Крупнейший оператор дата-центров для майнинга направил Мишустину предложения по регулированию криптовалют

Эксперты считают подход калькой с предложений правительства
Поводом для письма BitRiver послужил январский доклад ЦБ для обсуждения, в котором регулятор предложил запретить майнинг, выпуск, обращение и обмен криптовалют, в том числе биткойна, любыми российскими игроками, криптобиржами, криптообменниками и р2р-платформами на территории России/ Андрей Гордеев / Ведомости

Компания BitRiver (крупнейший оператор дата-центров в России, предоставляет услуги хостинга и готовые решения для энергоемких вычислений, прежде всего майнинга криптовалют) предложила председателю правительства Михаилу Мишустину собственное видение регулирования выпуска и обращения криптовалют в России, а также схему возможного налогообложения отрасли. Копия письма, адресованного премьеру, есть в распоряжении «Ведомостей», его получение подтвердили в аппарате правительства. Представитель кабмина отметил, что документ был направлен для проработки в Минэкономразвития и Минцифры.

В пресс-службе Минэкономразвития уточнили, что письмо получено и принято в работу. Представитель Минцифры не ответил на запрос.

Что предлагается

В письме BitRiver отмечается, что необходимо ввести в гражданский правооборот под контролем ЦБ регулирование криптобирж и криптообменников как основных площадок, где будут осуществляться организованное обращение и торги цифровыми валютами. Пока такие компании (в том числе крупнейшая криптобиржа Binance) не представлены в России на уровне юридических лиц.

BitRiver описала возможную схему налогообложения. При купле-продаже криптовалюты следует взимать налог по схеме: налогооблагаемая база = стоимость продажи – стоимость покупки. При этом база для произведенной, или «намайненной», налогоплательщиком криптовалюты будет рассчитываться как доход от ее реализации за вычетом расходов на электроэнергию, амортизацию оборудования, а также иные расходы за тот период, когда криптовалюта производилась.

Кроме того, в компании предлагают не взимать НДС с криптовалютных операций. Дело в том, что цифровые валюты очень чувствительны к любым ценовым надбавкам в силу своей децентрализованной природы, поясняется в письме.

Куда идут криптовалюты

В конце января вице-премьер Дмитрий Чернышенко утвердил проект дорожной карты по криптовалютам, рассчитанной на период до конца текущего года, которая предполагает регулирование, а не запрет рынка, писал РБК. Она предполагает, что к маю 2022 г. Минфин проработает атрибуты и функционал системы комплаенс-контроля за деятельностью организаторов, операторов и клиентов p2p-платформ, а также иных систем, в том числе провайдеров услуг виртуальных активов. В этот же срок предлагается доработать положения «регуляторно-ограничительного режима» деятельности провайдеров услуг виртуальных активов, определить статус участников рынка и порядок их деятельности и назначить надзорный орган в этой сфере. К концу года должны быть разработаны механизмы регистрации и отчетности организаций, через которые проходит оборот виртуальных активов в стране. Также планируется определить ответственность за преступления с использованием криптовалют и ввести административное или уголовное наказание за уклонение от декларирования сведений об операциях с такими активами.
Участники рынка, которых затрагивают требования по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма, должны будут отчитываться перед Росфинмониторингом об операциях с цифровыми валютами. 

В BitRiver не выступают за использование криптовалют в качестве средства платежа, но просят легализовать майнинг на территории России. По их оценкам, «добычей» одного лишь биткойна занимается около 300 000 майнеров (физических и юридических лиц) в стране, что в среднем приносит $1,5 млрд в год, и еще около $2,5 млрд в год зарабатывают производители других криптовалют (таких как эфир, монеро и проч.). Таким образом, если взимать налог на прибыль или НДФЛ с операций с виртуальной валютой при переводе в фиатные средства, то в консолидированный бюджет России будет в среднем ежегодно поступать более 50 млрд руб. в виде доходов, оценил «Ведомостям» основатель и генеральный директор BitRiver Игорь Рунец. Он уверен, что легализация майнинга вызовет дополнительный мощный приток российских и иностранных инвестиций в Россию в строительство центров обработки данных (ЦОД) с энергоемкими вычислениями, в проекты финтехов, а в перспективе – в российское оборудование для ЦОД на сумму свыше 100 млрд руб. в год только на первых этапах.

