Комфорт в большом городе
Формула счастья от архитекторов, урбанистов и девелоперовНесколько лет назад компания RTDA по заказу Москомархитектуры провела исследование «Комфортный город». Среди ключевых элементов дружественной человеку среды, выявленных в ходе социологического опроса, были названы безопасность, экологичность, разнообразие досуга и возможность установить социальные связи. «Ведомости. Город» разбирается, какие решения и технологии отвечают за «комфорт» в современных домах и чего на самом деле хотят покупатели.
Не местом единым
Децентрализация Москвы практически свела на нет триаду location, location, location как необходимое условие при выборе жилья. Сейчас это актуально разве что для владельцев элитной недвижимости в историческом центре. Для покупателей в сегменте «бизнес» и «комфорт» район пусть и остается важным критерием, но все большее значение приобретают другие факторы: от функционального наполнения первых этажей до инсоляции и экологии.
Раньше, приобретая жилье, люди обращали внимание на ежедневное удобство пользования автомобилем, наличие городских парковок и минимум пробок по дороге из дома на работу. Потом стали смотреть, сколько минут пешком придется идти до метро. Сейчас ключевым становится критерий доступности объектов повседневного спроса (школа, детский сад, поликлиника, торговый или культурный центр), отмечает Олег Шапиро, сооснователь Wowhaus. «Эту задачу решают во всем мире, и не только мегаполисы, но и средние города. В Париже, к примеру, официально принята стратегия 15-ти минутного доступа ко всем сервисам», – говорит он. В Москве, где прочно вошли в обиход велосипеды и самокаты, это веяние – следствие общемирового тренда на экологичность. «Транспортная доступность – это значимый, но уже не определяющий критерий, – дополняет эксперт «ЦИАН.Аналитики» Виктория Кирюхина. – Крайне важна также развитая инфраструктура, наличие парковых зон, экологическая обстановка».
Снаружи и внутри
Назвать главенствующий архитектурный стиль для современной Москвы нельзя (он разнится от района к району), но можно выделить общие принципы и задачи, которые сегодня решает архитектура в борьбе за комфорт. «Одной из главных черт современного комфортного жилья в городе является интересное, обладающее собственным характером и насыщенное функциями общественное пространство, которое жильцы охотно идентифицируют как свое», – говорит руководящий партнер архитектурного бюро СПИЧ Сергей Чобан. По его словам, это может быть благоустроенный внутренний двор с продуманным набором функций, камерная внутренняя площадь, к которой обращены выходы из кафе и магазинов, даже просто уютный сквер. «Такое же ощущение уюта и сопричастности должна пробуждать и сама архитектура – например, за счет чередования высотности, интересных объемных решений и детально проработанных поверхностей фасадов, реализованных, как минимум, на уровне нескольких первых этажей, то есть в зонах прямого визуального контакта людей со зданием», – отмечает эксперт.
В части планировочных решений покупатели хотят больше воздуха и пространства. Им не требуется множество мест хранения, последние заменяют кладовые, расположенные на подземных этажах. Как следствие появляется более гибкая система планировок, увеличиваются гостиные. Покупателям также важна большая площадь остекления, которая помогает максимально использовать естественный свет. После пандемии востребованными стали квартиры с дополнительным изолированным помещением, чтобы оборудовать в нем место для работы. Впрочем, нередко роль такого помещения могут играть балконы – их популярность снова вернулась.
Трава у дома
Потребность в экологичности жилища и окружающей среды тесно связана с модой на ЗОЖ и стремлением людей пересмотреть жизненные приоритеты. «Поймать дзен» и не отпускать, замедлить – хотя бы ненадолго – ритм жизни и уделить время созерцанию красоты вокруг. В современной философии разных стран сегодня встречаются элементы, объединяющие одно главенствующее направление и очень созвучные друг другу – «хюгге» (hygge) скандинавов и непременное «блаженное ничегонеделание» (dolce far niente) у итальянцев.
Научные работники из Мичиганского государственного университета смогли доказать, что жизнь рядом с водой делает человека более спокойным, а его психическое здоровье практически полностью восстанавливается. Как рассказывают авторы работы, регулярное наблюдение за водой (морем, рекой или водоемом) имеет связь с низким психологическим показателем дистресса.
Девелоперы чутко уловили этот тренд на «контакт с природой». Если раньше речка или другая особо охраняемая территория рядом с объектом воспринимались ими как головная боль, то сейчас – как удача. Территории у водных артерий и природных заказников благоустраиваются, в проектах создаются искусственные природные «уголки». «Основной тренд благоустройства придомовых пространств сейчас – максимальный процент озеленения, – выражает общую мысль руководитель UNK landscape Гульнара Сафарова. – Если раньше дворы стремились «насытить» разнообразными площадками (детскими, спортивными и т. д.), ставили в них малые архитектурные формы, то сейчас фокус – на природу, растения, их разнообразие».
