Оплачивать сделки ВЭД можно будет только за добытую в России криптовалюту

Но эксперты считают такую схему нерабочей и опасаются блокировок платежей
Андрей Гордеев / Ведомости

Для оплаты внешнеторговых контрактов сможет использоваться только криптовалюта, добытая посредством майнинга на территории России. Такое уточнение готовится в законопроект о майнинге, рассказал начальник отдела регулирования банковской деятельности департамента финансовой политики Минфина Осман Кабалоев на форуме Международной торговой палаты в России (ICC Russia).

В ноябре 2022 г. группа депутатов от разных фракций во главе с председателем думского комитета по финансовому рынку Анатолием Аксаковым внесла поправки в закон о цифровых финансовых активах – проект описывает регулирование майнинга в России. Но пока, согласно данным нижней палаты парламента, он не рассмотрен даже в первом чтении.

Новые уточнения предполагают, что майнер может добывать цифровую валюту самостоятельно либо получить ее от организатора майнинг-пулов для возможного использования затем в оплате внешнеэкономических сделок, пояснил «Ведомостям» представитель Минфина.

Сам обмен криптовалют уже будет проводиться вне российского финансового контура, т. е. в иностранных юрисдикциях, уточнил Кабалоев в ходе форума. Но в рамках экспериментального правового режима сделки по продаже добытой в России криптовалюты можно будет проводить и внутри страны, правда, исключительно через уполномоченную организацию, говорит представитель Минфина. Поправки в закон как раз будут определять структуру, которая станет отвечать за организацию механизма по использованию криптовалюты во внешних сделках.

Работа над законопроектом продолжается и уже достигнут консенсус с ЦБ (касательно использования криптовалюты в ВЭД), сказал Кабалоев, добавив, что осталось несколько деталей, которые нужно согласовать по линии правоохранительного блока. Он выразил надежду, что в текущую парламентскую сессию закон о майнинге будет принят.

ЦБ принимает активное участие в обсуждении вопросов по регулированию майнинга, криптовалют и их применения для внешнеторговых расчетов, сказал его представитель. Регулятор не поддерживает оборот криптовалюты внутри страны, но допускает ее реализацию за пределами российской инфраструктуры, а также использование в трансграничных операциях, подчеркнул он. Несмотря на то, что сейчас законодательство не установлены правовые основы для осуществления оборота цифровой валюты, в законе о цифровых финансовых активах (ЦФА) есть запрет на ее использование в России в качестве оплаты товаров, работ и услуг.

У Минфина также есть инициатива по экспорту за границу намайненной в России криптовалюты. Идею озвучил замминистра финансов Иван Чебесков в декабре 2023 г. По задумке ведомства российские майнеры смогут продавать криптовалюту как экспортный продукт по аналогии с экспортом газа. «От этой инициативы мы не отказываемся, но на первом месте идет задача по принятию того закона, который уже в Госдуме обсуждается (закон по майнингу. – «Ведомости»)», – заявил Кабалоев 29 февраля.

Также в разработке министерства находится вопрос налогообложения майнинга – Минфин совместно с ФНС ведут работу в этом направлении. Какой именно режим будет применен, начальник отдела Минфина сказать не смог, так как вначале необходимо ввести майнинг в регулирование и определить как деятельность. Как только будет понятно, в каком виде согласуют закон, министерство сразу же перейдет к активной работе по регулированию налогообложения, отметил он.

Общее регулирование криптовалюты, которая уже приобретена и находится на кошельках граждан и юрлиц, пока обсуждается. По словам Кабалоева, по этому вопросу Минфин находится «в долгих спорах и дебатах» с Центробанком. У министерства в 2022 г. был подготовлен законопроект регулирования цифровых валют и крипторынка. В частности, там предлагалось разрешить операции с покупкой и продажей в виде инвестиции через российские банки и только для тех клиентов, которые прошли идентификацию. Но ЦБ в этом вопросе оказался категоричен и выступал за полный запрет криптовалюты в стране. В итоге стороны договорились, что внутри России крипта не будет являться средством платежа, но во внешнеэкономической деятельности допускали такую возможность.

В день форума, 29 февраля, ЦБ опубликовал рекомендацию для финансовых организаций с советом «минимизировать деятельность, связанную с оборотом цифровых валют». В документе также отмечено, что распространение крипты в РФ сопряжено с высокими рисками для граждан и стабильности финансовой системы. В основе этого – риски вовлечения клиентов финансовых организаций в противоправную деятельность, такую как отмывание преступных доходов и финансирование терроризма.

Потенциально существует возможность отслеживать происхождение намайненных криптовалют, но на практике это вносит большие юридические ограничения, говорит старший аналитик агрегатора онлайн-обменников Bestchange.ru Никита Зуборев. В майнинг-пулах награда за добытые блоки распределяется между участниками пропорционально их вкладу в общую вычислительную мощность. В такой схеме стороннему наблюдателю будет слишком сложно отследить, сколько конкретно намайнил определенный контрагент, а сколько получил путем покупки, поясняет он: все операции будут иметь вид простого перевода с кошелька на кошелек. Для прозрачности предлагаемой схемы майнерам пришлось бы участвовать отдельно от других участников, но конкурировать с существующими мировыми лидерами трудно, отмечает Зуборев.

Управляющий партнер юридической фирмы «Аграновская и партнеры» Мария Аграновская надеется, что представленный Минфином вариант регулирования не будет принят, потому что «это не рабочий сценарий». Такая криптовалюта может мгновенно быть «вычислена», а кошельки с ней будут заблокированы, поясняет она. Как только будет доказано, что криптокошелек принадлежит России, его тут же промаркируют как «черный», и тогда находящаяся на нем криптовалюта не будет нужна никому в мире, согласна вице-президент ФПА Елена Авакян.

В итоге из-за отсутствия легального оборота бизнес все равно будет работать по серым схемам, уверена Аграновская. К тому же если компании будут выводить намайненную криптовалюту на зарубежные площадки, то это прямой вывод капитала из страны, добавляет основатель сервиса BitOK Дмитрий Мачихин.