Мосбиржа хочет заняться автоследованием

Брокеры опасаются, что ей это нужно для начала работы с физлицами
Андрей Гордеев / Ведомости

Мосбиржа работает над запуском сервиса автоследования – об этих планах Мосбиржи знают три собеседника в крупных брокерах, а также источник, близкий к биржевой инфраструктуре. Автоследованием называют сервис для автоматического повторения подписчиками-клиентами какого-либо брокера сделок его другого клиента – как правило, опытного инвестора.

Кроме того, в начале марта Мосбиржа разместила на сервисе hh.ru вакансию «менеджер по продукту (автоследование) в департаменте срочного рынка». Среди задач, описанных в вакансии: анализ и понимание требований клиентов и рынка, аналитика определения потребностей пользователей, включая инвесторов-физлиц. От соискателя требуется опыт работы в брокерской компании или соответствующем подразделении банка на продуктовой позиции. Опыт работы с автоследованием указан существенным преимуществом. Претендент на вакансию должен знать продуктовый подход в отношении финансовых продуктов для ритейла и уметь определять ключевые метрики для клиентов-физлиц.

Биржа работает над идеей запуска на срочном рынке сервиса для брокеров по автоследованию, который сможет помочь профучастнику и его клиентам – управляющим улучшить качество цен подписчиков в автоследовании, чтобы весь пул заявки закрывался по одной цене, говорит представитель Мосбиржи. В марте площадка также запустила сервис «Алгопак», который предназначен для алготрейдеров и позволяет сделать алгоритмическую торговлю на фондовом и срочном рынке доступнее и удобнее широкому кругу пользователей. Сервис предоставляет информацию клиентам напрямую, при этом торговать они будут через API любых брокеров, говорит представитель биржи.

Собеседники «Ведомостей» в крупных брокерах уверены, что разработка сервиса по автоследованию – это один из первых шагов площадки к тому, чтобы предоставить инвесторам прямой доступ к инфраструктуре площадки, минуя посредника в виде брокера. О том, что Мосбиржа хочет работать с инвесторами напрямую, также писал «Коммерсантъ». Один из собеседников знает также, что Мосбиржа набирает штат и на другие розничные позиции: торговая площадка усиливает клиентский сервис обслуживания физлиц. 

Сейчас по закону о рынке ценных бумаг предоставлять доступ к бирже может только профучастник (брокер, УК) с лицензией ЦБ – у Мосбиржи такой лицензии нет. 

Биржа напала на след

Месяц назад ЦБ начал опрашивать профучастников для подготовки консультационного доклада о целесообразности допуска на биржу непрофессиональных участников – к ним относятся лица без брокерской лицензии, т. е. розничные инвесторы, рассказывают четыре собеседника в крупных брокерах и еще один на рынке биржевой инфраструктуры.

Банк России действительно готовит консультативный доклад по вопросу развития дезинтермедиации на финансовом рынке, говорит его представитель. Но принятие каких-либо решений возможно только после широкого обсуждения вопроса с профсообществом и оценки всей совокупности последствий, отметил он. ФАС займет проактивную позицию при обсуждении доклада после его публикации, говорит представитель антимонопольного ведомства.

Алготрейдинг и высокочастотная торговля

Алготрейдинг – торговля трейдера (как правило, опытного) с использованием программы (торговый робот, советник), которая выполняет рутинную работу. Торговый робот исполняет крупную заявку на покупку или продажу бумаг, разбивая ее на более мелкие – продать пакет из 100 акций можно быстрее, чем пакет из 10 000 бумаг. Скорость важна и для другой стратегии инвестиций – высокочастотного трейдинга, или HWI. Это вид автоматической торговли с помощью алготрейдинга, в которой главную роль играет высокоскоростной сбор и обработка информации из бирж и дарк-пулов. HWI позволяет обнаружить определенный ценовой тренд (например, недооцененность или переоцененность бумаги) и отреагировать до того, как это заметят остальные участники торгов, что позволяет генерировать прибыль. Ключевая особенность HWI – размещение и отмена заявок с максимально возможной скоростью.

Среди задаваемых регулятором вопросов – с какими трудностями может столкнуться биржа при допуске непрофессиональных участников и усилится ли за счет этого конкуренция между брокерами, говорит один из собеседников «Ведомостей». В рамках этих обсуждений представители биржи объясняют профучастникам, что площадка «в целом не претендует на клиентскую базу», рассказывают несколько источников: ей интересны только 3–5% клиентов, которые чувствительны к качеству и скорости execution (исполнение заявок. – «Ведомости»). Но это одни из наиболее маржинальных клиентов – трейдеры, занимающиеся алгоритмической и высокочастотной торговлей с помощью определенных алгоритмов и программ, объясняет один из собеседников. Эта категория клиентов генерирует до 40% прибыли брокера, говорит источник в организации из топ-10 и подтверждают два в других крупных профучастниках. 

