МВФ рекомендует правительству России обязать все госкомпании публиковать финотчеты

Международный валютный фонд (МВФ) рекомендует правительству России усилить финансовый надзор за госкомпаниями, обязав их публиковать финансовую отчетность и годовой отчет о бюджетных результатах. Такие рекомендации содержатся в докладе МВФ об оценке фискальной прозрачности по России.

При этом фонд рекомендует обязать госкомпании раскрывать в финансовой отчетности затраты на предоставление товаров или услуг по ценам ниже рыночных, оказание общественных услуг или иную квазифискальную деятельность.

По данным фонда, из более чем 30 000 госкомпаний с валовыми обязательствами не менее 53 трлн руб. (85% ВВП) менее чем 2000 компаний обязаны публиковать финотчетность.

Кроме того, МВФ рекомендует учитывать в балансе сектора государственного управления обязательства, связанные с накопительными пенсионными программами, а также оценку будущих доходов от нефти и газа.

"Баланс сектора госуправления России включает в себя большинство обычных финансовых активов на 21,4 трлн руб. (34,2% ВВП), обязательств на 7 трлн руб. (11,1% ВВП), а также нефинансовых активов в объеме 27,2 трлн руб. (43,4% ВВП) за 2012 г. В то же время долгосрочные обязательства по государственным пенсиям, составляющие 280% ВВП, не включаются в баланс активов и обязательств сектора госуправления. Также в баланс не включена такая категория активов государства, как будущие доходы от запасов нефти и газа, оцениваемые в 200% ВВП", - говорится в докладе.

В связи с этим фонд рекомендует включить в баланс оценку обязательств, связанных с управляемыми государством накопительными пенсионными программами, что позволит более точно оценить воздействие реформ пенсионной системы на общую чистую стоимость активов государства, а также забалансовые обязательства по пенсиям в распределительной системе. Кроме того, МВФ предлагает учитывать оценку ресурсов недр, в том числе будущих доходов государства от запасов нефти и газа, допускающих коммерческую эксплуатацию.

Фонд также отмечает, что из-за учета налоговых поступлений на основе оценочных обязательств не отражаются суммы, которые вряд ли будут собраны, и таким образом оценки доходов оказываются завышенными. Кроме того, правительство заранее не включает резерв на вероятные невыплаты по целевым кредитам компаниям и населению, которые, по оценкам, составляют 2,3 трлн руб. (4% ВВП). В результате оценки госрасходов оказываются заниженными, поскольку они не включают невозместимые средства, первоначально выданные в качестве кредитов. В то же время в бюджете предусматривается резерв почти на полную сумму выдаваемых ежегодно гарантий (115 млрд руб., или 0,2% ВВП), что зачастую завышает прогнозируемые обязательства, поскольку лишь 5% от общей суммы гарантий предъявлялось к оплате в течение последних 2 лет.

По мнению фонда, российскому правительству целесообразно публиковать долгосрочные бюджетные прогнозы на следующие 30-50 лет, используя различные предположения относительно макроэкономики, рынка нефти и демографической ситуации. По мнению фонда, 16-летняя долгосрочная бюджетная стратегия слишком короткая.

В целом МВФ отмечает существенное улучшение в раскрытии бюджетной информации в России за последние 15 лет. По его мнению, Бюджетный кодекс РФ обеспечивает комплексную правовую основу для управления госфинансами, правительство своевременно публикует бюджетную статистику на основе метода начисления, бюджет ориентирован на среднесрочную перспективу и учитывает бюджетное правило.