Читайте также
Не игрушка, а транспорт: как изменился кикшеринг в новом сезоне
Рестораны быстрого питания стали чаще открываться в жилых комплексах
Москва заряжается: как будет развиваться инфраструктура для электромобилей

Транспорт без пробок: какие изменения ждут велосипедистов Москвы в этом сезоне

Всего для проката будет доступно порядка 11 000 устройств
Сегодня для передвижения по Москве на велосипеде горожанам доступно порядка 512 км велоинфраструктуры, что в 1,5 раза больше, чем четыре года назад
Сегодня для передвижения по Москве на велосипеде горожанам доступно порядка 512 км велоинфраструктуры, что в 1,5 раза больше, чем четыре года назад /Максим Стулов / Ведомости

В этом году протяженность велоинфраструктуры в столице планируют увеличить до 601 км. Это в том числе временные велополосы и велодорожки в 49 районах по всему городу, рассказал «Ведомости. Городу» замруководителя Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Магомед Колгаев. Они появятся, в частности, в Марьине, Люблине и в Тверском районе. Если временные дорожки и полосы будут пользоваться популярностью у горожан, их сделают постоянными.

Еще порядка 40 км инфраструктуры будет создано в рамках веломаршрута «Зеленое кольцо», который будет кольцевым и соединит 32 парка и 29 транспортно-пересадочных узлов. Веломаршрут уже проложен в пяти округах столицы (ЮЗАО, ЗАО, СЗАО, САО и СВАО), что составляет более 50% готовности. Сейчас продолжается его реализация на участке от «Лосиного острова» до метро «Профсоюзная». В этом году планируется полностью завершить веломаршрут – его протяженность составит 120 км, что сопоставимо с Московской кольцевой автодорогой.

При проектировании веломаршрута стояла задача минимизировать стресс-зоны, где он пересекается с крупными автомагистралями, железнодорожной инфраструктурой, подземными переходами, чтобы сделать его максимально беспрепятственным. В состав «Зеленого кольца» входят не только велодороги, но также знаки, указатели и навигационные стенды с информацией о маршруте.

Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Сегодня для передвижения по Москве на велосипеде горожанам доступно порядка 512 км велоинфраструктуры, что в 1,5 раза больше, чем четыре года назад. Порядка 80% всей велоинфраструктуры в городе составляют велопешеходные дорожки (отделены конструктивно от проезжей части и предназначены для раздельного или совместного движения пешеходов и велосипедистов) и велодорожки (отделены от дороги и тротуара газоном или бордюром). Еще около 20% приходится на долю велополос. Они конструктивно не отделены от проезжей части, а отмечены на ней разметкой. И менее 1% составляют велозоны, по которым одновременно могут передвигаться машины и велосипедисты, но последние имеют преимущество. Им должны уступать дорогу, а при движении они могут занимать всю полосу. Скорость на таких участках ограничена до 20 км/ч.

Продолжатся работы по созданию в городе парковочных мест для велосипедистов. Сейчас в столице действует порядка 14 000 велопарковок. Из них 4000 городские и еще 10 000 установлены для самокатов операторами кикшеринга.

«В этом сезоне мы улучшим эти объекты: невостребованные парковки переместим в популярные места, несколько – переставим, чтобы они не мешали проходу пешеходов», – рассказал Колгаев. Совместно с операторами в этом году будет установлено еще около 9000 новых велопарковок.

ПДД для велосипедистов

С марта прошлого года изменили Правила дорожного движения в отношении велосипедистов, рассказал руководитель проекта «ПДД мастер» Максим Калашников. Например, нельзя парковать велосипед на тротуаре. Если нет никаких знаков – то велосипед в городе должен быть припаркован на краю проезжей части, параллельно краю. Отменили использование ходовых огней в светлое время суток. В остальном правила прежние: велосипедисты старше 14 лет при наличии велоинфраструктуры должны передвигаться по ней. Только если ее нет – по правому краю проезжей части. Если нет и такой возможности, то только тогда по тротуару или пешеходной дорожке.

Велосипедисты до 14 лет вместе с сопровождающими могут передвигаться только по тротуарам или велосипедным дорожкам. Выезжать на проезжую часть им запрещено.

При пересечении велосипедистом пешеходного перехода необходимо спешиться. За нарушение ПДД велосипедисту грозит штраф в размере 800 руб. Если оно совершено в состоянии алкогольного опьянения – от 1000 до 1500 руб.

Обновленный парк велопроката

Сейчас для аренды доступны первые 3000 электрических бесстанционных велосипедов единственной городской службы велопроката «Велобайк». Их преимущество в том, что они не привязаны к станциям велопроката. Бесстанционные электровелосипеды можно оставлять на парковках для самокатов – в веб-приложении «Велобайк» такие места обозначены специальным символом (P). Всего в этом сезоне будет доступно для проката порядка 7000 электрических велосипедов (в прошлом году их было около 4000). И еще около 4000 механических велосипедов, которые появятся на улицах города до конца апреля.

Новинкой сезона станут бесстанционные велосипеды улучшенной модификации. В составе всего парка электровелосипедов их будет около 3000. Эту модель отличают улучшенная тормозная система и бескамерные покрышки. Также у нее большая емкость батареи, которая позволяет преодолевать дистанцию в 55 км. В предыдущей версии заряда батареи хватает на расстояние до 40–50 км. В числе других плюсов – фиксация вещей в корзине, педали с противоскользящим протектором и мягкое сиденье.