Инфраструктурный монополизм может позволить бирже замедлять скорость исполнения заявок клиентов брокеров и ускорять сделки клиентов, подключенных к Мосбирже напрямую, опасается собеседник в крупном профучастнике: в алгоритмичном и высокочастотном трейдинге скорость важна и это станет конкурентным преимуществом в борьбе за клиентов. Но их на биржу привели брокеры – стоимость привлечения одного разнится от 10 000 до 40 000 руб., говорит он. Есть и другая проблема – уже сейчас биржа аккумулирует брокерскую клиентскую базу, объясняет другой собеседник в брокере. 

НАУФОР не видит в идее реформы ЦБ тех недостатков, которые она должна была бы устранить, зато у нее существует много негативных последствий, говорит президент ассоциации Алексей Тимофеев. Зато в «Тинькофф инвестициях» рассматривают доклад регулятора как интересную инициативу, говорит представитель брокера: она стимулирует бизнес активнее искать более эффективные модели, задуматься о новых конструкциях в будущем и создать еще более привлекательный продукт для клиента. 

Чего опасаются брокеры

В подавляющем большинстве юрисдикций, где, как и на российском финансовом рынке, существенную роль играют розничные инвесторы, формирование пулов ликвидности, альтернативных биржевому, либо запрещено (Бразилия, КНР, ЮАР, Мексика), либо строго регулируется (Гонконг, Австралия), отмечает представитель Мосбиржи: только биржевой пул ликвидности может дать лучшую цену и гарантировать исполнение сделки по лучшим условиям. Существуют разные подходы к его организации и обеспечению развития, продолжает он: это и классическая схема обслуживания профессиональных участников (b2b), и создание сервисов для конечных клиентов (b2b2c), и работа с конечным клиентом (b2c). 

Пока трудно оценить, каких именно клиентов предлагается допустить к торговле на бирже напрямую, отмечает Тимофеев. Даже если речь идет только о крупных клиентах, то это те, на которых приходится основная часть активов на брокерских счетах и оборота на бирже, и, очевидно, речь идет о серьезном ударе по брокерскому бизнесу, констатирует он. «Банк России ведет консультации с рынком, и мы видим осторожность, с которой он к этой концепции относится. И мне вовсе не кажется, что он является ее инициатором», – полагает глава ассоциации. 

Вопрос не в возможности обслуживания конечного потребителя биржей, продолжает Тимофеев. Вопрос – в размывании ролей биржи и брокера, а также конкуренции между ними, которая произойдет из-за дезинтермедиации, продолжает он. Это заставит пересмотреть основные правила работы инфраструктуры, перечисляет глава НАУФОР: концепцию центрального депозитария и его принадлежность к группе Мосбиржи, подчинение площадки правилам, которые применяются к посредникам, смену норм управления рисками.

Профучастники видят серьезные последствия в таком подходе. Ключевой риск – фрагментация рынка и угроза сокращения ликвидности, говорит Тимофеев и подтверждают собеседники в профучастниках. В «Финаме» считают, что при появлении у биржи прямого доступа возникает конфликт интересов, говорит руководитель управления развития клиентского сервиса «Финама» Дмитрий Леснов. Также у нее нет компетенции в обслуживании розничных клиентов, наконец, резюмирует он, реализация этой инициативы приведет к монополизации рынка, значительному снижению конкуренции и, как следствие, к падению уровня сервиса для конечных клиентов.

Разделение рынка может проходить путем создания альтернативной биржи, или так называемых дарк-пулов (внебиржевая секция, на которой исполняются особо крупные заявки институциональных инвесторов. – «Ведомости»), интернализации и развития рынка внебиржевых инструментов, говорит Тимофеев. Другой, более простой вариант – перенести торги на «СПБ биржу», добавляет другой собеседник в брокере из топ-10. К ней подключено значительное число профучастников, потому постепенный перенос клиентов с одной площадки на другую возможно провести в сжатые сроки без существенных финансовых издержек, объясняет он. Как следствие, и без того тонкий рынок, пострадавший от исключения нерезидентов, станет еще менее ликвидным, солидарен источник в крупном брокере. Вырастет волатильность торгов, а также сократится способность рынка привлекать капитал для бизнеса, констатирует он.