Некоторые предприниматели говорят о трудностях с проведением рублевых платежей в Казахстан

Местные банки отменяют транзакции на фоне опасения санкций и ужесточения собственных комплаенс-политик
На фоне проблем с рублевыми платежами российские предприниматели все больше интересуются расчетами в казахских тенге/ Валентин Федоров / ТАСС

Российские предприниматели стали сталкиваться с ситуацией, когда банки Казахстана не принимают платежи в рублях, рассказала «Ведомостям» лидер направления «ВЭД импорт» банка «Точка» Анна Давыдова. Наличие таких случаев подтвердил собеседник в небольшом банке из топ-50. По его словам, в 2023 г. банк фиксирует десятки возвратов рублевых платежей со стороны Halyk Bank, Fortebank, RBK bank и Bereke bank. «Ведомости» направили запросы в эти организации.

В 10 крупнейших российских банках и ЦБ не ответили на запрос «Ведомостей» относительно проблем с платежами.

Обычно в качестве объяснения всегда указывается внутренняя политика кредитной организации, добавляет собеседник из другого банка.

Казахстанские банки все чаще не принимают от российских платежи в рублях, потому что в Казахстан и Армению высадился «американский финансовый десант», который контролирует, чтобы рубли не конвертировались в доллары и не ходили по миру, отметил основатель обменника криптовалют MoneyPort Александр Факторов. Сейчас бизнес переключается на другие дружественные страны, например Киргизию, реже – Узбекистан, чтобы через них транзитными платежами оплачивать импорт, рассказывает он.

По словам вице-президента Ассоциации экспортеров и импортеров Артура Леера, расчеты с казахстанскими банками проходят стабильно. Официальный отказ от российского рубля мог бы привести к обострению отношений с Казахстаном, которое не нужно ни одной стороне, уверен он. Если бы такое можно было допустить, то, скорее всего, это был бы частный случай, например по определенным категориям товаров или конкретных юридических лиц, резюмировал Леер.

На фоне проблем с рублевыми платежами российский бизнес начинает все больше интересоваться расчетами в казахстанских тенге. В банке «Точка» эта валюта занимает третье место по интересу предпринимателей. Количество платежей в казахстанских тенге в апреле 2023 г. выросло на 75% по сравнению с мартом, отмечает Давыдова, не называя абсолютных значений из-за коммерческой тайны. В банке «Левобережный» 94% всех счетов юрлиц в дружественных валютах открыты в казахстанских тенге, говорит его представитель. Также возможность открыть счета для бизнеса в валюте Казахстана есть в ВТБ и Делобанке, сказали их представители.

Но встречаются случаи с отказом принимать платежи от российских предпринимателей и в казахстанских тенге, отмечает член генсовета «Деловой России» и генеральный директор компании «Первая группа» Алексей Порошин. Независимо от того, в какой валюте была операция, если она не проходит внутренний контроль банка и подпадает под категорию рисковых, возможна заморозка или возврат транзакции, подтверждает руководитель партнерского офиса «Аронов и партнеры» в Республике Казахстан и юридической фирмы Continental Эльдар Бабаев. Но при подтверждении реальной предпринимательской деятельности документами такие ситуации быстро разрешаются, добавляет Порошин.

Последние две недели банки Армении, Казахстана и Гонконга блокируют оплату российских предпринимателей за товары, относящиеся к серверам, микросхемам, процессорам, телекомоборудованию и проч., писал «Коммерсантъ» со ссылкой на источники на рынке электроники. Также есть случаи, когда банки Казахстана не проводят рублевые платежи в адрес российских банков, попавших под жесткие санкции США (SDN-лист), говорит вице-президент «Опоры России» и генеральный директор экспортно-импортной компании «Сибирь» Николай Дунаев.

Банки Казахстана вынуждены соблюдать санкционный режим западных стран, так как США являются крупным инвестором в экономику Казахстана, отмечает представитель банка «Левобережный». Объем инвестиций США в экономику республики за 2022 г. составил $5,1 млрд, а России – $1,52 млрд, сообщал портал Bizmedia.kz со ссылкой на данные пресс-службы премьер-министра Казахстана. Кроме того, казахстанские банки имеют достаточно ощутимую задолженность в долларах, добавил представитель «Левобережного».

На законодательном уровне в Казахстане нет запретов на проведение платежей из России или в ее интересах, говорит управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Но во внутренних инструкциях банков могут быть требования дополнительной проверки, объясняет он.

Когда у казахстанских банков есть риск попасть под вторичные санкции США, платежи по сомнительным операциям перестали проходить, добавляет Порошин. Например, Halyk Bank очень жестко отслеживает коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), санкционные товары, товары двойного назначения и т. д. Ужесточение контроля за сделками присутствует и будет дальше нарастать, отмечает Порошин.

Уточнение. После выхода материала представитель «Точки» уточнил, что такие случаи крайне редки и составляют менее 1%.