Статья опубликована в № 4801 от 23.04.2019 под заголовком: От «Сбербанка» может остаться половина

Сбербанк зарегистрировал новый товарный знак

Бренд «Сбер», скорее всего, будет использоваться в экосистеме госбанка

«Мы все больше и больше становимся технологической компанией, а не банком», – говорил президент Герман Греф в декабре, если бы мы были интернет-компанией, стоили бы в разы дороже. Он тогда предупреждал, что Сбербанк как экосистема может отказаться от слова «банк» в названии. Тогда стало известно, что госбанк купил домен sber.ru, а теперь – что он зарегистрировал товарный знак «Сбер» 8 апреля, следует из базы данных СПАРК. Параллельно банк регистрировал десятки связанных с ним товарных знаков: от Sber In Move до «Сберкот» – так называется чат-бот банка в соцсетях, он дает советы про финансы и присылает бесплатные стикеры.

Сбербанк хочет присутствовать в жизни своих клиентов как можно больше, и оказания одних финансовых услуг ему для этого мало. Построение экосистемы, охватывающей как можно больше сфер жизни клиента, – один из приоритетов стратегии-2020 Сбербанка.

«Чем больше мы насыщаем жизнь клиента полезными сервисами, тем чаще он обращается именно к нам. В целом мы хотим от позиции посредника перейти к позиции провайдера конечных услуг. И стать для клиентов экосистемой первого выбора», – говорил «Ведомостям» руководитель дирекции по развитию экосистемы Сбербанка Марк Завадский. Сейчас в ней около 20 компаний – от электронной коммерции («Яндекс.Маркет») и медицины (DocDoc) до «Сбербанк телекома» и недвижимости («Домклик»), перечислял он.

Однако название этой экосистеме банк до сих пор ищет, рассказывал Греф в декабре.

Герман Грефпрезидент Сбербанка
«В ближайшие пять лет мы не ждем какой-то отдачи в виде высокой прибыли от этих [дочерних] компаний. В ближайшие пять лет наша задача – вырастить экосистему. Потом уже, через пять лет, можно будет ожидать прибыльности и большого вклада в наш совокупный финансовый результат». 16 апреля 2019 г. ТАСС

«Сбер» используется как часть брендинга ряда компаний экосистемы, говорит ее резидент, приводя в пример «Сбермобайл». Пресс-служба банка на запрос по существу не ответила, лишь объяснив регистрацию брендов юридическими соображениями.

Зарегистрировав товарный знак «Сбер», банк может в дальнейшем использовать любые комбинации с этим словом, например «Сбертакси» или «Сбермульт», не подавая на отдельный патент, объясняет директор НФ «Центр правовой защиты интеллектуальной собственности», адвокат Владимир Энтин.

Экосистема Сбербанка

Существующие направления

SberCloud (облако)
Docdoc (электронная система здравоохранения)
Yandex Money (финансовые технологии)
Yandex Market (электронная коммерция)
Эвотор (услуги в2в)
Segment (рекламные технологии)
«Сбермобайл» (телеком)
VisionLabs (идентификация)
Bi.Zone (кибербезопасность)
«Сбербанк-АСТ» (торговая площадка b2b)
«ДомКлик» (жилье)
«Диалоги» (мессенджер)
IoT Laboratory Smart Home (интернет вещей)
SberBPO (аутсорсинг бизнес-процессов в2в)
SberMarketing, «Деловая среда», l SberLegal (профессиональные сервисы)
SberbankService, «Современные технологии» (техническая поддержка)
В процессе реализации
E-auto
Логистика
Онлайн-рекрутмент
Технология сбора данных «Умные данные»

Отказ от слова «банк» в экосистеме выглядит логично, рассуждает партнер Oliver Wyman Сорин Таламба.

Когда речь заходит о таких вариантах развития, куда важнее вопрос, насколько банк может построить полноценную экосистему вокруг себя, насколько вообще банк может идти в другие секторы и создавать нужный клиенту продукт, продолжает он. И указывает, что исторически у банков IT-часть не всегда может соответствовать таким задачам. Но в любом случае это логичный путь развития финансовой индустрии.

Избавиться от слова «банк» в названии может и «Тинькофф банк», заявлял его основатель Олег Тиньков. «Мы никакой не банк, мы прежде всего IT-компания», – регулярно повторяет он.

«В начале года мы стали позиционировать себя как «Тинькофф», – говорит его вице-президент Максим Евдокимов. – Сейчас мы строим экосистему – поэтому банк перестал быть доминантой в глобальной коммуникации и остался только «Тинькофф» или «Тинькофф.ру». Хотя, когда мы предлагаем клиенту продукты, мы общаемся с ним как «Тинькофф банк», «Тинькофф страхование», «Тинькофф мобайл» или «Тинькофф путешествия». Отказ от слова «банк» нужен для того, чтобы обойти стереотипность восприятия: когда мы назывались «Тинькофф кредитные системы», все думали, что мы занимаемся только кредитами, хотя у нас уже давно была широкая дебетовая линейка и другие продукты».

Читать ещё
Preloader more