ЦБ назвал условия сохранения налогового вычета при переводе иностранных бумаг
Ряд инвесторов лишились налоговых льгот после перевода активов от санкционного брокераРегулятор уточнил, что переводы иностранных ценных бумаг от одного брокера к другому не влияют на возможность получить налоговый вычет, если такие переводы были связаны с санкциями и соответствуют одному из трех условий:
для инвестора изменился только депозитарий, в котором учитывались иностранные ценные бумаги, при этом они по-прежнему учитываются на прежнем ИИС;
один брокер перевел все активы клиента с ИИС другому профучастнику вместе с правами и обязанностями по договору ИИС;
при переводе бумаг от одного брокера к другому учет иностранных активов на ИИС был прекращен, но клиент заключил договор на ведение счета у нового профучастника и расторг договор с предыдущим в течение месяца после.
Банк России рекомендовал брокерам и депозитариям информировать клиентов, чьи активы переведены таким образом, о сохранении права на налоговый вычет и оказывать им содействие в его получении. ЦБ добавил, что совместно с органами исполнительной власти прорабатывает способы защиты прав клиентов подсанкционных брокеров, активы которых переводились по другим схемам.
Проблема с ИИС возникла после того, как брокерские компании российских банков попали под блокирующие санкции и их иностранные активы оказались заморожены. Владельцы ИИС, которые обслуживались в санкционных брокерах, оказались в ситуации невозможности проводить операции с рядом активов, которые учитывались на счете. Брокеры поступали с ИИС по-разному. Первый путь – иностранные активы клиентов санкционных брокеров переводились к тем, кто под санкции не попал. Но тут возникла другая проблема: частичный перевод активов с ИИС грозит потерей льгот, поскольку досрочно (до истечения трехлетнего срока с даты заключения договора) закрывается такой счет и открывается новый у другого брокера. Льготу можно было сохранить только при переводе счета целиком и на ИИС, но брокеры об этом не предупреждали, писал «Коммерсантъ».
Второй вариант решения, по словам замминистра финансов Алексея Моисеева, реализовал Сбербанк: профучастник разделил счет – один предназначался для бумаг, которые учитываются в российской инфраструктуре, второй – «двойник» – для заблокированных из-за санкций активов. Минфин был готов легализовать такую схему и, как сообщал Моисеев, успешно согласовал законопроект о наличии двух ИИС с другими ведомствами, но в итоге его так и не внесли в весеннюю сессию Госдумы, писали «Ведомости».
На конец I квартала граждане открыли 5,1 млн ИИС, при этом темпы открытия таких счетов замедлились до 5% квартал к кварталу – это минимальный квартальный прирост за все время, следует из данных ЦБ. Случаи закрытия ранее открытых счетов выросли более чем в два раза, в том числе потому, что инвесторы переводили активы от одного брокера к другому в условиях санкционных ограничений, объясняет ЦБ.