Стоимость проката складывается из платы по выбранному тарифу и повременной аренды – за каждую минуту свыше установленного времени пользования. Например, для бесстанционного велосипеда по тарифу «Прогулка» доступ стоит 590 руб., что позволяет им пользоваться в течение трех часов, после чего вводится поминутная оплата. Ее стоимость варьируется от 1 до 6 руб. в зависимости от уровня спроса на велосипеды, их доступности для пользователей и других факторов. Для любителей постоянных поездок предусмотрены подписки на месяц или на сезон.

Транспорт «последней мили»

Сейчас при создании велоинфраструктуры в Москве наиболее активными темпами идет ее развитие на улично-дорожной сети. Еще в 2020 г. большая часть велодорог находилась на территории парков и только треть – на городских улицах. В этом году планируется, что велоинфраструктура на улично-дорожной сети составит более половины от ее общей протяженности, размер которой достигнет 601 км до конца года.

Развитие сети велодорог на городских улицах позволяет горожанам совершать на велосипедах транспортные поездки. Исследование ЦОДДа (на основе статистики «Велобайка» за 2019–2021 гг.) показало, что москвичи активно передвигаются на велосипедах между станциями. Например, они ездят на двухколесном транспорте между станциями «Славянский бульвар» и «Пионерская», между метро и МЦК «Кутузовская» и метро «Парк Победы».

Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Используются велосипеды в качестве транспорта «последней мили», когда на нем добираются от автобусной остановки или станции метро до работы или учебы. Например, популярным маршрутом является путь от метро «Университет» до Главного здания МГУ. Из аналитики ЦОДДа следует, что поездки на велосипедах на этом участке в исследуемом периоде совершались в четыре раза чаще, чем за его пределами.

«У нас есть концептуальный подход к развитию велоинфраструктуры – создаем сеть велополос в центральной части города, где много точек притяжения, и каждый год захватываем новые районы», – рассказал Колгаев. По его словам, такой подход позволяет развивать инфраструктуру для внутрирайонного перемещения и для использования велосипеда как транспорта «последней мили».

«Развитие велодвижения в городах, особенно в мегаполисах, имеет колоссальный эффект: экологический, экономический, влияет на здоровье граждан и качество их жизни», – говорит директор по развитию компании «STEP. Транспортные решения» Алексей Смирнов. По его словам, в частности, сокращаются расходы на содержание дорожной инфраструктуры. Например, авторы проекта по адаптации городов для велосипедов и самокатов «Велоруководство», среди которых специалисты «Центра развития городской среды», STEP, ЦОДД и др., в 2022 г. на примере Санкт-Петербурга подсчитали, что даже если 10% автомобилистов пересядут на велосипеды – нагрузка на городской бюджет снижается в среднем на 2,8–3 млрд руб. в год. Согласно исследованию Европейской федерации велосипедистов, проведенному еще в 2018 г., развитие велосипедного движения в Евросоюзе позволяет экономить до 150 млрд евро в год. Только на топливе – более 3 млрд л в год, что соответствует его расходу в такой стране, как Ирландия.

Самое популярное
Наш город
Объем поддержанного Москвой экспорта увеличился в 2024 году почти в два раза
Среди ключевых факторов роста – географическая и товарная диверсификация, отмечают эксперты
Наш город
В Москве на месте бывших промзон появятся 11 школ и детских садов
Промышленные площадки в Очаково-Матвеевском уже начали застраивать
Городская недвижимость
Аналитики зафиксировали снижение цен в новостройках Москвы
Такая динамика может быть связана со скидками, которые предоставляют застройщики из-за снижения продаж
Культурный город
Большое открытие: на ВДНХ покажут редкую картину Александра Герасимова
Москвичи увидят считавшееся пропавшим монументальное полотно 1950-х годов
Свободное время
От спектаклей до мастер-классов: что ждет гостей кинопарка «Москино» этой зимой
Главная киноплощадка столицы представит предновогоднюю культурную программу
Свободное время
Новый год по-русски: где отдохнуть во время каникул
Чтобы ярко отметить праздник, не обязательно уезжать далеко от Москвы
Свободное время
Чебурашка и Cirque du Soleil, Дед Мороз против пришельцев: пять новогодних шоу
Куда идти всей семьей за праздничным настроением
Наш город / Интервью
«Новые соцобъекты нужны для качественной жизни москвичей»
Руководитель департамента гражданского строительства Москвы – о приоритетах обновленного ведомства
Городская недвижимость / Мнение
Завод за рубль
Построить промышленное предприятие в Москве стало проще
Наш город
Москва-тур: в столице пройдет международный конгресс по деловому туризму
Эксперты из стран БРИКС соберутся в Москве 16 и 17 декабря
Наш город
Столица архитектурных впечатлений: открылся прием заявок на Архитектурную премию
Жюри выберет и наградит лучшие проекты, которые формируют уникальный облик столицы
Наш город
Сезон чудес: благодаря «Доброй елке» будут исполнены более 1700 желаний детей
В Москве в третий раз проводится новогодняя благотворительная акция в поддержку подопечных НКО
Наш город
Звезды на льду: на катке ВДНХ пройдут ночные катания
В рамках проекта «Зима в Москве» горожане и гости столицы смогут встать на коньки с подсветкой
Свободное время
Налетай – не скупись: столичные бренды представят свою продукцию на маркете
Торговые павильоны откроются в рамках проекта «Зима в Москве»
Наш город
В Москве открылась академия парфюмерии и поселились колпицы – хорошие новости
Только позитивные события в завершение недели