От конструктивизма до хай-тека: шесть советских зданий, изменивших назначение
Как типовая застройка второй половины XX века приобретает новые смыслыСоветская архитектура оставила в наследство множество монументальных, но зачастую функционально устаревших зданий на территории бывших союзных республик и Восточной Европы. Но вместо сноса многие из них сегодня проходят сложную трансформацию, превращаясь в современные культурные, деловые и общественные пространства. «Ведомости. Город» выбрал шесть таких проектов, которые прошли реновацию и переосмысление.
Бывший завод «ЗИЛ» (Москва)
Было: завод имени Лихачева – гигант советского автопрома.
Стало: многофункциональный кластер ЗИЛ с Дворцом культуры, образовательным центром и парком.
Преобразование: территория завода сегодня постепенно превращается в новый городской квартал. Самый яркий объект – Дворец культуры, шедевр конструктивизма архитекторов братьев Весниных. После реконструкции 2010-х гг. он сохранил аутентичный облик, но внутри получил новейшее техническое оснащение. Теперь это современная площадка для театра, музыки и образовательных проектов, где исторические формы служат фоном для актуального культурного процесса.
Здание НИИ «Гипролегпром» (Екатеринбург)
Было: типовое офисное здание советского модернизма (построено в 1980-х гг.).
Стало: креативный кластер «Домна».
Преобразование: вместо научно-исследовательского института здесь расположился центр притяжения для дизайнеров, архитекторов и художников. Ребрендинг и редизайн коснулись не только интерьеров, но и фасада, который стал ярким арт-объектом. Проект показал, как можно вдохнуть новую жизнь в непримечательные на первый взгляд панельные здания, создав в них среду для развития креативных индустрий.
Фабрика «Красное знамя» (Санкт-Петербург)
Было: первая в СССР фабрика по производству трикотажа, построенная в стиле конструктивизма.
Стало: многофункциональный комплекс с апартаментами, офисами и культурными пространствами.
Преобразование: знаковую фабрику, которая долгое время находилась в запустении, превратили в элитный жилой квартал. Архитекторы бережно отреставрировали исторические корпуса, включая знаменитую силовую станцию с трубой-башней, и органично вписали в них современные элементы. Это пример того, как индустриальное наследие становится основой для престижного девелоперского проекта.
Пирамида (Тирана, Албания)
Было: музей, посвященный албанскому лидеру Энверу Ходже, построенный его дочерью и зятем.
Стало: многофункциональный образовательный центр для молодежи.
Преобразование: голландская архитектурная студия MVRDV не стала сносить здание, а «пристроила» к его бетонной структуре новые объемы в виде ярких коробок и ступенчатой крыши. Эти ступени превратились в общественное пространство, где жители города могут сидеть, общаться и подниматься на вершину. По задумке архитекторов, проект символизирует отказ от социалистического прошлого и превращение символа культа личности в открытую, демократичную площадку.
Центральное почтовое отделение (Тбилиси, Грузия)
Было: монументальное здание советской почты.
Стало: многофункциональный хаб «Почта Грузии».
Преобразование: китайские архитекторы провели строительную операцию, вписав современные стеклянные структуры в исторические стены. Они сохранили грубый бетон и массивные колонны, создав на их фоне легкие мосты, переходы и новые объемы. Внутри теперь соседствуют рестораны, офисы, ритейл и выставочные пространства. Этот проект – диалог эпох, где советское наследие не скрывают, а используют как драматический декорационный элемент.
Кинотеатр «Казахстан» (Алматы, Казахстан)
Было: типовой кинотеатр советской эпохи.
Стало: центр современной культуры.
Преобразование: британский дизайнер Асиф Хан преобразовал бетонную структуру кинотеатра «Целинный», сохранив его монументальный характер. Ключевым элементом проекта стала полная перезагрузка 18-метрового зрительного зала, который теперь оснащен по последнему слову техники и служит площадкой для международных выставок, кинопоказов и перформансов. Проект стал примером тонкого вмешательства, которое превратило рядовой культурный объект прошлого в главную арену для актуального искусства.