Московский рынок зрелищных событий в 2024 году вырос почти на четверть
В числе его ключевых драйверов – рост турпотока в столицу и увеличение инвестиций в продвижение мероприятийПродажи билетов на зрелищные мероприятия в столице в 2024 г. году выросли в денежном выражении к 2023 г. на 16–25%, следует из данных консалтинговой компании OKS Labs (входит в рекламную группу Okkam) и «МТС Live» (объединяет проекты и активы холдинга «МТС медиа» в сфере офлайн-развлечений). В абсолютных цифрах OKS Labs оценил этот рынок в 66 млрд руб., а «МТС Live» – в 81 млрд руб. В штуках продажи также показали рост – на 11% до 52 млн билетов, отмечает директор практики консалтинга в индустриях развлечений и спорта OKS Labs Марина Шипова. При расчетах (здесь и далее) не учитывался сегмент кинопоказов.
«Ведомости. Город» выяснил, чем главным образом обусловлено увеличение рынка офлайн-развлечений в Москве и что его ждет в 2025 г.
Концерты и стендапы пошли в рост
Москва – ключевой локальный рынок в сфере офлайн-развлечений, солидарны в «МТС Live» и OKS Labs. По их оценке, на этот город в 2024 г. пришлось 36–45% продаж билетов в денежном выражении на зрелищные события в России. Столица, по словам Шиповой, удерживает лидерство по продажам билетов почти во всех сегментах – концерты, шоу, театральные и детские мероприятия и т. д. Исключение составляют только музеи и выставки: в этом сегменте первенство удерживает Санкт-Петербург, говорит она.
При этом наиболее динамичный рост в Москве в 2024 г. показало концертное направление, солидарны в оценках директор по развитию бизнеса «Яндекс.Афиши» Энрико Мазавришвили и директор по финансам и стратегическому развитию «МТС Live» Дмитрий Зорихин. Продажи билетов на концерты российских исполнителей на сервисе «Яндекс.Афиша», по оценке Мазавришвили, в прошлом году увеличились на 42% в денежном выражении. А на сервисах, принадлежащих «МТС Live», продажи на концерты российских и зарубежных артистов в целом за тот же период выросли на 22%, фиксирует Зорихин. Абсолютных показателей они не привели.
Также среди самых быстрорастущих в столице сегментов Зорихин отмечает фестивали: на сервисах «МТС Live» продажи билетов на такие мероприятия в Москве увеличились за прошлый год на 34% в денежном выражении. На «Яндекс.Афише» высокую динамику показал сегмент стендапа, продажи билетов на который выросли за указанный период в деньгах на 18%, говорит Мазавришвили. Абсолютных цифр по этим сегментам они также не предоставили.
Турпоток поможет
Среди ключевых драйверов рынка зрелищных событий в Москве – увеличение туристического потока в столицу и рост инвестиций в продвижение развлекательных мероприятий в городе со стороны билетных сервисов и самих площадок, поясняет Шипова из OKS Labs. В свою очередь сегмент концертов в столице существенно увеличился, в том числе за счет повышенного интереса к российским артистам в условиях отсутствия выступлений крупных зарубежных звезд, считают Зорихин из «МТС Live» и Мазавришвили из «Яндекс.Афиши».
В то же время в «Яндекс.Афише», «МТС Live» и OKS Labs признают, что важным фактором увеличения рынка офлайн-развлечений в 2024 г. стало повышение стоимости билетов на фоне инфляции издержек организаторов мероприятий и площадок. Сильнее всего в Москве прошлом году выросла средняя стоимость билета на фестивали – на 19% к 2023 г. до 2506 руб., следует из данных «МТС Live». Цена билета на детские мероприятия в среднем увеличилась на 15% до 1920 руб., на концерты, вечеринки и шоу – на 14% до 2642 руб., на постановки в классических жанрах (опера, балет, академическая музыка и т. д.) – на 13% до 2478 руб., на мюзиклы – на 12% до 3690 руб., на спектакли в театрах – на 9% до 3016 руб., отмечают там же.
Возвращение блудных музыкантов
В 2025 г. московский рынок офлайн-развлечений продолжит свой рост в деньгах и увеличится на 15–17%, прогнозируют Зорихин из «МТС Live» и Шипова из OKS Labs. При этом, по оценке Шиповой, в абсолютных цифрах он достигнет 76 млрд руб., а по оценке Зорихина – 95 млрд руб. В билетах же продажи, вероятнее всего, покажут замедление: они вырастут только на 3% до 53 млн штук, прогнозируют в OKS Labs.
Одним из ключевых драйверов увеличения продаж продолжит выступать повышение цен на билеты, поясняет Шипова. Среди других факторов роста рынка – продолжающийся рост туристического потока в Москву, добавляет она. Сегмент концертов, как отмечают в «МТС Live», может поддержать и возвращение на российские площадки выступлений некоторых западных артистов.