Рынок sms-рассылок вырос на 20% за год

Совокупная стоимость только банковских рассылок может достигнуть 20 млрд руб. по итогам года
Рост рынка sms-уведомлений вполне естественен, поскольку все больше людей пользуется онлайн-площадками для покупок, а авторизация платежей зачастую требует банковских sms-подтверждений/ Евгений Разумный / Ведомости

Российский рынок sms-рассылок по итогам 2022 г. вырастет на 20%, прогнозирует исследовательское агентство Telecom Daily. Эту оценку подтверждает собеседник «Ведомостей» в одном из операторов большой четверки. Этот рынок должен составить порядка 40 млрд руб., считает аналитик «Финама» Леонид Делицын, при этом на транзакции банков приходится 50% от этой суммы. С такой оценкой согласен аналитик iKS-Consulting Максим Савватин.

В 2022 г. рост рынка sms-рассылок обеспечили преимущественно клиентские уведомления банков, часть из которых лишились возможности отправлять push-уведомления, говорит аналитик Telecom Daily Денис Кусков. Основные банки, которые нарастили объем использования эсэмэсок, по его словам, «Сбер», ВТБ, Альфа-банк, «Тинькофф». С тем, что на рост рынка повлиял вынужденный отказ банков от push-уведомлений, согласен и источник «Ведомостей» в операторе большой четверки. В 2021 г. рынок также рос, но показатель был меньше – на уровне 12%, добавляет Кусков.

Представители МТС, «Мегафона», «Билайна» и Tele2 отказались от комментариев «Ведомостям».

В конце февраля из App Store и Google Play начали удалять приложения подсанкционных российских банков. В частности, это коснулось приложений «Сбера», ВТБ, Альфа-банка, «Открытия», Совкомбанка, Промсвязьбанка и Новикомбанка. При этом Apple не просто запретила дистрибуцию приложений через свой каталог, но и отключила их от сервиса рассылки push-уведомлений Apple Push Notification. Поэтому запуск альтернативных приложений, таких как СБОЛ от Сбербанка, не решил проблему. «Из-за введенных санкций клиенты мобильного приложения «Сбербанк онлайн» на iOS (Apple) вместо push-уведомлений будут получать sms с номера 900», – говорится на сайте «Сбера».

Необходимость использовать sms-оповещения в качестве основного канала информирования клиентов может привести к увеличению расходов банков примерно на 25 млрд руб. в год в масштабах всей банковской системы, писали «Ведомости» со ссылкой на прогноз Ассоциации банков России.

«Ведомости» направили запросы в «Сбер», ВТБ, Альфа-банк, «Тинькофф», «Открытие», Совкомбанк, Промсвязьбанк и МКБ.

Эксперты не исключают, что темпы роста сегмента sms-рассылок могут быть даже выше 20%. Аналитик агентства MForum Алексей Бойко полагает, что он будет на уровне 20–30%, а директор аналитической компании «ТМТ консалтинг» Константин Анкилов говорит о 25%.

«Рост рынка sms-уведомлений вполне естественен, поскольку все больше людей пользуется онлайн-площадками для покупок, а авторизация платежей зачастую требует банковских sms-подтверждений», – говорит Бойко. Большая часть уведомлений по sms приходится на крупнейшие банки, замечает Анкилов, но этот канал также используют электронные магазины для подтверждения онлайн-заказов, курьерские службы, салоны красоты и др. Кроме того, по словам Бойко, все активнее распространяется и практика sms-напоминаний о записи на прием к врачу или предстоящем культурном мероприятии.

Как судились за цену sms

В 2018 г. ФАС выявила, что операторы большой четверки предлагали разные тарифы на банковские sms-рассылки для банков с госучастием и частных организаций. Регулятор обязал операторов выравнять ценообразование для всех банков. МТС подавала иск к ФАС о признании этого решения незаконным. Разбирательство завершилось в декабре 2020 г. решением Верховного суда, МТС было отказано в передаче кассационной жалобы. В апреле 2021 г. ряд банков подали иски к крупнейшим мобильным операторам из-за sms-рассылок, писал портал Pravo.ru. В частности, иск «Тинькофф» на 1,1 млрд руб. к МТС рассматривался в нескольких судебных инстанциях до ноября 2022 г., и каждый раз суд становился на сторону оператора, следует из картотеки дел. Остальные иски суды оставляли без рассмотрения.

Базовые тарифы на sms публичны и составляют от 1,5 руб. за сообщение, но многие банки ведут расчеты с операторами на индивидуальных условиях, указывает Савватин. Именно поэтому сложно делать предположения о росте цен на услугу, говорит он. К тому же различаются типы sms и их стоимость, продолжает эксперт: транзакционные банковские сообщения самые дешевые, авторизационные (с паролем) чуть дороже, самые дорогие рекламные sms могут стоить 2–3 руб. за сообщение. Доплата может быть и за использование букв вместо номера во входящем сообщении, объясняет эксперт.

Но существенных перспектив у sms-рассылок не будет, в ближайшие 2–4 года рынок в деньгах и в количестве отправляемых сообщений начнет стагнировать, считает Савватин. «Уже в ближайший год абоненты все активнее будут использовать альтернативные каналы: голосовые, например так называемые flash call (прием звонка и ввод последних четырех цифр входящего номера для авторизации), уведомления в мессенджерах и российских соцсетях, а также сканирование QR-кодов. Эсэмэски постепенно будут становиться лишь поддерживающим способом оповещений», – полагает аналитик.

Довольно скептичную оценку перспектив сегмента дает и Делицын. В целом рынок sms-рассылок сокращался год от года, полагает он: «Это уходящая услуга, на которой в течение длительного времени операторы хорошо зарабатывали». Теперь sms уступают место другим способам оповещения – push-уведомлениям, соцсетям и мессенджерам. В 2022 г. этот сегмент мог вырасти за счет развития онлайн-торговли, уведомлений маркетплейсов и интернет-магазинов, «но точно не из-за банков», считает аналитик. По оценке Делицына, банки сейчас не готовы тратить больше той суммы, которую тратили ранее, и «это порядка 20 млрд руб.».