«Аэрофлот»: поможет ли его акциям господдержка

Для роста стоимости бумаг нужны другие драйверы – только госпомощи недостаточно
Поскольку «Аэрофлот» – крупнейший российский авиаперевозчик с долей рынка в 41%, то и основная часть из выделенных первым пакетом помощи 19,5 млрд должна отойти ему, считают аналитики/ Максим Стулов / Ведомости

Правительство выделит авиакомпаниям 19,5 млрд руб. на возврат денег пассажирам за отмененные из-за санкций рейсы, сообщил 14 апреля председатель российского правительства Михаил Мишустин. Это лишь первый пакет помощи авиакомпаниям в рамках намеченных мер по поддержке всей отрасли – на поддержку авиакомпаний и аэропортов в 2022 г. российское правительство направит 311 млрд руб., включая 110 млрд руб., которые власти выделят на субсидирование внутренних перевозок с апреля по октябрь 2022 г.

Государственная помощь поддержит авиаотрасль, считают эксперты, но только денежных вливаний недостаточно. Для «Аэрофлота» санкции Запада – главная проблема, говорит аналитик ФГ «Финам» Наталия Пырьева. ЕС ввел запрет на лизинг и поставку самолетов, запчастей и оборудования, а также на оказание страховых услуг российским авиакомпаниям. Приостановила техническое обслуживание и поставки запчастей российским авиаперевозчикам также и американская Boeing. Теперь, говорит Пырьева, авиаотрасли надо наращивать внутренний рынок, развивать внутренний туризм, налаживать международные контакты с дружественными странами и медленно, но верно увеличивать загруженность авиакомпаний.

Поскольку «Аэрофлот» – крупнейший российский авиаперевозчик с долей рынка в 41%, то и основная часть из выделенных первым пакетом помощи 19,5 млрд должна отойти ему, считают аналитики. Личный брокер «Открытие инвестиции» Игорь Бородин говорит, что, по разным оценкам, «Аэрофлот» получит от 50 до 70% выделенных средств. По подсчетам эксперта по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Валерия Емельянова, «Аэрофлоту» может достаться до 80% помощи из 19,5 млрд руб., т. е. более 15,5 млрд руб. Доля международных рейсов в пассажирообороте авиакомпании, согласно отчету за 2021 г., составляет примерно 40%, а это практически вдвое выше, чем в среднем по всем авиакомпаниям (20%), указывает эксперт. При этом на Европу и Америку приходится около 10% авиарейсов, добавляет эксперт. Получается, что большая часть возвратов, которая связана с отменой рейсов за рубеж, придется на «Аэрофлот», причем по двум причинам: потому что он в принципе крупнее конкурентов плюс у него был большой фокус на зарубежных линиях, резюмирует эксперт.

Но для авиакомпании это несущественная сумма, считает Емельянов. За весь прошлый год операционные затраты авиакомпании (без учета топлива) составили 367 млрд руб. Так что господдержка в размере 15,5 млрд покроет примерно две недели работы «Аэрофлота», поясняет эксперт.

Перспективы акций

В начале года акции «Аэрофлота» на Мосбирже стоили 60,78 руб. (цена закрытия торгов 3 января). К 18 февраля (последний день торгов, перед тем как Совбез начал обсуждать признание независимости ЛНР и ДНР) бумаги подешевели до 55,70 руб. В последующую неделю – с 18 по 25 февраля – акции обвалились на 34%. Но, если после возобновления торгов на Мосбирже многие акции российских компаний существенно подорожали, акции «Аэрофлота», наоборот, продолжили падение и по итогам сессии пятницы, 15 апреля, стоили 32,96 руб. (–46% с начала года).

Многие аналитики отзывают свои рекомендации на акции российских компаний в связи с повышенной неопределенностью на фондовом рынке. Не исключение и «Аэрофлот». Но эксперты не сомневаются, что у авиаперевозчика, как у госкомпании и лидера российского рынка, есть шансы пережить очередной кризис.

Бородин сохраняет негативный взгляд на акции компании, даже несмотря на приближающийся высокий туристический сезон и явный интерес со стороны граждан России на перелеты – как на отечественные курорты, так и по традиционным направлениям – Турция и Египет. Перед компанией стоит много препятствий, которые оказывают давление на котировки «Аэрофлота», отмечает Бородин. В их числе – геополитика, санкции, сокращение доходов по линии платежей за транссибирские перелеты от иностранных компаний, ограничение возможности обновлять флот и обслуживать имеющиеся самолеты, говорит он. Кроме того, считает Бородин, у компании непростое финансовое положение и на выплату дивидендов в ближайшие несколько лет рассчитывать не приходится.

Основной фактор, влияющий сейчас на бумагу, – это вера акционеров, что отскок будет, считает Емельянов. По его словам, акции «Аэрофлота» могут упасть в зону 20–25 руб. за штуку, куда они проваливались на пике предыдущих кризисов, после чего – начать восстанавливаться. Но откуда и когда начнется рост, пока сказать невозможно. Позитивных драйверов нет и пока не предвидится, резюмирует эксперт.

Впрочем, Пырьева считает, что позитивным событием для бумаг компании и сектора в целом станет возобновление полетов в 11 российских аэропортов на юге России. Но это случится, вероятно, после завершения спецоперации на Украине, отмечает она.