ЦБ, Минфин и правительство нашли точку соприкосновения в вопросе регулирования криптовалют

Использование криптовалют как средства платежа должно быть запрещено
Обеим сторонам дискуссии (ЦБ как регулятор – и Минфин и правительство) удалось сблизиться по многим позициям/ Андрей Гордеев / Ведомости

Банк России, Минфин и правительство сблизили позиции в вопросе развития криптовалют в России – эти цифровые валюты не будут средством платежа. Об этом журналистам рассказал президент РСПП Александр Шохин после заседания координационного совета РСПП по вопросам цифровизации. «Ведомости» направили запрос в Банк России.

«Уже сейчас видно, что обе стороны этой дискуссии (ЦБ как регулятор – и Минфин и правительство) в целом по многим позициям сблизились. В частности, речь идет если о запретах, то скорее о запрете использования криптовалюты в качестве платежного средства, при том что другие аспекты подлежат регулированию», – сказал Шохин. Согласно концепции правительства, криптовалюту можно будет покупать, обменивать, продавать.

Сопредседатель совета, президент «Норникеля» Владимир Потанин сообщил журналистам, что сейчас стороны пытаются понять, что именно им необходимо регулировать и каким образом. При этом, по его словам, вопрос запрета применения криптовалюты в качестве средства платежа поддерживают все. Впрочем, по словам Шохина, пока рано говорить о том, что уже выработано единое и окончательное решение.

Также в ходе совета удалось отделить проблематику цифровых финансовых активов (ЦФА, способ традиционные товары и услуги вводить в оборот в современной оцифрованной форме на платформах, основанных на блокчейне и других распределенных реестрах) от проблематики криптовалют. Бизнес-сообщество достигло понимания с правительством, ЦБ и депутатами, что проблемы криптовалют сложнее и труднее регулируемые по сравнению с вопросами ЦФА. Поэтому итогом встречи Потанин назвал возможность продвигать вопросы по ЦФА, которые «созрели» уже сейчас, не дожидаясь, пока решатся тяжелые спорные вопросы. В частности, речь идет о необходимости отдельного налогообложения ЦФА, предоставлении финтех-компаниям равных возможностей с банками по открытию номинальных счетов (банковский счет, который помогает отделить деньги компании от денег ее клиентов) и ведению самостоятельного учета операций с ЦФА на своих платформах.

Вопрос ЦФА возник в повестке в связи с тем, что в начале февраля в реестре операторов информационных систем по выпуску ЦФА появилась первая компания. Ею стала Atomyze – российская токенизационная платформа, одним из инвесторов которой является компания «Интеррос» Потанина. Закон о ЦФА, позволяющий выпускать и обменивать эти активы, заработал еще в январе 2021 г., но до последнего момента ни одна компания (к примеру, Сбербанк) не могла получить разрешение ЦБ.

По словам Потанина, процедура регистрации была крайне сложной из-за того, что закон новый и до этого ни одна компания ничего подобного не делала. Также Потанин сообщил, что сейчас ЦБ готовит документ о регламентации доступа квалифицированных и неквалифицированных инвесторов к ЦФА, в котором по аналогии с краудфандингом регулятор предлагает ограничить лимит инвестиций до 600 000 руб. в год для одного неквалифицированного инвестора. 

На этой неделе российское правительство утвердило концепцию Минфина по развитию криптовалют. Вопреки позиции Банка России, который хотел полностью запретить криптовалюты, власти согласны пойти путем жесткого регулирования этой отрасли. Цель регулирования – интегрировать механизм оборота цифровых валют в финансовую систему и обеспечить контроль за денежными потоками в контуре банков. 

Все операции с криптовалютами будут проходить через российские банки (они будут организаторами системы обмена цифровых валют), а держателям криптокошельков нужно будет пройти упрощенную или полную идентификацию и открыть электронный кошелек в банке. 

Для контроля и отслеживания платежей предлагается использовать сервис Росфинмониторинга «Прозрачный блокчейн». Этот сервис позволит определять параметры «нормальных», подозрительных и высокорисковых транзакций, прослеживать цепочки перемещения цифровых финансовых активов, создавать базу данных криптовалютных кошельков, связанных с осуществлением противоправной деятельности и финансированием терроризма и проч.

Операторами обмена цифровых валют могут быть криптообменники и криптобиржи. К ним будут применяться требования по лицензированию – они будут обязаны иметь финансовые подушки безопасности по ликвидности и достаточности капитала. Иностранные криптобиржи смогут работать в России, но для этого им надо будет открыть в стране свое представительство.

Для защиты прав и интересов инвесторов предлагается разделить их на квалифицированных и неквалифицированных. Надзорные функции в рамках концепции предлагается распределить между ЦБ, Минфином, Росфинмониторингом, ФНС, Минцифры и Генпрокуратурой.

Появлению дорожной карты правительства предшествовал опубликованный Банком России доклад, в котором регулятор предложил фактически полностью запретить развитие криптовалют в России – майнинг, выпуск, обращение, обмен. ЦБ согласен только на владение криптовалютой. Банк России считает широкое распространение этого вида активов и рост объема транзакций с ним угрозой для российского финансового рынка. А майнинг, по мнению регулятора, создает повышенную нагрузку на энергосети, увеличивает углеродный след, приводит к дефициту видеокарт и росту их цен.

У ЦБ были возражения на предложения Минфина, особенно по поводу целесообразности использования российской банковской системы в операциях с криптовалютами. Банк России также указал на высокую волатильность криптовалют и риски того, что граждане будут переводить свои вклады в этот цифровой актив, что повышает социальные риски. В ЦБ считают, что один из пунктов концепции Минфина по идентификации и легализации операций с криптовалютой создает огромный риск стабильности российской финансовой системы.

В конце января президент Владимир Путин попросил правительство и ЦБ «прийти к какому-то единому мнению» и подготовить совместный законопроект о регулировании криптовалют к 18 февраля.