Гид для начинающего коллекционера: как собирать искусство
Стоит ли вкладывать в произведения искусства деньги и душуВо времена постоянных перемен хочется вечных ценностей. «Ведомости. Город» поможет разобраться новичкам, как устроен арт-рынок — и почему лучше покупать искусство по любви, а не ради инвестиций.
Одна из самых знаменитых меценатов и собирателей искусства Пегги Гуггенхайм еще в 60-х годах XX века сетовала, что современное искусство превратилось в бездушный бизнес и мир больших денег. «Некоторые покупают просто для инвестиций. Даже не глядя помещают работу в хранилище и каждый день названивают в галерею, чтобы узнать последнюю котировку, как если бы они торговали акциями», – говорила она. Эти слова и сегодня не потеряли актуальность. Согласно исследованию Deloitte, самые состоятельные люди планеты держат примерно 5% капитала в предметах искусства. Но вложение в искусство может грозить и серьезными потерями.
Цена на конкретного художника зависит от того, где хранятся его работы, в каких выставках мастер участвовал, сколько его картин обращается на рынке и продавались ли они с аукционов. Бюджет на покупку может быть от сотни долларов за малоизвестного российского художника до десятков миллионов за громкое имя.
Приобрести работы современного мастера можно в галерее, которая не только гарантирует провенанс и подлинность, но и занимается продвижением. От статуса и престижа галереи зависят и перспективы художника, и цены на его творения. Шедевры автора первого эшелона, такого как Пикассо и Бэкон, или востребованного ныне здравствующего мастера придется поискать на вторичном рынке. Например, на аукционах, где продаются «голубые фишки» – известные имена, которые встречаются в музеях и собраниях знаменитых коллекционеров.
Но ставки, разумеется, высоки. Например, в мае 2021 г. на торгах Christie’s полотно Пабло Пикассо «Женщина, сидящая у окна (Мари-Терез)» ушло за $103,4 млн, а картина Жан-Мишеля Баскии «В этом случае» – за $93,1 млн. Как считает основатель фонда In Artibus, издатель международной сети The Art Newspaper, сооснователь онлайн-платформы The Art Exchange Инна Баженова, разбогатеть на предметах искусства трудно, а потерять – легко, поэтому не рассматривает их как инвестиционный проект. «Искусство – для радости. В моей практике не было особенно резких взлетов и падений. Кроме, пожалуй, случая с одной средневековой работой начала XV века, которая была куплена на Sotheby's примерно за $15 000 как работа неизвестного мастера. Но потом установили авторство испанского художника Гонсало Переса, и стоимость выросла на порядок», – объясняет специалист.
Современное искусство
Как отмечает куратор Музея «Гараж» Андрей Мизиано, сегодня у современного искусства множество определений, но, если сверяться с классическими учебниками, оно берет начало с импрессионистов. «Это отдельный проект внутри развития истории искусства, в основе которого лежит постоянный эксперимент и пересмотр сложившихся конвенций, – говорит он. – Современное искусство в большей степени сосредоточено на работе со смыслом, чем с формой, и исследует концепции и идеи. Одна из ключевых задач такого искусства – критически осмыслить и зафиксировать современность».
Рынок современного искусства может открыть большие возможности для начинающего коллекционера. Кандидат искусствоведения и старший научный сотрудник ГМИИ им. А.С.Пушкина Алексей Петухов вспоминает историю начала XX века. Обстановка на арт-сцене тогда была схожа с современной: завышенные ожидания нового и многообразие течений. В 1904 г. сообщество парижских интеллектуалов под предводительством Андре Левеля решило в качестве эксперимента ежегодно в течение десяти лет покупать предметы искусства на оговоренную сумму. По истечении срока единомышленники планировали продать всю коллекцию. Свой проект они назвали «Медвежья шкура». В 1914 г. с молотка ушло все собрание, насчитывающее более сотни произведений. Рынок был на подъеме, и работы отлично продались. Например, картина Пикассо «Семья комедиантов» подорожала более чем в 15 раз.
Другой пример, уже из нового времени. В 2018 г. картина знаменитого художника, работающего с 1990-х годов под псевдонимом Бэнкси, «Девочка с шаром» выставлялась на аукционе Sotheby’s. С финальным ударом молотка шредер, спрятанный в раме, начал резать шедевр на узкие полоски. Казалось, прямо на глазах изумленной публики уничтожается произведение искусства стоимостью в $1,4 млн. Но механизм внезапно остановился. Повредилась лишь часть картины, которую тут же по требованию автора переименовали в «Любовь в мусорной корзине». В октябре прошлого года полотно было продано за $25,4 млн неизвестному покупателю. Всего за три года и благодаря необычному перфомансу оно подорожало в 18 раз.