Во дворах привычными стали лавочки с подогревом, столы с USB-розетками. Если комплекс относится к премиальному классу, то «теплым» могут сделать даже путь к подъезду (мощение с подогревом), а также устроить специальные стоки для сбора талых и дождевых вод для использования в технических нуждах.
Работа с внутренней территорией требует комплексного подхода. Так, ГК «Галс-Девелопмент» вместе с архбюро «Дружба» разрабатывает стандарты благоустройства для своих жилых комплексов. Ранее застройщик заключил соглашение с Тимирязевской академией для получения методологических рекомендаций по озеленению территорий. Провести анализ почвы, составить план посадок зеленых насаждений, продумать график цветения, разработать современные системы автоматического водоснабжения и автополива, управляемые чуть ли не с мобильного телефона, – всем этим теперь специалисты академии занимаются вместе с застройщиком. Причем речь идет не только о перспективных жилых и офисных комплексах, но и о уже существующих.
Тягу к «зелени» эксперты объясняют отголосками пандемии, когда жители Москвы были ограничены в передвижении и прогулках, и двор оставался для них единственной возможностью насладиться природой, пусть даже городской. «Запрос на места для работы или приема пищи на открытом воздухе стал очень отчетлив именно в это время. В премиальном сегменте теперь практически всегда фигурирует озелененная кровля с дополнительными зонами рекреации», – отмечает Сафарова.
В европейских мегаполисах сады цветут столетиями. Архитекторы и урбанисты находят для них и места на крышах, и фасадах вертикальных городов. Например, Тарраделлас в Барселоне – настоящая городская достопримечательность. Этот пышный вертикальный сад раскинулся на стене жилого дома в 2016 году. Теперь есть идеи преобразования и других стен в Барселоне.
О создании зеленых улиц в Китае задумались относительно недавно, но уже накопили немалый опыт. Например, Hyperlane – китайский многоэтажный природный парк. Это комплекс общественных пространств с пешеходной набережной, к которой от университетского кампуса ведет извилистый живописный маршрут по ступеням с цветущими растениями и зеленым «ковром».
«Галс-Девелопмент» на крышах элитного квартала «Сады Пекина» в Москве разбил ландшафтный парк с живыми растениями и организовала зону отдыха для жителей с уютными шезлонгами. Не поскупились на ландшафтный дизайн и в других проектах. Рассказывает Илья Васецкий, урбанист и автор концепции камерного сада в стиле Антонио Гауди в проекте «Театральный Дом»: «В центре больших городов сложно найти место для полноценного парка. Спасительным решением для жителей мегаполисов стали мини-парки или, как их называют в Европе, «карманные парки» (pocket park). Здесь, в доме на Поварской, на 10 сотках растет около тысячи различных растений, большая часть из которых – деревья и кустарники. Высадив их в клумбы высотой около 70 см, ландшафтные дизайнеры приблизили растения к глазам человека – теперь их можно разглядеть на расстоянии вытянутой руки».
Моя крепость
Для покупателей равнозначно важно и то, что находится за пределами жилья. Сегодня как у нас в стране, так и за рубежом очень популярны места так называемой «добрососедской социализации»: небольшие универсальные клубы в здании ЖК или вблизи него, где жители могут собираться с разными целями и в любое время года – организовать детский кружок или отметить день рождения. Перечень дополнительных объектов комфортной среды становится все шире в связи с ростом требовательности людей к качеству жизни. Это явление не новое, но если в начале 2000-х это были сигарные комнаты, холодильники для хранения меха, то сейчас в них располагаются коворкинги, детские игровые.
Так, в респектабельных лондонских домах среди мест общественного пользования – библиотеки, открытые спортивные площадки на крышах, переговорные, комнаты отдыха для курьеров.
Общественные пространства пятиэтажного дома в историческом центре немецкого Оберхаузена засадили грядками с клубникой, салатом и зеленью. Здесь креативное садовое пространство выполняет сразу несколько функций: оно венчает дом, придавая ему эстетически завершенную форму, поглощает воздух, который поступает наверх через вентиляцию, и приносит реальный урожай на радость жителям.
