Статья опубликована в № 4783 от 28.03.2019 под заголовком: Убытки идут на биржу

Готовы ли инвесторы вкладываться в IPO убыточных Lyft и Uber

Подобный ажиотаж во время технобума 20 лет назад закончился плохо

До недавних пор «единороги» – технологические стартапы, оцененные дороже $1 млрд, – растили бизнес за счет частного финансирования. Избыточная ликвидность, появившаяся из-за сверхмягкой политики центробанков, обеспечила венчурные фонды и фонды прямых инвестиций дешевыми средствами, и фонды были готовы вкладывать их – прежде всего в компании со взрывным ростом выручки.

Но Федеральная резервная система США ставки повысила, фондирование стало дорожать, а прошлогодний обвал на фондовом рынке – после девятилетнего безостановочного роста – и беспокойство, что мировая экономика замедляется, показали, что компании могут и упустить благоприятный момент, и не продать акции на бирже по высокой цене.

Самые громкие из предстоящих размещений – сервисов вызова такси Lyft и Uber. Также заявки подали социальная сеть Pinterest, Palantir, занимающаяся анализом данных, корпоративный мессенджер Slack. Диапазон размещения, который первоначально объявила Lyft, давал ей цену примерно в $20 млрд. Но в ходе роуд-шоу компания сообщила некоторым инвесторам, что спрос высок и акции (размещение назначено на четверг) могут быть проданы дороже верхней границы диапазона, написала The Wall Street Journal (WSJ). В последнем раунде частных инвестиций Lyft была оценена в $15,1 млрд.

Uber оценена частными инвесторами в $76 млрд, но инвестбанки, ведя переговоры с компанией, говорили и о капитализации в $120 млрд, которую она может получить после IPO.

Но у Lift убытки в 2018 г.: на шестом году существования при выручке $2,2 млрд они достигли $911 млн – больше, чем у любого другого американского стартапа за 12 месяцев, предшествовавших IPO, по данным S&P Global Market Intelligence. Этот рекорд вскоре может побить Uber – компания работает уже 10 лет и теряет сейчас по $800 млн в квартал.

Убытки несет и Pinterest, в 2018 г. – $63 млн, но это вдвое меньше, чем в 2017 г. Сеть коворкингов WeWork, которая намерена выйти на биржу, но не сказала когда, сообщила о $1,9 млрд убытка при выручке $1,8 млрд. Частные инвесторы оценивают ее в $45 млрд.

Palantir надеется выйти в прибыль через год-два.

Многие сервисы доставки еды, привлекшие миллиарды долларов, несут огромные убытки в борьбе за долю рынка, рассказывает WSJ и цитирует профессора Стэнфордского университета Илью Стребулаева, что бизнес-модели многих крупных непубличных компаний, которые уже стали частью повседневной жизни, не прошли проверку в полной мере. «Не удивлюсь, если многие из них окажутся не столь успешны, как ожидают инвесторы», – говорит он.

Как сервисы заказа такси увеличивают дорожный трафик

На 180% Lyft и Uber увеличивают трафик на городских улицах, утверждает консультант по транспорту Брюс Шаллер. Компании заявляют, что помогают снизить загруженность дорог. В 2018 г. почти половина пользователей Lyft в США отметили, что благодаря сервису стали меньше ездить на собственных автомобилях, а еще у 22% потребность в таковых снизилась, говорится в заявке компании на IPO.
Сервисы, ставшие символом экономики совместного пользования, наоборот, отваживают людей от настоящего такого сервиса – общественного транспорта – и увеличивают дорожный трафик, говорится в исследовании Шаллера «Новая автомобильность: Lyft, Uber и будущее американских городов», вышедшем в июле 2018 г. Если бы их не было, то около 60% их нынешних пользователей «в крупных густонаселенных городах воспользовались бы общественным транспортом, велосипедом, пошли пешком или никуда не поехали»; остальные 40% поехали бы на своей машине или такси. В результате UberX (комфортные автомобили) и Lyft добавляют в расчете на одну машину 2,8 мили поездок взамен несостоявшейся поездки на одну милю на собственном автомобиле (2,8 км вместо 1 км).

СвернутьПрочитать полный текст

Из-за жесткой конкуренции Lyft и Uber вынуждены тратить огромные деньги на маркетинг, привлечение водителей и пассажиров (Lyft – $1,3 млрд в 2018 г.). А в январе Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе сообщил, что его студенты совершают в неделю около 11 000 поездок на Uber и Lyft по кампусу, и выразил беспокойство за судьбу окружающей среды. В ответ представитель Lyft Си-Джей Мэклин заявил, что компания вложила миллионы долларов в возобновляемую энергетику и разведение лесов, чтобы компенсировать выбросы углекислого газа.

В конце 1990-х гг., когда надувался технологический пузырь, многие убыточные компании проводили IPO, но и стоили на порядки дешевле. Иные выходили на биржу спустя всего несколько месяцев после создания (у популярных тогда eToys и Pets.com выручки почти не было) и привлекали относительно небольшие суммы. В 1997–1999 гг. продуктовый онлайн-магазин Webvan получил $700 млн от частных инвесторов в ходе IPO (более $1 млрд в сегодняшних деньгах), что стало одной из крупнейших инвестиций, – и закрылся в 2001 г.

Известны и успешные примеры: Amazon получил первую квартальную прибыль в 2001 г. – через четыре года после IPO. А Google и Facebook выходили на биржу, будучи прибыльными (в 2004 и 2012 гг. соответственно).

«Ничто не свидетельствует о поздней стадии цикла лучше, чем массовые IPO компаний, имеющих слабые шансы на выход в прибыль», – говорит Йон Триси, издатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money: единственная возможность для Lyft и Uber стать рентабельными – первыми вывести на улицы самоуправляемые автомобили, но это вряд ли произойдет. В последние месяцы в США отмечается рост просрочек по субстандартным автокредитам, которые часто берут те, кто работает на эти сервисы, указывает Триси, и многие водители могут начать сознавать, что у них не получается зарабатывать достаточно, учитывая все расходы – от платежей по кредитам до бензина, ремонта, страховки и налогов. «Неудивительно, что Lyft и Uber так торопятся провести IPO», – резюмирует он.

Громкие отраслевые IPO действительно иногда свидетельствуют, что бум в секторе подходит к концу. Так, в мае 2011 г. первичное размещение провел крупнейший сырьевой трейдер мира Glencore. Сырьевые трейдеры, их сильно возросшее влияние на рынках, переживавших с начала 2000-х гг. суперцикл роста, были тогда у всех на слуху. Glencore закрыла книгу заявок за несколько часов, IPO на $10 млрд стало крупнейшим в Великобритании. Никто тогда не знал, что долгосрочный цикл роста закончился месяцем ранее: с апреля 2011 г. сырьевой индекс Bloomberg Commodity Index падал до начала 2016 г., после чего лег в «боковик».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more