«Коммерсантъ» узнал о настойчивости ЦБ в пополнении черных списков клиентов банков

undefined

ЦБ требует от банков отчета по каждому отказу клиенту в обслуживании или проведению операции. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на представителей финансовых организаций. Также ежемесячно банкам нужно отчитываться о причинах отказа включать в черный список клиентов, которые кажутся сомнительными регулятору. Хотя формально банки сами должны решать, кого именно им включать в черный список.

«С ноября 2017 г. в форматы многостороннего обмена информацией о случаях отказа клиентам кредитных организаций включена информация о причинах такого отказа», - пояснил регулятор. При этом оценка сомнительности операций у ЦБ и банков может не совпадать. «В итоге банк должен, по сути, доказывать регулятору, что ничего сомнительного в деятельности клиента нет и подобные операции характерны для конкретной компании», - пояснил изданию собеседник в банке топ-100.

С марта 2018 г. запросы о клиентских операциях стали дополняться новыми пунктами о снятии наличных, неправомерной продаже валютной выручки и систематическом перечислении средств физлицам. В банках признают эти проблемы, но отмечают, что часто приходится отчитываться по вполне законным операциям. «В моем банке в запросах, относящихся к перечислению средств физлицам, регулярно фигурируют ИП, переводящие средства на свой личный счет после уплаты налогов», - приводит издание слова собеседника из банка топ-300.

Черный список отказников ЦБ рассылает банкам с июня 2017 г. С апреля 2018 г. заработал двухуровневый механизм реабилитации клиентов. По данным регулятора на 1 мая, из черных списков были исключены 4500 клиентов.