Через пять лет в Москве будет производиться до 80% российских кинопроектов
В 2024 году в столичном кинокластере сняли в 2,5 раза больше фильмов и сериалов, чем годом ранееС апреля 2025 г. Москва запустила систему рибейтов для создания международных кинопроектов: кинопроизводители получат возможность компенсировать до 30% затрат на съемки в городе. За счет такой поддержки власти столицы рассчитывают привлечь специалистов отрасли из дружественных стран.
Для отечественных продакшнов после запуска мегапроекта по созданию кинокластера российская столица уже является ключевой локацией для съемок. «Ведомости. Москва – 2030» выяснили, как сейчас развивается кинокластер и что позволит сделать его точкой притяжения не только для продакшнов из России, но и для кинопроизводителей со всего мира.
Киностолица
Московский кинокластер был запущен в 2019 г., он реализуется в рамках проекта мэра Сергея Собянина «Москва – город кино». Проект направлен на создание и обновление киноинфраструктуры в столице, все его этапы должны быть завершены к 2030 г. Планируется, что к указанному сроку в городе будет сниматься до 80% российских кинопроектов, говорят в департаменте культуры Москвы.
В числе флагманских объектов столичного кинокластера – кинопарк «Москино» в новой Москве. Ключевую ценность для производителей фильмов и сериалов представляют его натурные декорации, поскольку они позволяют снимать проекты в местах, которые традиционно сложно забронировать в пределах городской инфраструктуры. Сейчас на территории кинопарка «Москино» расположены 24 натурные локации, среди них – исторические и современные места Москвы, в том числе центральные улицы и площади, русская деревня, ковбойский городок, древнерусское поселение, аэропорт и вокзал и т. д.
Еще одна важная площадка кинокластера – кинозавод «Москино» на Рязанском проспекте. Сейчас на его территории работают семь съемочных павильонов, пространство музыкальных культур TAU, Центр моды и дизайна и Центр костюма и реквизита «Жар-птица». Уникальный объект кинозавода – «шайба», или самая большая в России конструкция из светодиодных экранов с обзором на 240 градусов. Эта установка позволяет кинопроизводителям создавать визуальные эффекты любой сложности, которые выглядят на экране максимально естественно. «Шайба» устраняет необходимость перемещаться на разные локации во время съемок, менять декорации и, как итог, упрощает производственные процессы, а также снижает расходы, отметила заместитель мэра Москвы Наталья Сергунина.
Что еще входит в Московский кинокластер
В структуру столичного кинокластера входит киноплатформа «Москино», которая предлагает почти 700 натурных и интерьерных локаций и более 60 000 единиц костюмов и реквизита. А также одноименная кинокомиссия и киносеть, включающая на сегодня 13 кинотеатров в столице.
Ключевым объектом кинокластера является и киностудия им. Горького, которая включает в себя две площадки – на ул. Сергея Эйзенштейна и в Валдайском проезде. На ул. Сергея Эйзенштейна для кинопроизводителей доступны пять павильонов для съемок, студии для создания цифрового контента, один из крупнейших в России комплекс костюма и реквизита и т. д., рассказала «Ведомости. Москва – 2030» гендиректор киностудии Юлиана Слащева. Также работает павильон виртуального продакшна – Виртуальная студия Горького. Киностудия продолжает активно развивать и собственное производство контента: за последние пять лет она выпустила более 68 проектов.
Модернизацию киностудии им. Горького планируется завершить до конца 2025 г., возведение кинозавода «Москино» – до конца 2026 г., а реализацию основного этапа развития кинопарка «Москино» – до 2030 г., уточнили в департаменте культуры столицы.
Из «ГДР» на «Хутор»
Площадки Московского кинокластера уже сейчас пользуются высоким спросом у кинопроизводителей. В 2024 г. на объектах его инфраструктуры было снято 120 проектов, что в 2,5 раза больше, чем годом ранее, писал ранее в своем Telegram-канале Собянин.
В частности, на территории кинопарка и кинозавода «Москино» продюсерский центр «Яндекса» «Плюс студия» снимал сериал о майоре Громе (релиз планируется в 2025 г.), рассказал «Ведомости. Москва – 2030» руководитель этой студии Михаил Китаев. Хотя действие проекта разворачивается в Санкт-Петербурге, из-за плотного графика артистов и творческой команды было принято решение работать в столице, пояснил он. Именно на локациях «Москино» создатели сериала нашли большие павильоны, которые подходили для реализации замыслов, отметил Китаев: «Площадки кинопарка и кинозавода «Москино» позволили нам в точности воссоздать квартиру Грома, палату Разумовского и даже улицы Петербурга».
В кинопарке «Москино» снимался и фильм «В списках не значился» по одноименной повести Бориса Васильева, вторая часть сериала «Самогон» и шпионская драма «ГДР». Производством этих проектов занимался совместно с партнерами телеканал НТВ. По словам генерального продюсера этого телеканала Тимура Вайнштейна, специально для кинокартины «В списках не значился» были построены масштабные декорации Брестской крепости, а для «ГДР» – декорации части Берлинской стены и киностудии DEFA.
