Банки тормозят операции через платежных агентов

Банки тормозят расчеты платежных агентов с системами денежных переводов, рассказали "Коммерсанту" источники, знакомые с ситуацией. Платежные агенты специализируются на приеме наличных платежей в пользу поставщиков услуг (ЖКХ, сотовая связь, денежные переводы и т. д.) от населения в торговых точках и через терминалы. В основном это небольшие компании (ООО или ИП), которые заключают договоры с платежными системами, например Qiwi, и принимают платежи от населения, в том числе через свои терминалы. По закону они обязаны зачислять все полученные наличные средства на спецсчета в банках и с них же рассчитываться с поставщиками.

"Многие платежные агенты столкнулись с тем, что банки всячески тормозят проведение платежей с их спецсчетов в пользу систем переводов", - отмечает один из источников газеты. Мотивировки у банков разные, например, отсутствие необходимого программного обеспечения или изменение правил внутреннего контроля, которое не позволяет проводить подобные операции, добавляет другой собеседник издания на платежном рынке. По его словам, некоторые платежные агенты не могут рассчитаться с системами уже в течение недели. Еще один собеседник отмечает, что нежелание банков обслуживать платежных агентов проявляется не только в уклонении от проведения их операций, но и в закрытии спецсчетов, установке заградительных тарифов.

Официально участники рынка проблему не комментируют. В "Золотой короне" и "Юнистриме" газете заявили, что вовсе не работают с платежными агентами, а только с банковскими. В "Лидере" и Contact от комментариев отказались. В "ВТБ 24" сообщили, что обслуживают платежных агентов согласно требованиям закона. В Альфа-банке заявили, что работают строго в рамках 115-ФЗ (закон о противодействии отмыванию средств, полученных преступным путем) и в последнее время в отношениях с контрагентами ничего не меняли. В Сбербанке сообщили, что практически не работают с платежными агентами: есть крайне небольшое взаимодействие локально по территориальным банкам, и режим работы здесь не менялся. Впрочем, по словам участников рынка, такие решения зачастую принимаются в банке на уровне региональных отделений, где сотрудники просто не хотят брать на себя ответственность.