Малый бизнес вернулся к sms-рассылкам

Таксопарки, салоны красоты и другие малые предприятия вдвое увеличили закупки рекламных эсэмэсок
Евгений Разумный / Ведомости

О том, что во II квартале к МТС обратилось вдвое больше малых предприятий с заказами рекламных sms-рассылок, чем в первом, «Ведомостям» рассказал представитель телекомоператора. Абсолютных показателей по статистике обращений к сервису он не раскрыл. Эту тенденцию «Ведомостям» подтвердили представители Tele2 и «Билайна». Представитель «Мегафона» отказался от комментариев.

Такие сервисы оказались востребованы у салонов красоты, медицинских центров, а также у розничного бизнеса и общепита, которые больше других пострадали от блокировки Instagram в России, пояснил представитель МТС. «Малый бизнес ищет альтернативу продвижению в заблокированных соцсетях. Как говорят предприниматели, «клиенты ушли из Instagram, но пока не пришли в другие соцсети», – добавил он.

Рост заказчиков таргетированных sms-рассылок на основе больших данных подтверждает и представитель оператора Tele2. «Мы фиксируем рост новых подключений с марта. Если в конце марта число новых активаций выросло на 78% в сравнении с февралем, то по итогам июня прирост новых подключений составил 156%», – рассказал он «Ведомостям».

Несмотря на то что аналогичный сервис «Билайна» в марте фиксировал снижение числа пользователей, уже в апреле количество заказов выросло на 80%, отметил представитель оператора. «Изменение показателей связываем с постепенным возвратом бизнеса к рекламной активности, при этом рекламодатели ищут наиболее эффективные каналы коммуникации взамен ушедших площадок», – добавил он.

Среди компаний, которые увеличили закупки таргетированных sms-рассылок, – салоны красоты, стоматологические клиники, небольшие компании, предоставляющие услуги такси, оптика, подтверждает представитель Tele2. «Таргетом стали активно пользоваться кафе фастфуда, закусочные, кофейни и мебельные мастерские, которые пытаются занять ниши, освободившиеся после ухода западных компаний», – отметил он. Также такие рассылки стали больше подключать мастерские по ремонту бытовой техники и смартфонов, добавил собеседник.

Рекламные sms-рассылки всегда были одним из наиболее популярных видов рекламы, отмечает гендиректор аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков. «Года три-четыре назад этот рынок был на довольно высоком уровне, но с тех пор существенно спал – именно за счет развития Instagram и Facebook (заблокирован в РФ; принадлежит Meta, признанной экстремистской организацией). Сейчас же он снова набирает силу среди микропредприятий: они используют этот канал как наиболее дешевый способ донесения информации, хоть он и вызывает отторжение у части аудитории», – подтверждает эксперт. По его словам, этот канал активно развивается в регионах и во многом рост связан с событиями региональной повестки. Например, если в регионе закрывается градообразующее предприятие, то тут же активно начинают распространяться sms о трудоустройстве или о микрокредитах и т. п.

О росте числа заказов на рекламу после запрета западных соцсетей в России говорят и крупные интернет-компании. «Клиенты малого и среднего бизнеса уже давно составляют значительную часть рекламодателей «Яндекса», и их количество продолжает расти. Только с января этого года ежемесячная аудитория рекламодателей «Яндекса» среди представителей СМБ выросла на 13%», – отмечает представитель «Яндекса». По его словам, речь идет о предпринимателях, которые настраивают кампании через «Яндекс.Директ», а также о тех, кто запускает рекламу автоматически через «Яндекс.Бизнес».

«Мы фиксируем рост активности малого и среднего бизнеса на ресурсах VK», – сообщил «Ведомостям» представитель VK, не раскрыв цифр по динамике. По его словам, активнее всего такая реклама демонстрируется во «В контакте» и «Одноклассниках».

Впрочем, по мнению представителя МТС, в новых для бизнеса соцсетях сбор живого комьюнити занимает много времени и требует инвестиций, а таргетированные sms-рассылки позволяют оперативно привлечь новых клиентов. Большинство из представителей малого бизнеса продолжают активности на запрещенных площадках и развивают сообщества во «В контакте» и на других локальных платформах, где они так или иначе были представлены и раньше, соглашается управляющий директор агентства Invite Роберто Панчвидзе. Помимо того, бюджеты малого бизнеса перетекли в «Яндекс», считает он. «Мы видим, что аукцион перегрет. Также таргет ВК пользуется большой популярностью, несмотря на высокую цену», – резюмировал Панчвидзе.

С Панчвидзе согласна и гендиректор продюсерского центра Insight People Алина Зиннатуллина. «Неверно утверждать, будто пользователи и бизнес ушли из запрещенных соцсетей. Они все еще доступны через сторонние программы», – обращает внимание она. Но смена предпочтений для заказчиков рекламы все же произошла, отмечает Зиннатуллина. «Безусловно, стала набирать актуальность площадка «В контакте», так как на сегодняшний день только у них существуют удобные инструменты для рекламы и продаж. Если говорить про какие-то локальные бренды, то они, безусловно, перешли в Telegram. Многие используют его как альтернативу Instagram для публикации контента и взаимодействия с клиентом», – добавила топ-менеджер.