Студия онлайн-кинотеатра Start – «Старт продакшн» – совместно с партнерами сняла на площадках кинокластера основную часть сериала «Хутор» (релиз запланирован на 2025 г.), сообщил «Ведомости. Москва – 2030» гендиректор этой студии Сергей Маевский. Причем создатели «Хутора» во время работы над проектом изменили некоторые элементы уже существующих декораций, поскольку кинокластер предоставляет возможность адаптировать «готовые решения» под свои творческие задачи, уточнил он.
Инфраструктура кинокластера полезна для кинопроизводителей, поскольку съемки в реальных местах имеют оправданные ограничения как с точки зрения безопасности, так и с точки зрения поддержания их сохранности, считает Маевский: «В кинокластере ограничений нет, а все локации имеют максимально натуралистичный и атмосферный вид».
Важно и то, что, например, кинопарк «Москино» не только помогает реализовывать масштабные проекты съемочным командам, но и позволяет туристам соприкоснуться с местами, где снимались знакомые зрителям истории, резюмирует Вайнштейн: «Это дает возможность приобщить как можно больше людей к магии кино».
Дружественные компенсации
В Москве нацелены и на привлечение международных кинопроизводителей из дружественных стран. С 1 апреля 2025 г. стартовал прием заявок на получение рибейтов на создание международных кинопроектов: они позволят производителям компенсировать до 30% затрат на съемки в столице. При этом максимальный размер рибейта составляет до 50 млн руб. Претендовать на такую поддержку могут московские компании, которые занимаются производством фильмов совместно с иностранными продакшнами. Сумма их расходов на съемки в столице для получения рибейта должна превышать 15 млн руб.
Уже сейчас очевидно, что зарубежным кинопроизводителям интересны Москва и Россия, считает руководитель департамента культуры столицы Алексей Фурсин. В 2024 г. в столице проводились съемки некоторых эпизодов индийского боевика «Величайший всех времен». Ключевыми локациями для него стали Патриарший мост, Театральная и Манежная площади. Система рибейтов, по словам Фурсина, позволит дополнительно простимулировать спрос со стороны иностранных продакшнов.
С 2019 г. российским производителям предоставляются гранты за создание образа Москвы в кино с максимальным размером до 15 млн руб. В прошлом году такие гранты получили семь полнометражных фильмов, три сериала и один короткометражный фильм. Среди них – фильмы «Мастер и Маргарита», «Страсти по Матвею», сериалы «Красный 5» (Premier), «Раневская» («Первый канал», Kion), «Стой! Не то мама будет гадать» («ТВ-3») и т. д.
Гранты за создание образа Москвы в кино – дополнительный ресурс, который позволяет продакшнам «где-то дооснастить проект, где-то перераспределить бюджет» и сделать продукт качественнее, заявил «Ведомости. Москва – 2030» гендиректор холдинга «Газпром-медиа» (ГПМ) Александр Жаров: «Для индустрии это, безусловно, ценная поддержка, особенно в условиях высокой конкуренции и экономических ограничений».
Большие надежды
В ближайшие два года ключевые объекты Московского кинокластера будут развиваться и расширяться. К 2026 г. в кинопарке «Москино» появятся еще 12 натурных площадок, в том числе «Шахты», «Восточноевропейский город», «Русский средневековый город», «Москва времен конструктивизма», «Современная Москва» и др., рассказал представитель АНО «Кинопарк». Причем часть объектов на территории локации «Современная Москва» – школа, детский сад, больницы и др., по его словам, будут доступны кинопроизводителям и для интерьерных съемок.
На территории кинозавода «Москино» к следующему году станут доступны 15 съемочных павильонов, а также кинотехнопарк, рентал-центр, мастерские декораций и складские помещения, сообщил гендиректор «Москино» Георгий Прокопов.
На площадке киностудии им. Горького на ул. Сергея Эйзенштейна достраивается новый производственный комплекс, в котором расположатся съемочный павильон, две цифровые студии и помещения для резидентов-кинопроизводителей. Также продолжаются работы по созданию нового центра костюма и реквизита, отметила Слащева. Кроме того, на ул. Сергея Эйзенштейна заканчивается реконструкция многофункционального просмотрового зала с возможностью трансформации в съемочный павильон и образовательную площадку.
А на другой локации киностудии, в Валдайском проезде, строится студийно-производственный комплекс с 10 съемочными павильонами, студиями виртуальных декораций, монтажа, цветокоррекции, захвата движения и другими вспомогательными помещениями, добавила Слащева. Там же будет открыт центр виртуальных технологий для предоставления услуг по всему спектру видеопроизводства – от многокамерной студийной съемки до 3D-моделирования и создания проектов с виртуальной и дополненной реальностью.
Кинокластер и в целом проект «Москва – город кино» позволили выстроить единую систему взаимодействия столицы и кинопроизводителей, считает Маевский из «Старт продакшна»: «И эта система облегчает процесс создания фильмов и сериалов не только для съемочных команд, но и для города и его жителей».
Кинокластер стал полноценным центром притяжения для кинопроизводителей, который критически важен для устойчивости и конкурентоспособности индустрии, резюмировал Жаров.