Не ремейк, а киноквест: каким получился новый «Шурик»
Новогодний музыкальный фильм ТНТ, вместивший около 70 отечественных звезд, вышел на большие экраныМаленькое легкое перышко падает с неба к ногам мужчины на скамейке, в руках у него – коробка шоколадных конфет. Только на экране не Форрест Гамп в исполнении Тома Хэнкса, а Тимур Батрутдинов в образе знакомого всем Шурика. Как и в хрестоматийном уже фильме Роберта Земекиса, он начинает рассказывать случайным прохожим историю своей большой любви. Но не к Дженни, а к студентке, комсомолке и просто красавице Нине.
Этот рассказ становится основной линией для всех невероятных, а порою абсурдных событий, которые произойдут в ближайшие пару часов экранного времени. Очень скоро герои и декорации начнут стремительно меняться: золотой фонд советского кино перекликаться с голливудскими блокбастерами, профессиональные актеры и комики сходиться в одном кадре с певцами и блогерами, а популярные мемы соседствовать с актуальными инфоповодами.
«Ведомости. Город» побывали на премьере «Невероятных приключений Шурика» и оценили новый взгляд на классическую советскую комедию.
«Капустник» на Новый год
Намеренно отступив от размеренного стиля повествования – иначе можно лишиться и аудитории в лице зумеров, – режиссеры Роман Ким и Миша Семичев с первых минут фильма обрушивают на зрителя поток ироничных аллюзий. Ольга Бузова жадно поглощает «Дубайский шоколад» (та самая коробка конфет из «Форреста Гампа»). Шурик в предэкзаменационном забытьи отправляется с Ниной в маникюрный салон и делает «шеллак» горчичного цвета. А побег от злобной собаки подан как знаменитый трехлетний марафон Гампа.
«Невероятные приключения Шурика» – четвертый новогодний мюзикл от команды ТНТ, который в этом году впервые вышел в широкий прокат. В предыдущие годы канал выпускал телевизионные проекты на основе бессмертных комедий Леонида Гайдая («Иван Васильевич меняет всё», «Небриллиантовая рука») и Эльдара Рязанова («СамоИрония судьбы»). Зрители, знакомые со стилистикой этих проектов, наверняка понимают, чего ждать. С одной лишь поправкой: сейчас создатели сделали не просто оммаж на одну классическую картину, а целый «капустник» с узнаваемыми сценами из самых разных фильмов.
Новой же аудитории стоит сразу учесть: комедию вряд ли можно назвать классическим ремейком. Ее контекст – новогодний мюзикл в стиле Сomedy club или «голубых огоньков» – больше похож на дисклеймер, призванный избавить зрителя от навязчивого желания сравнивать новую версию с оригиналом, сопоставляя глубины актерской игры, уровень режиссерского мастерства и особую атмосферу того самого «неуловимого прошлого». И если не поддаваться ностальгии, а принять современную версию как стеб и искрометное шоу, то можно рассчитывать на веселый киносеанс.
По законам пародии
Даже от исполнителей главных ролей нового «Шурика» – Тимура Батрутдинова и Марины Кравец – не ждешь, что они вывернутся наизнанку, пытаясь переосмыслить роли добродушного студента и его милой подруги Нины (а местами и Лиды из «Операции «Ы»), воплощающей собой идеал советской девушки. В кадре прежде всего комики, демонстрирующие диапазон возможностей в пародийном жанре. Батрутдинов органичен в образе Шурика: в меру несуразен и трогателен. Пластика и мимика – по канонам Александра Демьяненко.
Марина Кравец поражает внешним сходством сразу с двумя актрисами, исполнившими роли фавориток Шурика, – Натальей Варлей и Натальей Селезневой. Во время просмотра зритель наверняка будет ловить себя на мысли, что визуальная грань между классической и новой версиями начинает стираться. То же самое можно сказать о Славе Копейкине в роли Электроника: он почти неотличим от оригинала. Гарик Мартиросян вжился в товарища Саахова, да так крепко, что этому персонажу отдано даже больше экранного времени, чем в оригинале Гайдая.
В целом «узнаваемость» – один из главных посылов нового «Шурика». Это угадывается и в выборе локаций для картины. Съемки проходили на Кавказе, где создавались некоторые эпизоды оригинальной версии. Декорации воспроизводят фрагменты и атмосферу не только «Кавказской пленницы» или новеллы «Наваждение» из «Операции Ы», но и «Служебного романа», «Джентльменов удачи» и других советских фильмов.
Отсылки к западному кино, преимущественно американскому, также многочисленны. «Одиннадцать друзей Оушена», «Миссия невыполнима», «Побег из Шоушенка», «Субстанция», «Дьявол носит Prada» – зрителю впору бросить вызов самому себе: удастся ли угадать все процитированные в «киноквесте» картины?
Праздничный бурлеск
Нашлось место и актуальным инфоповодам. Сценаристы (Андрей Шелков, Максим Ткаченко) охватили многие громкие события за последние месяцы – от бума на плюшевых монстров «лабубу» до громкого бракоразводного процесса Джигана и Оксаны Самойловой. А музыкальный номер Ларисы Долиной про страсть к деньгам открывает простор для самых разных интерпретаций.
Кого-то, наверное, утомит калейдоскоп событий на экране и нескончаемый поток пародийных аллегорий, но в целом новый «Шурик» с задачей развлекательного кино справляется. Все составляющие легкого праздничного бурлеска, который можно посмотреть под шампанское и оливье, учтены. Впечатляют и музыкальные номера, их исполняют Филипп Киркоров, Полина Гагарина, Дима Билан, ANNA ASTI, Клава Кока, Bearwolf, IOWA. В целом в кадре появилось около 70 различных звезд шоу-бизнеса.
И напоследок еще два плюса: яркие костюмы и декорации добавляют зрелищности, а отсутствие острот «ниже пояса» выгодно отличает фильм от многих других современных комедий.
Новый «Шурик» – кино, безусловно, семейное. Младшее поколение будет объяснять дедушкам и бабушкам значение конкретного мема, а старшее – проводить экскурс в историю советского кинематографа. Людям в возрасте интересно сравнить кино детства с современным прочтением, а молодежи – угадывать ассоциации с голливудскими картинами. Скучно точно не будет.