«Далекие близкие»: путешествие за любовью с баклажаном

Трогательная комедия о несносном ворчуне-садоводе, который поехал через всю страну к онлайн-знакомой
Red Pepper Film
Red Pepper Film

Школьный учитель Борис Петрович (одна из последних ролей 52-летнего актера Евгения Сытого, умершего этой весной) ведет жизнь одинокую, монотонную и, хоть и преподает детям географию, никогда не выезжал за пределы родного Хабаровского края. Свою нерастраченную нежность он дарит овощам, которые выращивает на приусадебном участке. Весь остальной мир вызывает у него мрачное раздражение. Бориса Петровича раздражают открытая форточка в автобусе и сухая тряпка, которую нерадивые ученики поленились намочить перед уроком. Выводит из себя, что взрослый сын Миша (Филипп Авдеев) зарабатывает, перегоняя машины туда-сюда по стране, нет бы уже нормальную какую работу найти. Даже то, что сын дарит ему на день рождения смартфон, становится поводом побрюзжать: лучше б что полезное отцу подарил. 

Впрочем, при ближайшем рассмотрении смартфон оказывается не столь уж бесполезной штукой. Освоившись с техникой, Борис Петрович погружается в новый для него мир социальных сетей и знакомится с Надеждой (Елена Яковлева) из Подмосковья – тоже страстной огородницей. Мише как раз нужно перегнать в Москву кемпер, и влюбленный Борис Петрович напрашивается в попутчики. Так начинается совместная поездка отца и сына, которая, конечно же, растопит лед в их сердцах и сделает всех далеких близкими. 

Red Pepper Film
Red Pepper Film

Полнометражный дебют екатеринбургского режиссера Ивана Соснина сюжетно предсказуем и не стесняется этого. Перед нами, как ясно с самого начала, сентиментально-комедийный роуд-муви, и действие легко катится по колее, уже проложенной многими американскими фильмами. Заимствованная жанровая модель разбавляется местным колоритом: баклажанами, дешевыми шлепками с привокзального развала и смешливой автостопщицей Машей (Екатерина Агеева), жизнерадостная болтовня которой помогает поначалу отчужденным героям перестать кукситься и наконец расслабиться.  

Выстраивая фильм вокруг метафоры путешествия, Иван Соснин аккуратно, как школьный учитель, раскладывает перед зрителем по полочкам семантику этого образа. Путь географа-домоседа через всю Россию знаменует выход очерствевшего героя из кокона и его знакомство с реальностью, которую он до того знал лишь по сухим пособиям. Движение отца и сына в пространстве превращается в их душевное движение навстречу друг другу. А поездка из Хабаровска в Москву рифмуется с путешествием по дороге из желтого кирпича из «Волшебника Изумрудного города» – Борис Петрович участвует в школьном спектакле по этой сказке и в пути прилежно зубрит доставшуюся ему роль трусливого льва. 

Red Pepper Film
Red Pepper Film

На кинофестивале «Окно в Европу» картина получила приз за лучший сценарий, но к сценарию тут как раз могут быть претензии. Некоторые поворотные сюжетные ходы выглядят надуманно (к примеру, вся эта история с чересчур активной дочерью Надежды). Мудрая деревенская бабушка из «глубинной» России объясняет про феминизм и экологическую осознанность так, словно закалилась в многолетних дискуссиях в Twitter. Плюс имеется один совершенно лишний персонаж, которого играет Андрей Ургант.  

Однако эти недостатки компенсируются качественной режиссурой и игрой Евгения Сытого. Благодаря им происходящее на экране приобретает, прежде всего, эмоциональную убедительность, так что главному герою, несмотря на его карикатурность, сопереживаешь как родному. Вот он стоит, трогательно-беззащитный, в одной руке чемодан, в другой баклажан – любовное подношение даме сердца, фрейдистскую символику которого он, кажется, вполне осознает, да поделать ничего не может: уж очень хочется показать ей огромный баклажан со своего огорода. Нелепый немолодой мужик с лицом человека, набравшегося отваги сигануть в пропасть, а там будь что будет. «Ты что, серьезно?» — пытается отговорить его сын. «Я что, похож на несерьезного человека?» — отвечает Борис Петрович. Да нет, совсем не похож.  

Red Pepper Film
Red Pepper Film

Трусливому льву, чтобы открыть в себе смелость, понадобилось пройти путь по дороге из желтого кирпича. Борис Петрович, махнув на всё рукой, садится в кемпер — он, если что, тоже ярко-желтого цвета. 

Самое популярное
Свободное время
Смотровые площадки Москвы: бесплатные и платные точки с видом на город
Откуда посмотреть на мегаполис
Наш город
Обогревательный сезон: как и для чего в России развертывают пункты обогрева
Они работают в городах, на трассах и у речных переправ
Горожане
Болезни большого города: чем мы платим за жизнь в мегаполисе
Почему иммунитет, психика и даже зубы страдают от городского ритма
Культурный город
Музейная рокировка: в Третьяковке и Пушкинском музее сменилось руководство
Как менялись директора в двух главных московских музеях
Другие города
Покажите нам музыку: восемь самых атмосферных концертных залов мира
Лучшие площадки – от территории «Сириус» до бразильского Манауса
Городская недвижимость / Мнение
Малоэтажное будущее
Почему компактные офисы выгоднее и эффективнее небоскребов
Наш город
Склад забытых вещей: что оставили в столичном транспорте в праздники
Среди находок пассажиров оказались снеговик, набор для гадания и гномы
Свободное время
От застолья к искусству труда: куда пойти в выходные 17–18 января
Только интересные события в Москве
Культурный город
От Высоцкого до Гагариной: самые известные выпускники Школы-студии МХАТ
Как одна театральная школа воспитывает артистов для разных эпох
Городская недвижимость / Интервью
Александра Сытникова: «В России и Азии облик городов определяют девелоперы»
Основатель бюро Atlas – о трендах градостроения и опыте восточных мегаполисов
Культурный город
Булатов, Матисс и «Передвижники 2.0»: главные выставки 2026 года
От русских женщин до «флорентийского» Ротко – лучшие сюжеты грядущего культурного сезона
Другие города
Остаться на карте: сотни малых городов в России могут исчезнуть
Среди основных причин – дефицит рабочих мест и низкое качество городской среды
Наш город / Галерея
Миусская дюна: в центре Москвы после уборки образовалась гигантская снежная куча
Из-за снегопадов от циклона «Фрэнсис» в столице выросла трехметровая гора
Наш город
Центр Москвы без переплат: где можно поесть недорого
Доступные кафе и столовые столицы – куда зайти, чтобы хорошо провести время
Культурный город
Южная готика, русский балет и большие романы: главные книжные новинки зимы
От американской классики до немецкой философии