Количество жалоб на банки в Роскомнадзор выросло вдвое в 2015 году

Количество жалоб граждан на банки в Роскомнадзор в 2015 г. выросло вдвое по сравнению с 2014 г. - до 12 000, сообщила заместитель руководителя Роскомнадзора Антонина Приезжева на Уральском форуме.

По ее словам, доля жалоб на банки в общем объеме жалоб граждан составляет 45,5% (всего поступило 26 400 жалоб). При этом количество подтвержденных доводов граждан снизилось с 9% в 2014 г. до 6% в 2015 г.

Приезжева отметила, что подавляющее количество жалоб касается защиты персональных данных в связи с передачей их в коллекторские агентства. На банки жалуются за то, что они передают персональные данные коллекторам, а на коллекторов - за то, что они обрабатывают эти данные без согласия самих физлиц.

По ее словам, российское законодательство позволяет банкам обрабатывать персональные данные граждан на основании заключенного договора, а также реализовывать свое право взыскивать задолженность в рамках агентской схемы и уступки права требования по кредитному договору.

При этом банки и коллекторские агентства при взыскании долга должны соблюдать требования конфиденциальности и безопасности.

По результатам анализа материалов банков Роскомнадзор сделал вывод, что согласие гражданина на передачу его персональных данных третьим лицам предусмотрено условиями договора в подавляющем большинстве случаев. Как результат - доводы заявителей на отсутствие правовых оснований на передачу их персональных данных коллекторским агентствам подтвердились только в 6% случаев.

Также при рассмотрении жалоб Роскомнадзор часто сталкивается с недобросовестностью самих заемщиков, которые при заключении договора оставляют банку под видом личной контактной информации телефон и сведения посторонних лиц, которые впоследствии при возникновении задолженности становятся объектом взыскательных мер.

"В этих случаях Роскомнадзор встает на защиту прав этих граждан и требует удаления их данных из систем банков и коллекторских агентств. Операторы (персональных данных) идут нам навстречу - за 2014 и 2015 гг. не зафиксировано ни одного случая отказа от исполнения этого требования", - сказала заместитель руководителя Роскомнадзора.