Банк «Точка» приобрел разработчика софта для продавцов на маркетплейсах

Эксперты оценивают сумму сделки в 200–500 млн рублей
Евгений Разумный / Ведомости

Банк «Точка» приобрел 100% стартапа EcomCom, который владеет одноименным сервисом для управления продажами на различных маркетплейсах. Об этом «Ведомостям» рассказал представитель банка, отказавшись назвать сумму сделки. Факт сделки подтвердил партнер фонда Kama Flow (один из участников сделки) Эдуард Адамян.

E-commerce стартап войдет в периметр «Точки» и станет частью сервиса для селлеров «Точка маркетплейсы», уточнил представитель банка.

По условиям сделки «Точка» выкупила долю Kama Flow (ООО «Сулак капитал») в 35,32%, двух основателей EcomCom Алексея Федосенко (32,33%) и Константина Канивца (32,34%). Банк также погасил инвестиционный заем EcomCom в размере 8 млн руб., полученный на развитие от Moscow Seed Fund в 2021 г. Канивец займет должность гендиректора сервиса «Точка маркетплейсы».

Компания EcomCom была основана в 2021 г. в Новосибирске и является резидентом технопарка новосибирского Академгородка. Одноименный сервис позволяет поставщикам размещать товары, принимать заказы и управлять остатками на Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркете», AliExpress, ВК, YML и других площадках для онлайн-торговли в одном интерфейсе. Основное юрлицо – ООО «Еком диджитал», выручка в 2022 г. составила 8 млн руб., а убыток – 3,7 млн руб.

Kama Flow зашел в EcomCom практически сразу после основания, рассказал Адамян. По его словам, обсуждение возможного инвестраунда со стратегическими инвесторами, в том числе с «Точкой», началось около года назад, но в итоге банк решил полностью выкупить сервис. «Бизнес значительно вырос и по метрикам, и по качеству продукта. Кроме того, стали очевидны синергетические эффекты от работы с банком в ходе пилотов и интеграций», – пояснил он.

«Рынок e-commerce в ближайшие годы будет только развиваться, – прокомментировал сделку Константин Канивец. – Более того, ожидаем, что будет обостряться конкуренция среди маркетплейсов, так как никто из сильнейших игроков не планирует покидать нишу. Все это приведет к тому, что селлеров, работающих одновременно на нескольких площадках, будет больше. А это уже означает, что будет расти спрос на программное обеспечение, которое позволяет эффективно управлять мультиканальной торговлей».

По оценкам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, сумма сделки учитывала оборот компаний на платформе и могла составить около 500 млн руб. Ключевым драйвером для развития электронной коммерции сейчас становится создание крупных экосистем, центрами которых являются банковские бизнесы, объяснил он. Бурмистров отметил, что это очень эффективная история за счет появления дополнительного синергетического эффекта: «Интерес со стороны банка в целом понятен и в данном случае сервис в рамках его интеграции в экосистему станет в том числе перспективным направлением с точки зрения продаж и других услуг, в том числе банковских».

В качестве примера сделки Бурмистров назвал покупку «Точкой» 100% рекламной группы «Мэрилин» в 2022 г. Источники «Коммерсанта» утверждали, что сумма сделки составила 700 млн руб. В группу входила платформа автоматизации интернет-рекламы для крупных рекламодателей Marilyn, агентство «Блондинка.ру» и система для создания и автоматизации рекламы в сети для малого бизнеса Aori.

«Стоимость сделки, скорее всего, рассчитывалась исходя из пилотов с банком и расчета синергии от интеграции с EcoCom», – соглашается с Бурмистровым основатель аналитической компании Dsight Арсений Даббах. По оценкам эксперта, сумма сделки могла составить $2–3 млн за 100%. «У компании низкая выручка, для того чтобы давать более высокую оценку», – пояснил Даббах.

Даббах напомнил, что примером удачной сделки с аналогичной компанией стала покупка в январе 2022 г. ГК Merlion 51% провайдера полного спектра операционных услуг для электронной коммерции Tempoline. Одним из проектов компании является сервис «Кактус» – облачная система для интернет-магазинов, которая позволяет запустить онлайн-продажи в короткие сроки. Сумма сделки не раскрывалась, но, по словам опрошенных «Коммерсантом» экспертов, она могла составить 600–800 млн руб.

Помимо того, в сентябре 2021 г. no-code сервис Albato (позволяет связать между собой CRM-систему, аналитику, ПО маркетплейса, склад и другие инструменты без участия разработчиков) привлек $1 млн от сооснователей сервиса доставки Borzo (ранее Dostavista), напомнил Даббах. А в марте 2022 г. российская система мониторинга конкурентов и управления продажами на маркетплейсах «Анабар» привлекла $780 000 от IT-интегратора «Первый бит» и 13 бизнес-ангелов, привел еще один пример эксперт.

Сервис действительно может начать активно развиваться в периметре «Точки» и на основе клиентской базы, говорит основатель United Investors и momeditation.app Александр Горный. «Рынок сервисов для продавцов на маркетплейсах очень горячий, но инвестиционных сделок на нем мало, лидеры – например, MPstats – прибыльны, быстро растут и не хотят продаваться», – рассуждает эксперт.

Создание банками экосистемы для обслуживания клиентов-продавцов на маркетплейсах выгодно обеим сторонам: она обеспечивает лояльность банку и существенно облегчает жизнь предпринимателям, подтверждает директор Tinkoff eCommerce Илья Кретов.

В России рынок электронной торговли растет на протяжении многих лет и является одним из самых динамичных сегментов экономики, считает Адамян. «Даже в не самый благоприятный 2022 год темп роста составил 38%, а на сегодня размер рынка уже больше 6 трлн руб., – отмечает Адамян. – Основной драйвер ecom – это развитие маркетплейсов, а движущая сила – это селлеры, которые за последние годы сформировались в отдельный класс предпринимателей».