Беспилотник уже в пути
Я руковожу проектом «Ростсельмаша», который связан с беспилотными машинами и беспилотной фермой. У нас совершенно точно будут автономные фермы. На первой сессии сегодняшней конференции исполнительный директор «Эфко» Сергей Иванов говорил о производстве в будущем 100 млн т растительного мяса ежегодно. Я, в свою очередь, уверенно скажу, что эти 100 млн т растительного мяса будут выращены на беспилотных фермах.
Ядро экосистемы цифровых технологий «Ростсельмаша» – платформа «Агротроник», объединяющая все решения, которые у нас на сегодняшний день существуют (на тракторах, комбайнах, опрыскивателях и т. д.) и которые, собственно, разворачиваются в полях. Платформа находится в постоянном развитии, потому что «Агротроник» – это не только про машины, а про все, что происходит в поле. В отличие от других систем агроменеджмента «Агротроник» – это центр операционной деятельности для собственника предприятия, для агронома, для инженера, для механизатора. Он генерирует массив данных, благодаря которым можно вовремя понять, когда что-то пошло не так. Система сообщает о том, что уже произошло. Она имеет различные форматы – и веб-платформу, и мобильное приложение. На сегодняшний день к ней подключено уже более 15 500 единиц техники, мы видим в ней более 80 млн га полей – тех, на которых работает техника «Ростсельмаша» (не только в России, но и далеко за ее пределами).
ПАО «Ростсельмаш»
Акционеры (на 30 сентября 2021 г.): Константин Бабкин (29,67%), Дмитрий Удрас (29,67%), Юрий Рязанов (29,67%).
Финансовые показатели (МСФО в 2020 г.): выручка – 74,5 млрд руб., чистая прибыль – 7,5 млрд руб.
Объединяет комбайновый завод и 12 предприятий на 11 производственных площадках в пяти странах. Выпускает более 150 моделей и модификаций 24 типов сельхозтехники под брендами «Ростсельмаш» и Versatile. В 2020 г. реализовано 14 800 единиц техники, экспортные поставки составили 9,4 млрд руб.
Одна из самых интересных новинок, которая в этом году вышла в промышленную эксплуатацию в целом ряде организаций, – РСМ-роутер. Это маршрутизатор, который выстраивает правильную траекторию движения машин в поле. Если упростить, то это аналог наших «Google-карт» или «Яндекс.Карт», которые в том числе покажут вам, как быстрее попасть из точки А в точку Б. Здесь примерно та же самая задача, только еще создается оптимальный маршрут с минимальным количеством разворотов техники плюс, если речь идет о комбайне, определяется место выгрузки. РСМ-роутер сокращает простои и увеличивает производительность техники почти в 2 (!) раза. Мы проанализировали работу сотен машин в полях в России – оказалось, что иногда время ожидания подачи машины под выгрузку составляет до 15 минут. На первый взгляд немного, но, с другой стороны, комбайн за это время намолачивает полный бункер, в итоге 12 т за 15 минут намолотили, а потом еще 10–15 минут ждем. Сокращая время простоев, мы увеличиваем производительность и благодаря этой опции можем, во-первых, сохранить более 30% урожая, который мог быть потерян в результате осыпания, во-вторых, улучшаем логистику. В целом РСМ-роутер может дать до 30% повышения эффективности на всех сельхозоперациях, связанных с его применением.
РСМ-роутер не просто навигатор, по которому ты двигаешься со смартфоном. Это приложение интегрировано с системами автоуправления «Агротроник пилот 1.0» и «Агротроник пилот 2.0». Автоуправление – это система, которую «Ростсельмаш» разработал самостоятельно. Не автовождение, не подруливание, не курсоуказатель, а именно полноценная система автоуправления: помимо того что она руководит траекторией передвижения комбайна, она еще и в автоматическом режиме поднимает и опускает жатку и обеспечивает разворот. Мы действительно на пути к беспилотному комбайну, но законодательство пока не предусматривает, чтобы машины ездили в поле без оператора.
В «Агротроник пилот 1.0» и «Агротроник пилот 2.0» используется технология GNSS RTK (GNSS – спутниковая система навигации, RTK-поправки повышают точность местоположения до 1–2 см в реальном времени. – «Ведомости»), набор функций у них примерно одинаковый. Но «Агротроник пилот 2.0» еще содержит в себе элемент машинного зрения, который видит все, что происходит перед комбайном, и, если появляется препятствие, останавливает многотонную машину. В этом году (это первый год продаж) мы поставили нашим сельхозтоваропроизводителям более 1000 систем.
В сочетании с системой автоуправления мы используем адаптивный круиз-контроль, который позволяет автоматизировать еще и процесс подбора скорости. Если меньше урожайность [поля или участка] – комбайн движется быстрее, выше – адаптивный круиз-контроль снижает скорость. То есть круиз-контроль умно распределяет усилия и помогает снижать затраты на ГСМ. Это еще один большой плюс при использовании электронных систем «Ростсельмаша».
Большой эффект дает наша карта урожайности. Сегодня сельхозтоваропроизводителям приходится платить за азотсодержащие и фосфорсодержащие удобрения в 2 раза больше [чем в прошлом году]. Какое здесь может быть решение? Пора заканчивать разбрасывать удобрения тонким слоем ровно по полю. При помощи карты урожайности можно сократить применение удобрений более чем вдвое и без потери эффективности: давая больше удобрений там, где это необходимо, и, наоборот, снижать их объем на более урожайных участках. У нас стоимость этой опции в сравнении с конкурентами в несколько раз ниже. Мы поставили себе задачу уже в следующем году представлять комбайны, в которых карта урожайности будет базовой опцией. А на этот год мы выполнили, на мой взгляд, сверхзадачу. Мы сделали эту опцию доступной для комбайнов любых производителей. При стоимости в 300 000 руб. карта урожайности окупится очень быстро. Потому что на одно поле иногда уходит до 200 000 руб. на удобрения, для того чтобы восстановить уровень плодородия.
Текст подготовлен по материалам VI ежегодного Аграрного форума России, проведенного газетой «Ведомости» 17 ноября 2021 г. в Москве.