Искусство в новых реалиях. Как столичные музеи меняют концепции выставок
Свои программы вынуждены пересматривать как частные, так и государственные организацииЛишившись возможности привозить в страну зарубежные экспонаты, музеи вынуждены адаптировать свои выставочные программы. Отдельные проекты приходится отменять или переносить на неопределенный срок, но международное сотрудничество продолжается.
Временно недоступны
Практически все музеи испытывают сложности с организацией выставок, в которых задействованы иностранные партнеры. Две крупные столичные площадки приняли решение временно заморозить выставочную деятельность. Команда музея «Гараж» заявила, что прерывает работу, пообещав выполнить все связанные с переносом проектов обязательства. Но кафе, магазин и библиотека институции работают в обычном режиме. Пришлось серьезно изменить формат и дому культуры «ГЭС-2». «Мы сотрудничаем с художниками из разных стран, которые по-разному оценивают происходящие в мире события. Часть из них приняли решение снять свои работы с выставки по политическим причинам», – сообщили в пресс-службе дома культуры «ГЭС-2».
С некоторыми программными элементами прощаться было особенно тяжело, отметили в «ГЭС-2». Например, с выставкой «Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях», созданной российскими художниками по заказу фонда V-A-C, и с живой скульптурой Рагнара Кьяртанссона «Санта-Барбара», в которой принимало участие более 70 человек, работавших с фондом в течение 30 месяцев.
При этом сама площадка не закрывалась ни на один день. Сохраняется программа «Гостеприимство», ориентированная на работу с городскими сообществами, проходят занятия и встречи для школьников и студентов. Продолжают функционировать семейное пространство «Ателье», кинотеатр, библиотека, книжный магазин, кафе.
«Работодатель в полной мере выполняет свои обязательства перед коллективом, сокращений штата не проводилось», – сообщили в пресс-службе «ГЭС-2». По-прежнему проводятся медиаторские туры, которые знакомят посетителей с архитектурой и историей здания. Сегодня кураторская команда «ГЭС-2» готовит новую художественную программу с участием современных российских художников и привлечением экспонатов из частных коллекций.
Вопреки обстоятельствам
В то время как частные институции принимают решение о приостановке своей деятельности, государственные продолжают работать. Доступны мероприятия Политехнического музея, хотя «в связи с текущей ситуацией публичная программа была скорректирована»: она сконцентрирована на просветительской деятельности, встречах с учеными и популяризаторами науки, отметили в пресс-службе музея. В обычном режиме функционируют Третьяковская галерея, Государственный исторический и Государственный Дарвиновский музеи, ГМИИ им. Пушкина, Музей Москвы и др. Ведь золотой фонд ведущих музеев составляет постоянные экспозиции, интерес к которым постоянен. Но приходится адаптировать временные экспозиции из-за невозможности привезти зарубежные экспонаты.
В Музее русского импрессионизма, в большинстве проектов которого задействованы работы из собраний разных стран, меняют состав экспонатов. Летом по плану состоится выставка «Автопортрет и портрет художника», на которой не будет части запланированных работ. «Зрители не увидят картин из Центра Помпиду, Кадриоргского художественного музея (Эстония) и других зарубежных собраний, участие которых ранее было согласовано. Это большая боль для нас», – говорит директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова. Но экспозиция обещает быть запоминающейся благодаря коллекциям из региональных музеев, в фондах которых есть много предметов, никогда ранее не демонстрировавшихся в Москве.
В музее стараются находить новые темы и презентовать известных авторов в непривычном ракурсе. Например, на выставке «Импрессионизм в авангарде» были продемонстрированы импрессионистические полотна Казимира Малевича, Петра Кончаловского и других авангардистов. «Никакую работу в условиях ограничений невозможно считать полноценной. Мы будем искать решения, но пока непонятно, как станет меняться повестка», – отметила Петрова. Пока же музею пришлось перенести на неопределенный срок выставку японских импрессионистов. Невозможно назвать даты, когда она состоится, сказала Петрова.
Основной проблемой стала логистика: приостановка авиасообщения с рядом стран и удорожание транспортировки. «Из-за этого переносы международных проектов неизбежны. Но мы с зарубежными коллегами прикладываем совместные усилия, чтобы запланированные выставки состоялись», – подчеркнули в пресс-службе Московского музея современного искусства (ММОМА). Сейчас там проходит выставка современного южнокорейского художника Кван Йонг Чана, которую продлили на месяц, до 10 апреля, в связи с интересом публики.
В Музеях Московского Кремля, где большинство экспозиций проходило с иностранным участием, перенесли выставку «Дуэль», основу которой составляли европейские экспонаты. Теперь она будет показана в «немного измененной концепции, с участием российских музеев», сообщили в пресс-службе. Отменена запланированная на осень экспозиция «Золотой век Вены», на ней должны были демонстрироваться предметы из австрийских музеев.
В ГМИИ им. Пушкина откладывается на неопределенный срок выставка «Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие», открытие которой планировалось на 15 марта. «В выставке должны были участвовать произведения зарубежных художников, которые на данный момент не имеют возможности предоставить вещи для экспонирования», – сообщили в пресс-службе музея. Среди них работа датско-исландского художника Олафура Элиассона, выбранная в качестве эмблемы выставки.