В московском проекте «Космо 4/22» предусмотрена переговорная комната на первом этаже, которая может быть использована для делового или праздничного события, а также есть лаунж-зона с камином. «Кроме того, в пространстве дома появится «тайный сквер» с арт-объектами и особыми тенелюбивыми растениями. В этом решении мы одновременно учли эко-тренд – потребность жителей быть в контакте с природой – и создали концептуальное общественное пространство, где можно отдохнуть и приятно провести время», – говорит Екатерина Батынкова, директор департамента продаж ГК «Галс-Девелопмент».
Входные группы все чаще выполняют не только представительскую, но и сервисную функцию. «В жилом комплексе класса «комфорт плюс» на Шоссейной мы проектируем центральную входную группу, где помимо стойки ресепшн и зоны ожидания разместятся постаматы для приема посылок и другие сервисы. А в нашем проекте класса «бизнес плюс» на улице Фридриха Энгельса мы планируем сделать детский клуб с отдельным выходом во двор-сад», – говорит Батынкова. В лобби элитных ЖК эстетика сегодня также сочетается с практичностью. «Среди актуальных требований для премиального лобби – наличие бара или лаунджа, а не просто двухместный диван и журнальный столик напротив консьержа», – отмечает управляющий партнер Dombook, председатель совета директоров «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова.
Вместо бетона – виноград
За границей уже давно появились стройматериалы, в производстве которых используются не только привычный бетон или автомобильные шины, но и…соль и виноградная кожица – такие эксперименты проводились в Калифорнийском университете в Беркли. Там из нестандартных переработанных материалов изготавливают 3D-модули для небольших инсталляций, стен, фасадов и крыш. Некоторые были построены таким образом, что даже не требовали дополнительного каркаса.
Современный ритм жизни заставляет искать не только эстетику. Тренд последнего времени, который не прошел мимо социологов, – это повышенное стремление людей к безопасности. Индекс тревожности растет: недавний опрос фонда «Общественное мнение» показал, что сейчас почти 70% россиян испытывают тревогу. По мнению Ирины Доброхотовой, в последнее время усилились требования к приватности: в частности, жильцы все чаще выступают против проведения ремонтных работ в новостройках не столько из-за шума и неудобств, сколько из-за постоянного присутствия посторонних людей в доме. Если этого избежать не удается (например, проект не предусматривает готовую отделку квартир), клиенты берут во внимание, есть ли в доме служебный вход и сервисный лифт. В премиальном сегменте также выросли запросы на инженерные технологии, которые обеспечивают комфортный микроклимат и заботятся о здоровье.
О технологиях, обеспечивающих комфортную среду обитания, в Японии задумались еще в 80-х годах прошлого века. Именно в этой стране, в Токио появилось самое первое «умное здание» – «Дом трона». Профессор Кен Сакамура масимально автоматизировал свое жилое пространство, разработав систему, для того времени революционную – климатическую систему датчиков. Датчики, реагирующие на изменение погоды, автоматически открывали и закрывали окна или включали кондиционер, а звук аудиосистемы убавлялся при звонке телефона.
Современный технологичный дом знает о своих жителях все или почти все: какой должна быть температура и влажность воздуха в помещении, во сколько открыть занавески и сколько сахара нужно добавить в ваш утренний кофе, какую музыку вы предпочитаете и какой должна быть температура воды в ванной.
«В клубном доме «Космо 4/22» мы предусмотрели фильтры тонкой очистки воды до качества бутилированной, системы увлажнения и обеззараживания воздуха ультрафиолетом. Доступ в здание и паркинг сделаны бесконтактными. Понятие «мой дом – моя крепость» становится все более актуальным», – говорит Екатерина Батынкова.
«Мир, который нас окружает, активно становится цифровым: мы используем датчики, NFC-метки, QR-коды, наши устройства хранят и обрабатывают огромное количество информации. Задача проектировщика и девелопера – использовать ее для обеспечения нашего комфорта и безопасности», – говорит директор по развитию UNK Алексей Бурыкин. С помощью искусственного интеллекта (ИИ) упрощается управление инфраструктурой умных городов, в современных жилых домах автоматизированные системы и ИИ чаще всего используются для управления инженерным оборудованием, распознавания лиц и работающей с ними «в связке» системы контроля доступа. Видеонаблюдение заменяет большое число сотрудников охранных организаций, патрулирующих территорию. Внутри квартир используются сигнализации, передающие информацию о протечке воды или газа, проникновении в дом посторонних, задымлении. С помощью датчиков поддерживается и оптимальная чистота и влажность воздуха. Формируются также индивидуальные сценарии освещения и эффективное энергопотребление. После пандемии стали популярны все варианты бесконтактного доступа: в подъезд, лифт, паркинг. Можно сказать, что умные системы образуют настоящую «экосистему» на базе жилого комплекса.