Рынок просит ЦБ дать ему время на внедрение новых стандартов кредитных страховок

Страховщики и банки до сих пор не получили зарегистрированный и окончательный указ ЦБ
Рынок просит ЦБ дать ему время на внедрение новых стандартов кредитных страховок/ Андрей Гордеев / Ведомости

Страховщики и банкиры просят ЦБ дать им переходный период после вступления в силу новых требований к страховкам, которые продаются вместе с потребкредитами, – Ассоциация банков России (АБР) и Всероссийский союз страховщиков (ВСС) направили председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной в сентябре соответствующее письмо (есть у «Ведомостей»). Представитель ЦБ подтвердил «Ведомостям» получение письма, добавив, что оно находится на рассмотрении.

Указ, как ожидают игроки, должен заработать 1 октября, но это знание – слова представителей ЦБ на совещаниях, говорит собеседник в крупном страховщике. Сам документ до сих пор не зарегистрирован в Минюсте и не опубликован на сайте ЦБ. Новые требования к продаже кредитных страховок требуют как от банков, так и от страховщиков временных и материальных ресурсов, проработки новой документации, перенастройки IT-систем, налаживания документооборота, информационного обмена, обучения персонала и проч., объясняется в письме. А это возможно только после регистрации указания в Минюсте и получения документа в официальной и финальной версии.

Ассоциации просят сделать переходный период после вступления указания в силу и не применять к банкам и страховым надзорные меры за нарушение его требований вплоть до 1 октября 2023 г.

Банк России год назад опубликовал проект указания, который предусматривает единые требования и стандартизацию условий добровольного страхования жизни и здоровья заемщика при оформлении кредита. «Этот вид страхования характеризуется крайне низким уровнем выплат, а также высоким процентом отказов в страховой выплате. Часто это связано со злоупотреблениями как на стадии продажи страхового продукта, так и на стадии исполнения договора», – объяснял первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин.

Указ предусматривает минимальный набор страховых случаев (смерть, а также инвалидность I и II группы), который может быть расширен страховщиком дополнительно, например потерей работы. Стандартный перечень исключений из страхового покрытия, установленный гражданским законодательством, может быть расширен страховщиком только внесением в него случаев смерти застрахованного лица в состоянии опьянения, а также если потребитель при заключении договора сообщил недостоверные сведения о наличии у него социально значимых заболеваний.

Предполагалось, что страховка должна будет действовать сразу после уплаты страхового взноса, а страховое покрытие не должно быть меньше размера кредита. Получение страховой выплаты не сможет превышать 30 дней, а она будет осуществляться на основании закрытого перечня документов, подтверждающих наступление страхового случая, – например, копия справки или свидетельства о смерти или копия справки или результата медицинской экспертизы по инвалидности I и II группы. Заявление в адрес страховщика будет возможно подать через банк, где был оформлен кредитный договор, при этом страховщиков обяжут раскрывать ключевую информацию о полисе в форме краткого документа – это поможет человеку оценить целесообразность его приобретения.

Но с тех пор документ, говорится в письме АБР и ВСС, претерпел изменения – он неоднократно обсуждался со страховщиками и банкирами. На днях ЦБ прислал рынку очередные разъяснения (есть в распоряжении «Ведомостей»). Например, там говорится, что указание хоть и распространяется на личное страхование заемщиков (страхование жизни и здоровья), имущественное страхование оно не затронет. Страховое покрытие риска установления инвалидности II группы будет обязательно, даже если заемщик откажется от страхования такого риска и его не будет требовать кредитор. ЦБ разъяснил также ряд других технических моментов.

Текущая ситуация с длительным состоянием неопределенности относительно официальной регистрации указания и его окончательной версии, необходимостью последующей реализации требований в считанные дни создает условия для избыточной нагрузки и необоснованной конкуренции, резюмируют ассоциации в письме. Это также создаст трудности для тех граждан, которые не смогут приобрести или пролонгировать договор страхования для кредита.

45 млрд руб.

премий пришлось на кредитное страхование жизни по итогам первого полугодия 2022 г., отчитался на днях ЦБ. Этот вид страхования занимает третье место по сборам у страховщиков жизни после накопительного страхования (117,2 млрд руб.) и инвестиционного страхования жизни (51,7 млрд руб.)

ВСС приветствует работу ЦБ по стандартизации страховых продуктов и борьбе с недобросовестными практиками, говорит вице-президент ассоциации Виктор Дубровин. Но игроки рынка обеспокоены слишком сжатыми сроками, которые могут остаться у страховщиков на имплементацию важных новшеств, продолжает он. Было бы целесообразно несколько отсрочить вступление указания в силу, чтобы дать рынку адаптировать свои бизнес-процессы, заключает Дубровин. Банкам и страховщикам потребуется время на перестройку и доработку систем и правил страхования, добавляет представитель ВТБ: ЦБ традиционно дает участникам рынка не менее полугода, чтобы проработать процессы и внедрить изменения. В текущей экономической ситуации предсказуемость особо важна, резюмирует он.

Проект указа ЦБ разработан достаточно давно, поэтому страховое сообщество было в курсе нововведений, считает представитель «Согласие-вита»: компания начала подготовку заблаговременно и приступила к активному перезапуску систем в начале лета. На данный момент «Согласие-вита» завершает необходимые настройки систем и обновление полисной документации – по словам ее представителя, большая часть работы уже завершена.

Новые требования ЦБ обеспечат единый страховой стандарт, что поможет заемщикам избежать продаж «пустой» страховки по завышенной цене со стороны недобросовестных игроков, говорит представитель ВТБ. Меры защитят заемщиков по базовым рискам, а застрахованные будут четко проинформированы, что страхование – инструмент для нейтрализации рисков, связанных с невозможностью погасить кредит по причине проблем со здоровьем, продолжает он. Это укрепит доверие потребителей к страхованию и даст клиентам уверенность, что при возникновении страховых событий все риски будут урегулированы в полном объеме.

Представитель «Согаза» отказался от комментариев, в «Сбербанк страховании», «Альфастраховании», ВСК, «Ингосстрахе», «Росгосстрахе», «Ренессанс-страховании», «ОТП банке», «РЕСО-гарантии», Сбербанке, ВТБ, Газпромбанке, Россельхозбанке, Альфа-банке, Московском кредитном банке, «ФК Открытие», Промсвязьбанке, «Тинькофф банке», Райффайзенбанке, Росбанке, Совкомбанке, банках «Санкт-Петербург» и «Русский стандарт», Дом.РФ, «Юникредит банке», «Абсолют банке», РНКБ не ответили на запрос.