lyft, продал приблизительно 2,7% своих акций Джорджу Соросу. Это произошло перед состоявшимся на прошлой неделе IPO, рассказали The Wall Street Journal люди, знакомые со сделкой.

Как позже написала Financial Times со ссылкой на человека, знающего о продаже, она произошла в период между 1 марта, когда Lyft сообщил о подаче документов на IPO, и 18 марта, когда компания объявила первоначальный ценовой диапазон размещения в $62–68 за акцию. Затем из-за высокого спроса Lyft повысил диапазон до $70–72 и в итоге продал акции по $72.

По цене IPO пакет Айкана стоит приблизительно $550 млн, хотя скорее всего цена сделки была несколько ниже, отмечает WSJ.

Айкан редко инвестирует в частные компании. Но в 2015 г. он заплатил $100 млн за долю в Lyft, которая в том раунде инвестирования была оценена в $2,5 млрд. Сервис заказа такси «способен стать фундаментальным компонентом нашей транспортной инфраструктуры», говорилось в заявлении фонда Icahn Capital. На следующий год Айкан купил акций Lyft еще на $50 млн при той же оценке компании. Впоследствии его доля размылась примерно до 2,7% в результате допэмиссий для следующих раундов инвестирования; в последнем из них Lyft был оценен в $15,1 млрд (в июне 2018 г.).

В результате IPO рыночная капитализация Lyft составила $24,3 млрд с учетом акций и опционов, выделенных сотрудникам. Без них компания стоила $20,4 млрд, исходя из этой оценки и называется сумма в $550 млн за 2,7% акций.

Причина, по которой Айкан продал свой пакет, неизвестна. Однако его представитель в совете директоров Lyft Джонатан Кристодоро был единственным членом совета, проголосовавшим против введения двух типов акций, благодаря чему основатели Логан Грин и Джон Циммер контролируют почти 50% голосов, хотя владеют менее чем 5% акций. Об этом FT рассказал источник, знающий о продаже доли Айкана. Кристодоро вышел из совета в марте, согласно документам Lyft.

Инвесторы, вкладывавшиеся в Lyft как частную компанию, не могут продать ее акции на бирже в течение 180 дней после IPO. Это правило теперь действует и в отношении Сороса. Айкан же смог зафиксировать хорошую прибыль по своей инвестиции до того, как выход Lyft на биржу породил жаркие споры о жизнеспособности бизнес-модели компании, получившей в 2018 г. $911 млн убытка и не имеющей ясных перспектив выхода в прибыль.

Цена акций Lyft, подскочившая в начале первого дня торгов 29 марта на 21%, уже на второй день, в понедельник, упала ниже цены размещения. По итогам торгов в четверг бумаги стоили ровно $72. Среди трейдеров, играющих на понижение, царит настоящий ажиотаж. Спрос на то, чтобы взять в долг акции Lyft и открыть короткие позиции (то есть продать бумаги в надежде получить прибыль, откупив их по более низкой цене), сейчас находится на рекордном уровне для компаний, проведших IPO, писало агентство Bloomberg. Из-за этого стоимость такого кредитования подскочила на 100%.

Как сообщила в среду аналитическая компания S3 Partners, к концу второго дня торгов (в понедельник) короткие позиции были открыты на 12,4 млн акций Lyft стоимостью $856 млн, то есть на 38% акций, находящихся в свободном обращении. Игорь Дусанивский, управляющий директор S3 Partners по предиктивной аналитике, назвал количество коротких позиций «гигантским» (цитата по FT): на понижение акций Lyft играют сильнее, чем «после IPO любой другой компании за долгое время».

Для сравнения: в случае с производителем джинсов Levi Strauss, чье IPO прошло в начале марта, короткие позиции открыты всего по 2% акций в свободном обращении. Участники рынка активно играли и на понижение акций убыточного мессенджера Snap, которые, подскочив в первый день торгов в марте 2017 г., сразу стали падать; но даже в этом случае короткие позиции открывались максимум на 20% обращающихся акций.

Во вторник Майкл Уорд, аналитик Seaport Global, начал анализ акций Lyft с рекомендации «продавать» и выставил целевую цену $42. «Чтобы оправдать нынешнюю рыночную оценку, инвесторам нужно слепо верить в то, что миллениалы и последующие поколения откажутся от владения автомобилями и вместо этого будут полагаться на сервисы заказа такси», – написал Уорд. Именно этого и ждут Lyft и его более крупный конкурент Uber, который также готовится к IPO. Обычно люди пользуются личными машинами только 5% времени, писал Lyft в заявке на IPO. Но в 2018 г. почти половина пользователей сервиса отметили, что благодаря ему стали меньше ездить на собственных автомобилях, а еще 22% считают, что потребность в таковых снизилась, указывала компания.

Пусть личные автомобили и не используются в полной мере, «мы считаем, что люди продолжат владеть ими и использовать как главное средство транспортировки, а сервисы заказа такси будут лишь удобным дополнением», считает Уорд.

Пока, правда, он единственный аналитик, советующий продавать акции Lyft. По данным Refinitiv, четыре аналитика дают оценку «нейтрально/держать», один рекомендует «покупать», двое – «активно покупать». Целевая цена (медиана) – $75,33.