Погулять с историей: новый модный бар в каретном сарае, недавно открытая усадьба и оливковый дом в стиле модерн
Любопытные места, которые открылись после реставрации в этом году, изучил «Ведомости. Город»Yauza Place в каретных сараях середины XIX в. — модно и фотогенично
Этим летом столичные модники устремились на Яузский бульвар — в новое общественное пространство Yauza Place, созданное на месте бывших каретных сараев и конюшен генерал-майора Николая Хитрово (Подколокольный пер., 16, с3).
Новое пространство открыл Алексей Ольховой, известный по модным заведениям: ресторану с самой популярной на Китай-городе верандой Blanc и ресторану-оранжерее Radio. О бывших усадебных хозяйственных постройках много десятков лет никто не вспоминал, а команда Ольхового за два года так отреставрировала сараи, конюшни и двор, что теперь пространство претендует не только на звание главной московской веранды 2022 г., но и на статус памятника архитектуры.
Облик фасадов старались сохранить максимально оригинальным, хотя исторических эскизов архитекторам не досталось, рассказал в интервью Afisha.Daily Ольховой. Внутри помещений «чудили» со свойственным команде White Studios вкусом. В зоне ресторана сделали деревенские полы из грубой доски. Лавки и пол во дворе нарезали из балок кровли. Большинство дверей привезли из питерских доходных домов. Развесили французские полочки. Из найденных старых гвоздей сделали картину. Расставили вокруг общего стола меховые стулья с хвостами. На входе в пространство под открытым небом повесили хрустальные люстры — фирменная деталь Ольхового.
В здешнем ресторане здоровая еда — есть вегетарианские блюда, например салат со спаржей и алоэ и цветная капуста с трюфелем и пармезаном, а на десерт подают медовик с мороженым из молока, настоянном на сене. Во дворе полно мест, где можно красиво стоять, позируя на фотокамеру, сидеть за столиками и пить коктейли — вполне отпуск для тех, кто пока не может покинуть город.
На территории Yauza Place — семь студий, которые можно арендовать под мероприятие или съемки, и фотошкола White.
«Это пространство, расположенное за знаменитым Домом со статуями (он же «Голосовский дом»), долгие годы было закрыто», — рассказывает журналист, краевед, основатель Telegram-каналов «Москва. Детали» и «Таганка-мать» Денис Бычков. По словам краеведа, на Ивановской горке недавно открылись другие заведения, например особняк в Большом Трехсвятительском переулке, в котором появились паста-бар, чайная, бары и гончарная мастерская. Теперь районы Ивановской горки и Хитровки стали очень популярными местами не только у любителей побродить по реликтовым улочкам, но и среди молодежи. «Эти уважаемые кварталы наполнились жизнью, следовательно, к ним и их памятникам архитектуры — больше внимания и уважения. В целом это история о том, как люди с хорошим вкусом вернули городу прекрасное место», — уверен Бычков.
Дом Абрикосовых на Малой Красносельской — рай для сладкоежек
В этом году после реставрации открыли фасад знаменитого дома Абрикосовых. Этот дом — один из символов столицы, именно он изображен на логотипе концерна «Бабаевский». До революции концерн был «Фабрично-торговым товариществом А. И. Абрикосова сыновей», одним из трех крупнейших кондитерских предприятий России. Хозяева фабрики владели и домом, построенным в 1902 г. на Малой Красносельской, д. 7, с. 31, по проекту архитектора Бориса Шнауберта.
Для своего времени дом считался небольшим — всего на три служебные квартиры. Две квартиры первого этажа, на 3 и 6 жилых комнат, сдавались партнерам предприятия. А 11-комнатная квартира, занимавшая весь второй этаж, была предназначена для хозяев. С 1905 по 1918 г. в ней жила семья последнего директора семейного предприятия, внука создателя «кондитерской империи» Алексея Абрикосова — Сергея.
Изначально планировалось построить простое здание, в «кирпичном стиле», традиционном для фабрик. Но в процессе строительства архитектор решил отразить в декоре род бизнеса владельца, поставщика Двора Его Императорского Величества. Отдельные оконные переплеты особняка стилизовали под медовые соты, лепнина под окнами второго этажа похожа на вазочки для конфет или воздушное безе, а элементы балюстрады, обрамляющие крышу, контурами напоминают мятные пряники.