Картины одного из самых заметных представителей современного искусства Адриана Гени за 10 лет подорожали более, чем в 150 раз. Работы художника, родившегося в 1977 году в Трансильвании, балансируют на грани фигуративного и абстрактного искусства. Еще в 2009 г. владелец аукционного дома Christie’s Франсуа Пино купил картину Гени Nickelodeon за €60 000. В 2016 г. она ушла с молотка за $9 млн. Осенью 20021 г. года абстрактная картина 31-летней Флоры Юхнович «У меня будет то, что есть у неё» была продана с аукциона Sotheby's за $3 млн. Это почти в три раза больше ее предыдущего рекорда, установленного в июне того же года на Phillips New York.
Но вряд ли стоит рассматривать коллекционирование произведений современных художников как способ разбогатеть: спрос может упасть, художник – перенасытить рынок или вообще закончить карьеру. По мнению телеведущего и известного собирателя Андрея Малахова, в России сложно рассматривать искусство как объект для инвестиций. «На зарубежном рынке еще существует некоторый разгон, мне звонили несколько раз с предложением продать какие-то работы. Но я никогда не приобретал с мыслью «куплю, подержу и продам», – сказал он «Ведомости. Город».
Невозможно вкладывать в то, что тебе не нравится, что не принимаешь на эмоциональном уровне, уверен искусствовед Алексей Петухов: «С самых первых шагов коллекционирование было связано с взаимопониманием художника и его представителя, галериста». Даже если инвестиции не оправдались и работы упали в цене, а выбор был сделан по любви, всегда можно радоваться любимой картине и осознавать, что поддержали конкретного художника и единомышленника.
По данным Statista.com, в пандемийном 2020 году объем арт-рынка, то есть рынка покупателей и продавцов, торгующих услугами, предметами и произведениями искусства, составил $50 млрд. Это на $14 млрд меньше по сравнению с 2019 годом. За 2021 г. арт-рынок оправился после удара, нанесенного пандемией. В прошлом году специалисты аукционного дома Christie’s зафиксировали самые высокие показатели за последние пять лет.
Исследование Bank of America Art Services еще осенью предвещало мировому арт-рынку новый рост в 2022 г. Сейчас из-за событий на Украине, как пишет Financial Times, европейские покупатели встали на паузу. Среди главных драйверов рынка называют активизацию спроса, диджитализацию и появление новых коллекционеров. Специалисты отмечают повышение интереса к арт-рынку со стороны миллениалов и коллекционеров из Азии.
В период локдаунов стали проводиться онлайн-аукционы. Например, интернет-продажи Christie’s в 2020 г. выросли на 262% по сравнению с предыдущим годом, а в 2021 г. еще на 43% (до $445 млн). «Как только мир замедлился, а музеи закрылись, люди решили создавать музеи у себя дома», – говорит кандидат искусствоведения и эксперт отдела оценки ООО «НИНЭ им. ПМ Третьякова» Ульяна Доброва.
Арт-рынок зависит от потребительского спроса, инфляции и финансовых кризисов. Коллекционер Инна Баженова начинала собирать искусство в 2007 г. «Был настоящий бум, в том числе и в его русском сегменте, искусство стоило очень дорого. Сейчас рынок просел, он чувствителен к экономическим и политическим кризисам. Мы в русле общемирового процесса, а движение волнообразное – за спадом когда-нибудь будет подъем», – говорит она.
NFT-лихорадка
Важную роль в восстановлении рынка после пандемии сыграл бум вокруг NFT-искусства и интерес к нему больших аукционных домов. Знатоки словно открыли для себя дивный новый мир, ранее сконцентрированный в песочнице особых закрытых площадок и сообществ.
NFT – это система сертификации цифровых активов на основе технологии блокчейн, которая в том числе может быть использована для искусства. В прошлом году случилась сенсация: Christie’s продал за $69,3 млн цифровой коллаж художника Beeple (Майка Винкельманна) «Каждый день: первые 5000 дней» (Everydays: The First 5000 Days). Вещь стала первой в истории цифровой работой, реализованной авторитетным аукционным домом исключительно в виде невзаимозаменяемых токенов.
В декабре 2021 г. почти 29 000 любителей цифрового искусства купили работу художника Pak «Слияние» («The Merge») на платформе Nifty Gateway, заплатив в общей сложности $91,8 млн. Это считалось бы рекордом, если бы вещь досталась одному покупателю, а не была распродана разным людям. Всего за год реализация произведений NFT принесла Christie’s $150 млн. Но пока это капля в море по сравнению с цифрами более традиционных сегментов арт-рынка.