Государственная Третьяковская галерея перенесла на неопределенный срок выставку работ Аксели Галлен-Каллелы – самого известного финского художника эпохи модерна, который близко дружил с Николаем Рерихом и Максимом Горьким. Экспозиция должна была открыться 14 апреля и занять два этажа Инженерного корпуса. Планировалось показать около 200 произведений живописи и графики из 14 музеев Финляндии и России, а также финских частных собраний.
В «Мультимедиа арт музее» (МАММ) в штатном режиме работает международная биеннале «Искусство будущего». «Четверо зарубежных художников попросили снять свои работы с биеннале, но остальные художники, как и директора крупнейших государственных и частных мировых музеев, нас понимают и поддерживают, несмотря на политическое давление», – сообщила директор МАММ Ольга Свиблова. При этом пришлось отложить проект «Коллекция» из Центра Помпиду, который должен был закрывать программу празднования 25-летия музея. Стоимость транспортировки предметов составляла порядка 500 000 евро и на фоне изменения курса возросла в рублях. Программа МАММ будет меняться исходя из сложившейся ситуации и финансовых возможностей. «Мы изначально международно ориентированная институция и многие выставки сегодня не можем поднять по бюджету из-за курсовой разницы. Транспорт, страховка, аренда платятся в валюте, а бюджет мы получаем в рублях. С ростом курса изменения государственного финансирования пока нет», – подчеркнула Свиблова. Также в музее возникли сложности с материалами, необходимыми для создания инсталляций. Например, с бумагой для печати фотографий, зарубежной краской, капами и пенокартоном, которым сейчас пытаются найти замену на азиатском рынке.
В ГМИИ им. Пушкина подтверждают, что, несмотря на сложности, сотрудничество с зарубежными партнерами продолжается и планируются выставки с участием работ мирового искусства. «Пока мы не получали отказов. Но понимаем, что они возможны – в силу определенных обстоятельств и ограничений физического взаимодействия с зарубежными партнерами. Мы готовимся к тому, чтобы составлять выставки из произведений, доступных на территории нашей страны и тех стран, откуда мы эти вещи можем получать», – заявили в пресс-службе ГМИИ им. Пушкина.
Спрос на искусство
В московских музеях наблюдается рост посещаемости. Увеличение потока отмечают в МАММ, ММОМА, ГМИИ им. Пушкина. В дом культуры «ГЭС-2», даже несмотря на приостановку основных выставок, в марте пришло больше людей, сообщили в пресс-службе «ГЭС-2». «Возвращаются те, кто не мог приходить из-за отсутствия QR-кодов», – пояснили в пресс-службе ГМИИ им. Пушкина.
Возможность насладиться искусством необходима людям в сложные времена. «Искусство – прекраснейшая возможность чувствовать и ощущать себя человеком. Оно несет целительное влияние на любого, – говорит Елена Потемина, замдиректора по научно-просветительской работе в Государственном музее А.С. Пушкина. – В тяжелое время искусство не исчезает, оно не молчит, а помогает жить, выживать и думать о будущем». «Людям необходима витальная энергия, которую дает искусство», – поддерживает Свиблова.
В сложной политической ситуации невозможно сформировать единую точку зрения, стоит приостанавливать работу музеев или нет, считает культуролог, профессор РГГУ Игорь Яковенко. «Думаю, что это не произносится вслух, но это солидарность», – комментирует позицию закрывшихся в Москве институций Яковенко, добавляя, что каждая организация вправе сама делать выбор. Решение о продолжении деятельности тоже определенная позиция, отмечает социолог культуры Абрам Рейтблат: «Другие музеи выражают свою позицию тем, что продолжают работать». По мнению старшего научного сотрудника Института психологии РАН Ольги Маховской, закрытие музеев – это ужасно. «Для меня это сложение культурного знамени. Когда музеи закрывают специально, это выглядит как проявление слабости», – считает Маховская.
Частные заведения культуры, которых в Москве насчитывается больше 80, в этот период понесут издержки, полагает главный редактор сайта «Культуролог» Андрей Карпов. По его мнению, из-за сложной обстановки люди будут делать выбор не в пользу культуры: «Музеи на государственном финансировании будут существовать, а те, что были на самоокупаемости, понесут ущерб». Возможно, в затяжной ситуации неопределенности переключение на искусство может стать способом снятия стресса, рассуждает Карпов.
По мнению Маховской, подобная релаксация просто необходима горожанам: «Люди в панике и тревоге забыли о том, что музеи – это оазисы умиротворения. Созерцание красоты, как ничто другое, дает человеку успокоение». Из-за тревог сегодня многие замыкаются в себе и боятся выходить из дома, когда базовое чувство доверия нарушено, говорит психолог. «Хотя лучше ходить в музеи, чем смотреть телевизор или обсуждать фейки в мессенджерах, – считает Маховская. – В музее можно постоять молча, найти опору и напомнить себе о том, что ты человек»