Тонны украденного золота и внезапные британские злодеи. Новые детективные сериалы
Злобные призраки, которых видят только подростки, и китайский философский экшнЗлобные призраки, которых видят только подростки, и китайский философский экшн – «Ведомости. Город» подготовил подборку детективных сериалов, которые успели выйти с начала года.
«Золото» (The Gold)
В 1983 г. шесть вооруженных мужчин вломились в хранилище аэропорта Хитроу и забрали оттуда золотые слитки на головокружительную сумму в 26 млн фунтов стерлингов. Удивительно, но одно из самых крупных ограблений в истории Британии не вдохновило кинематографистов: о нем не вышло ни одного художественного фильма, не считая тихой теледрамы 1993 г. с Шоном Бином, но сняты десятки документалок.
Сорок лет спустя положение исправляют телеканал BBC и журналист и писатель Нил Форсайт, по сценарию которого и снято шестисерийное «Золото». На экране – ретрошиньоны, широкие пиджаки и песни группы New Order. В актерском составе – звезды британских хитов последних лет: Хью Бонневиль из «Аббатства Даунтон», Джек Лауден из «Медленных лошадей» и Доминик Купер из «Mamma Mia!». Кажется, вот-вот в кадр войдет Джейсон Стэйтем – и начнется погоня в духе Гая Ричи. Но в «Золоте» избегают подражания и создают нечто новое.
Золотые слитки здесь и водораздел между пролетариатом и снобами из дорогих особняков, и кривое зеркало малопривлекательной эпохи. Формально поделенный между «копами» и «преступниками» сериал не выбирает фаворитов: каждый персонаж здесь по-своему обаятелен и равноценно мерзок.
При этом самым загадочным «героем» остаются деньги, которые не пахнут и не имеют хозяина. Символичный и красивый ход для сериала с таким названием.
«Агентство «Локвуд и компания» (Lockwood & Co)
В Великобритании – проблема: ее захватили призраки, которые мучают живых людей, но видеть пришельцев с того света могут только дети и подростки. Взрослые создают агентства для тренировки юных борцов с нечистью, куда родители с готовностью сдают своих детей – за опасную работу много платят. Юной охотницей становится 16-летняя Люси Карлайл (звезда «Бриджертонов» Руби Стоукс), для нее это единственная возможность подняться на социальном лифте. Ее босс и ровесник Энтони Локвуд работает без надзора взрослых, поэтому дела, за которые берется его агентство, – самые опасные и интересные.
Романы фантаста Джонатана Страуда наводят на мысли обо всех подростковых фэнтези разом и, конечно, о «Гарри Поттере». Однако «Агентство «Локвуд и компания» не стремится занять территорию франшизы про Хогвартс: новый сериал от Netfliх в хорошем смысле слова более приземленный. Истории с призраками и новым мироустройством здесь не более чем красивая рамка, внутри которой продуманный до мелочей Лондон с трудовыми буднями необычных подростков из агентства Локвуда. Брошенные на произвол судьбы жестокими родителями и циничными надзирателями, эти герои с каждым новым делом и загадочным призраком становятся ближе к разгадке источника проблемы. Их злоключения и попытки поддерживать волшебный бизнес на плаву напоминают скорее о героях Чарльза Диккенса. Создатель сериала Джо Корниш раньше работал над «Приключениями Тинтина», а сейчас достойно справился с новой «вселенной».
«Три тела» (Three Body)
Редкая книга из Поднебесной удостаивалась такого мирового признания, как китайский научно-фантастический роман Лю Цысиня «Загадка трех тел», вышедший в 2008 г. Эта первая часть последующей трилогии о столкновении Земли с иной цивилизацией получила несколько литературных премий на родине, в США, а также восторженные отзывы от Барака Обамы и автора «Игры престолов» Джорджа Р. Мартина.
После выхода трилогии в Китае стали готовиться к ее полнометражной адаптации, а в Америке к концу 2023 г. должна выйти своя ТВ-версия книги Цысиня от Netflix с международным актерским составом и шоураннерами «Игры престолов» Дэвидом Бениоффом и Д. Б. Уайссом.
В преддверии американской экранизации китайский стриминг Tencent выпустил еще одну версию «Трех тел»: 30-серийную экранизацию, в которой подробно рассказаны главные философские и научные темы первоисточника. Начинается телесериал в Китае 2007 г. Накануне пекинской Олимпиады властям портит статистику вереница странных самоубийств ученых. Перед уходом из жизни те оставляют странные записки: «Физики не существует». В расследование этих происшествий втянут коллега погибших – ученый Ван Мяо. Вместе с полицейским Ши Тяном он ищет причину смертей, которые оказываются странным образом связаны с популярной видеоигрой «Задача трех тел».
«Три тела» – идеальная экранизация для первоисточника, в котором преступление происходит скорее на метафизическом, а не на материальном уровне. Книжные философские сентенции здесь разбавляются экшеном, схематичные в оригинале герои обрастают «мясом». Привыкшего к короткому американскому формату зрителя может смутить разве что количество серий – но как иначе рассказать о проблеме масштаба целой вселенной?
«Химия смерти» (The Chemistry of Death)
Опытный судебный антрополог и врач Дэвид Хантер сбегает в деревню и британскую глушь от семейной трагедии, но находит там еще больше проблем и внезапных смертей. С такой довольно привычной для детективного жанра завязки начинался первый роман британца Саймона Бекетта «Химия смерти», опубликованный в 2006 г. Все шесть вышедших на данный момент романов о Дэвиде Хантере снискали большую популярность в Европе, особенно покорив мрачной атмосферой читателей из Скандинавии и Германии.
Минорный настрой действительно отличает этот британский детектив: по духу «Химии смерти» ближе американская южная готика с лесными чащами, а не уютные британские гостиные из историй про мисс Марпл и Эркюля Пуаро. В ходе расследований главный герой чаще всего оказывается у бурных речек, на продуваемых всеми ветрами склонах и в поросших мхом сараях. И ведет свой внутренний монолог о неизбежности смерти, ведь только смерть и стоит перед его глазами, а неожиданные сюжетные повороты норовят выбить почву из-под ног.
Обилие неожиданных развязок объясняется еще и тем, что в основу шести серий «Химии смерти» легли не одна, а две книги Бекетта (вторая – «Увековечено костями»). И два сюжета на экране сшиты белыми нитками: смена нарратива и декораций происходит прямо в середине третьей серии. Впрочем, в «Химии смерти» все происходит внезапно – как появление злодея, так и новости об убийстве. Но здесь это скорее достоинство, чем недостаток.