Продавцы на Ozon близки к «Открытию»

Банк начал выдавать экспресс-кредиты партнерам российского маркетплейса
Андрей Гордеев / Ведомости

Ozon расширил программу кредитования продавцов. Теперь они, помимо займов от микрофинансовых компаний, могут получить экспресс-кредит от банка «Открытие» – до 10 млн руб. с процентной ставкой от 9,5% годовых на срок до двух лет. Залогом по кредиту станут товары, находящиеся на складах Ozon.

«Основное преимущество в том, что весь процесс кредитования проходит онлайн: от этапа подачи заявки до выдачи, – объясняет директор департамента кредитных продуктов и технологий для малого и среднего бизнеса банка «Открытие» Елена Куроптева. – Несомненным плюсом является также то, что клиенту не требуется собирать дополнительные документы или искать поручителя». В банке отмечают, что реализация совместного проекта дает возможности всем участникам для роста бизнеса своих клиентов за счет использования дополнительных кредитных ресурсов.

«Благодаря сотрудничеству с Ozon банк может оценить в онлайне бизнес клиента – динамику продаж, товарные остатки и так далее и с учетом этого сделать ему наиболее приемлемое предложение по кредиту», – отмечает Куроптева. Кроме того, банк получает выход на новую аудиторию компаний малого и среднего бизнеса – на конец II квартала число активных продавцов на Ozon превышало 13 000.

«Такие проекты должны быть интересны банкам прежде всего с точки зрения привлечения новых клиентов, – отмечает Юлия Якупова, ведущий аналитик по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА». – При этом, учитывая, что большинство поставщиков товаров на Ozon являются субъектами малого и среднего бизнеса, их история работы и продаж на площадке могут помочь банкам в оценке рисков». Немаловажным фактором также должна стать возможность кредитовать компании под залог товаров в обороте, что является для банков более привлекательным продуктом, чем необеспеченные кредиты, добавляет эксперт.

«Для банков ключевым является взаимодействие с маркетплейсом для целей анализа платежеспособности потенциального заемщика. От этого будет зависеть премия за риск, а значит, и ставка по кредиту, а в будущем и качество кредитного портфеля», – считает доцент кафедры «Фондовые рынки и финансовый инжиниринг» факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергей Хестанов.

Летом Ozon уже запустил партнерский проект по кредитованию поставщиков с микрокредитными организациями SimpleFinance и «Папа финанс». Но о конкуренции между банком и микрофинансовыми организациями на одной площадке речи не идет: ритейлер убежден, что среди продавцов есть клиенты и для тех, и для других. «Микрокредитные компании специализируются на займах до 2–3 млн, что подходит скорее небольшим бизнесам. На Ozon сегодня активно продают свои товары свыше 13 000 компаний разного масштаба, и у многих из них есть интерес к бÓльшим суммам, поэтому наша задача – дать широкий выбор продуктов разным бизнесам», – поясняют в Ozon.

Эксперты считают, что расширяющееся сотрудничество кредитных организаций с российским маркетплейсом говорит об одном: российские банки готовы последовать примеру своих зарубежных коллег. «Как показывает и китайский, и американский опыт, концепция маркетплейса очень перспективна. И для банков, и для маркетплейсов сотрудничество имеет синергический эффект – продажи растут, а конкуренция между партнерами отсутствует», – рассказывает Хестанов. На партнерство с онлайн-магазинами отечественные финансисты нацелились уже довольно давно, а взлет онлайн-продаж во время коронавирусной изоляции стал решающим аргументом в пользу активизации этого процесса. Ozon собирается в полной мере использовать эту ситуацию. «Мы видим свою площадку как маркетплейс для нескольких игроков, и сейчас мы ведем переговоры с другими банками о присоединении к проекту b2b-кредитования», – заявили «Ведомостям» в пресс-службе ритейлера.

На фоне дальнейшего роста онлайн-продаж сотрудничество банков и маркетплейсов эксперты считают вполне уместным: поставщики смогут оперативно получать финансирование под текущие нужды, что позитивно скажется на объеме поставляемой и, соответственно, реализуемой на маркетплейсе продукции. Правда, взрывной рост продаж сразу после запуска кредитования вряд ли произойдет, предупреждают специалисты. «Радикального увеличения товарооборота ждать не стоит, но продажи относительно дорогих товаров – стоимостью заметно свыше средней зарплаты – вырастут, – уверен Хестанов. – Однако в любом случае для налаживания взаимодействия продавцов, банка и маркетплейса потребуется время – как минимум, один-два года».