Уже боян

Эксперты отмечают, что предложенная BitRiver схема налогообложения не нова. Похожий подход с 2018 г. предлагался Минфином, напомнил советник Lidings Дмитрий Кириллов. Из-за того что налогообложение дохода от криптовалют в российском законодательстве полноценно не урегулировано, применяется общий подход – выручка от продажи за вычетом расходов на покупку, умноженная на ставку НДФЛ (или налога на прибыль для организаций), отметил он.

В Российской ассоциации криптоиндустрии и блокчейна (РАКИБ) знакомы с предложениями BitRiver, отметил вице-президент объединения по регулированию рынка Валерий Петров. Общие положения, которые формализованы компанией BitRiver, были раскрыты недавно Минфином в виде конкретных пунктов и шагов, согласился он.

Заместитель председателя цифровой комиссии московского отделения Ассоциации юристов России Михаил Успенский отметил, что предложения BitRiver по НДФЛ представлены в зачаточном состоянии и не учитывают все многообразие правил налогового учета в России, а освобождение от НДС при обращении цифровой валюты уже предусмотрено в правительственном законопроекте, прошедшем первое чтение в Госдуме.

Наибольшую сложность представляет налогообложение доходов от биржевой торговли криптоактивами, поскольку каждый день могут проводиться десятки (а при алгоритмической торговле с помощью так называемых биржевых роботов – и сотни) сделок купли-продажи и обмена, сказал Кириллов из Lidings. В этой ситуации нужен упрощенный порядок определения доходов от такой торговли. Момент возникновения налогооблагаемого дохода стоит ограничить моментом продажи криптовалюты за фиатные деньги, оставляя за скобками обменные операции, считает он.

Налогообложение доходов от майнинга вполне может вестись по обычным правилам общей или упрощенной системы налогообложения, продолжил Кириллов: важно правильно документировать получение майнером криптовалюты и ее последующую продажу как источник налогооблагаемого дохода. Расходную часть также нужно правильно документировать, отметил эксперт. Кириллов также добавил, что хотелось бы видеть в законе особенности налогообложения этих операций для самозанятых лиц.

Запретить нельзя легализовать

Поводом для письма BitRiver послужил январский доклад ЦБ для обсуждения, в котором регулятор предложил запретить майнинг, выпуск, обращение и обмен криптовалют, в том числе биткойна, любыми российскими игроками, криптобиржами, криптообменниками и р2р-платформами на территории России. Криптовалютой можно будет только владеть, предлагал регулятор. ЦБ считает широкое распространение этого вида активов и рост объема транзакций с ним угрозой для российского финансового рынка. А майнинг, по мнению регулятора, создает повышенную нагрузку на энергосети, увеличивает углеродный след, приводит к дефициту видеокарт и росту их цен.

Предложения ЦБ вызвали большой резонанс – пока регулятор одинок в своей позиции полного запрета криптовалют.

В Минфине считают, что регулирование поможет отслеживать незаконные операции с криптовалютой и увеличить доходы бюджета. Поэтому Минфин предлагает проводить операции с криптовалютой через российские банки, идентифицировать владельцев криптокошельков и разделить инвесторов на квалифицированных и неквалифицированных. Подход Минфина поддерживают в ФСБ и Росфинмониторинге.

Но ЦБ не согласился с некоторыми положениями концепции Минфина: в частности, у регулятора возникли возражения по поводу целесообразности использования российской банковской системы в операциях с криптовалютами. Банк России также указал на высокую волатильность криптовалют и риски того, что граждане будут переводить свои вклады в данный цифровой актив, что повышает социальные риски. В ЦБ считают, что один из пунктов концепции Минфина по идентификации и легализации операций с криптовалютой создает огромный риск стабильности российской финансовой системы.

Глава Минцифры Максут Шадаев отмечал, что введение ограничений на оборот криптовалют остановит развитие индустрии блокчейна в России, что не укладывается в рамки политики по поддержке IT-отрасли.

Президент России Владимир Путин также поддержал предложение правительства России по регулированию криптовалют в стране, сообщал Bloomberg. Он поручил правительству и ЦБ сформировать консолидированную позицию по данному вопросу. Замминистра финансов Алексей Моисеев 1 февраля сообщил «Интерфаксу», что правительство активно обсуждает варианты развития рынка криптовалюты в России и должно принять решение в ближайший месяц.

Глава минцифры Татарстана Айрат Хайруллин на заседании коллегии ведомства 26 января предложил создать в Казани пилотную зону для тестирования механизмов регулирования рынка криптовалют в России.