Фасады дома выполнены в модном тогда стиле модерн — он узнается не только по декору, но и по величине окон, формам оконных проемов и характеру их обрамлений. Стилистику модерна поддерживала и отделка интерьеров в парадном вестибюле и в квартире директора фабрики. Характерен для модерна и оригинальный цвет фасада — нежно-оливковый. Его вернули после реставрации фасада в конце прошлого года. Как уточняют реставраторы, потребовалось снять 14–15 слоев с каждой детали фасада, чтобы увидеть первоначальный цвет. В советское время дом, служивший административным корпусом фабрики им. Бабаева, был выкрашен в цвет красного кирпича.
Часть окон особняка все еще заделана фанерными листами, а внутри идет ремонт. Реставраторы обнаружили под несколькими слоями краски и восстановили расписной витражный плафон диаметром 3,2 м. Он находится в центральной части здания под световым фонарем (круглое окно в крыше, предназначенное для естественного освещения комнат). Кроме того, мастерам предстоит отреставрировать окна по периметру зала: пять витражей в виде пчелиных сот, оформленных стеклами розового и медового оттенков. Также будут восстановлены камин в гостиной и дубовый паркет — в каждой комнате он разный.
Владеть объектом культурного наследия — то еще удовольствие. По закону, во время реставрации собственник должен выполнять ряд условий, например, привлекать к разработке проектной документации специалистов, которые обеспечивают научное руководство за проведением любых работ и авторский надзор.
Завершить реставрацию, по данным департамента культурного наследия, планируется до конца 2023 г. Что здесь будет — пока решается. Самый вероятный вариант — образовательно-просветительский кластер, связанный с кондитерским производством, рассказал представитель владельца, холдинга «Объединенные кондитеры». Пока особняк закрыт, его можно сфотографировать только снаружи.
Усадьба Горенки в Балашихе — подземный грот в парке
В балашихинской усадьбе Горенки (шоссе Энтузиастов, 6) проходят две выставки: одна посвящена 350-летию со дня рождения Петра Первого, вторая — 210-летию с начала Великой Отечественной войны 1812 года. Эти экспозиции ознаменовали начало нового этапа в многовековой истории усадьбы.
В усадьбе Горенки — любимом детище графа Алексея Кирилловича Разумовского, министра просвещения при Александре I и владельца Дворца на Яузе, — в советское время был санаторий внелегочных форм туберкулеза. В феврале 2022 г. Горенки за 117 млн руб. купил на аукционе депутат Госдумы Вячеслав Фомичев, на счету которого уже несколько проектов по реставрации исторических объектов в Подмосковье. Например, усадьба Арсения Морозова в Ногинске и музей-усадьба Якова Брюса в Лосино-Петровском. Именно из музея-усадьбы Брюса в Горенки привезли экспонаты для выставок — портреты ключевых фигур двух эпох и старинную мебель, на которой, в отличие от обычных музеев, можно сидеть. Усадьбу, в которой раньше был туберкулезный санаторий, начали приводить в порядок — и впервые открыли для посещения. Выставкам отвели два зала — в том числе знаменитый Золотой зал с колоннами из искусственного мрамора и лепниной на потолке. Остальные помещения главного дома-дворца еще предстоит отремонтировать, избавившись от гипсокартонных перегородок, зеленой краски на стенах и запаха советской больницы.
«Главное достоинство усадьбы не внушительный желтый дом с портиком из шести колонн, спроектированный архитектором Адамом Менеласом, а ее обширная зеленая территория в 51 га», — говорит гид Елена Савоева.
За несколько месяцев новый владелец расчистил спуск из дома к прудам, убрал мусор из части парка, а также начал приводить в порядок грот. Это удивительное подземное сооружение, отдельно признанное объектом культурного наследия, сложено из натурального камня. Несмотря на дыру в потолке, напоминающую отверстие в куполе римского Пантеона, там прохладно даже в самую сильную жару. Поэтому хозяева хранили там шампанское и другие вина.
По словам помощницы Фомичева Алины Ярославцевой, на масштабную реставрацию усадьбы уйдет 5-7 лет. Вернуть к жизни ботанический сад, где в оранжереях росли пальмы, кипарисы и бамбук, наверное, не удастся — хотя одна сохранившаяся оранжерея будет отремонтирована. Но благоустроенные набережные, каскад прудов, лодочную станцию, велодорожки, конный двор и музей карет Фомичев обещает восстановить. В усадьбе решили открыть музей, пока, правда, неизвестна его направленность. Новых объектов здесь строить не собираются — только восстанавливать исторические. В том числе опираясь на проекты реставрации 1910 г. архитектора Сергея Чернышева. Но уже сейчас в Горенках можно погулять по парку и осмотреть два зала усадьбы, в которых размещены выставки.