С возрастом сокращаются социальные связи: почему не надо с этим бороться
Новые контакты после 40 лет появляются, в основном, через хоббиНесколько лет назад ученые из университетов Аалто (Финляндия) и Оксфорда проанализировали более 3 млн пользователей мобильных телефонов: изучали частоту контактов и взаимосвязь социальной активности с возрастом. Оказалось, что наибольшее количество социальных связей приходится на период между 20 и 25 годами. Ближе к 30, когда многие обзаводятся семьями, круг общения начинает сужаться, а после 60 лет – сокращается весьма существенно.
Одним из авторов этого исследования был британский антрополог, профессор эволюционной психологии из Оксфорда Робин Данбар. Ученый несколько десятилетий изучает качество и количество социальных связей, которые на протяжении жизни способен устанавливать и поддерживать человек. По данным его многолетних наработок, число таких контактов лежит в диапазоне от 100 до 250. Но именно среднюю цифру 150 принято называть «числом Данбара» – примерно столько составляла средняя численность поселения на территории современной Англии в XI в.
Круги общения
В 2021 г. вышла новая книга Данбара «Друзья: Понимание силы самых важных отношений» ( Friends: Understanding the Power of Our Most Important Relationships), на русском языке она пока не издавалась. Как считает профессор Данбар, наиболее тесный круг общения – всего пять самых близких друзей. Следующий круг – 15 человек, с кем связь поддерживается регулярно. Затем идут хорошие знакомые и приятели – их может быть около 50, а 150 – дальний круг, с представителями которого удастся лично пересечься всего несколько раз в жизни (например, на свадьбах или похоронах). Причем, по мнению Данбара, люди из больших дружных семей склонны иметь меньше друзей в отличие о тех, у кого семья невелика.
Слишком много контактов
Нередко социальный круг заметно сужается задолго до 60 лет – особенно у людей, добившихся высокого финансового и социального статуса. «Мой круг общения существенно сократился – я заметил это лет с 50», – признался 57-летний Александр Каневский, соучредитель и генеральный директор международной корпорации Medical On Group. На это повлияли дефицит времени и приоритет качества общения. «Контакты ради контактов ничего не дают. Вопрос «зачем?» с возрастом стал возникать все чаще», – объясняет бизнесмен.
Каневский за свою жизнь дважды менял страну проживания и несколько раз – города, поэтому его круг общения обновлялся каждые 5–10 лет. Но в более зрелом возрасте заводить социальные связи – а тем более друзей – становится сложнее. Приятели появляются, но круг близких друзей ограничивается 3–4 людьми.
Марина Мелия, профессор психологии и консультант первых лиц российского бизнеса, объясняет феномен сокращения социальных связей у успешных людей несколькими причинами. Во-первых, людям, занимающим высокие должности с большим грузом ответственности, чаще всего хватает ежедневного общения по рабочим вопросам. Во-вторых, социальный круг таких людей постоянно пополняется – за счет контактов по бизнесу.
«Многие хотят с ними встретиться – и часто, чтобы решить какую-то свою проблему. Например, устроить на работу детей или родственников, – уточняет Мелия. – Возникает перебор – ощущение, что каждому от него что-то надо. А это уже тяжело – свободных валентностей не хватает». С ней соглашается доктор психологических наук Алексей Ситников: «Чем выше поднимается человек, тем меньше вокруг него искренности, при том что хочется качества и глубины, а не поверхностного общения. Особенно после 40, когда ресурсы постепенно начинают истощаться».
Тени из прошлого
Люди высокого статуса нечасто общаются с приятелями из своего прошлого. Как отмечает Мелия, у них может оставаться 1–2 друга, отношения с которыми выдержали испытания временем. Но расширять круг связей, реанимируя старые контакты, мало кто готов. Каневский, например, вспоминает не самую воодушевляющую встречу одноклассников на 20-летии окончания московской школы. Выяснилось, что с друзьями юности нет ничего общего. «Более удручающей встречи я в жизни не припомню, – признается бизнесмен. – Не хочу показаться снобом, но после этого я прервал на корню любые попытки одноклассников продолжать со мной общение».
Дело не в снобизме. «Появляется дополнительное напряжение: где встречаться, куда пригласить, кто будет платить, – продолжает тему Мелия. – Это уже слишком разные информационные, материальные и статусные пузыри». Люди, управляющие крупными ресурсами, редко живут прошлым. Им не интересно ностальгировать – они предпочитают говорить о настоящем и будущем.
Но есть мнение, что восстановление старых связей может оказаться полезным если не с бизнес-стороны, то с эмоциональной. Как считает Ситников, встреча с людьми из прошлого, особенно если с ними связывают какие-то незавершенные дела или даже негативный опыт, – шанс отпустить старые обиды, вину и прочие деструктивные эмоции. «Прошлое ни в коем случае нельзя забывать – там уроки и ресурс, – объясняет Ситников. – Найти одноклассника, с которым сидел за одной партой, позвонить старой учительнице – социальные сети сегодня позволяют легко находить людей. Даже если нет общих тем и проектов, душа, возможно, улыбнется. К тому же личная встреча – это сильный психологический ход, позволяющий понизить уровень кортизола, который создают незавершенные задачи».
Личный капитал
Разный финансовый статус не всегда служит помехой дружбе. Как рассказал основатель группы компаний «Медскан» 51-летний Евгений Туголуков, его стабильный круг общения сформировался к 30 годам и сохранился до сих пор. Денежный и социальный статус далеко не всех его знакомых одинаков. Главным объединяющим фактором он считает схожий опыт – становление в эпоху «лихих 90-х». Туголуков, окончивший школу в 1987 г., признается, что ему легче налаживать контакты с представителями именно своего поколения. «Мы прошли массу испытаний и при этом еще много чего можем сделать. Это здорово объединяет, – подчеркивает предприниматель. – Личный капитал человека гораздо важнее, чем финансовый уровень». К слову, размер его ближнего круга совпадает с теориями Данбара – 15 человек. А новые контакты приходят в основном через хобби – охоту, беговые лыжи и боевые искусства.
У 46-летнего управляющего партнера венчурного фонда Fores Ventures и сооснователя нескольких компаний Павла Анненкова число активных социальных связей составляет не менее 150 человек. В основном это люди из предпринимательских сообществ, в которых Анненков состоит. Ближний круг, так называемые сильные связи, – его семья, а также четверо лучших друзей. Остальные в его окружении – это так называемые слабые связи, но они для Анненкова не менее важны. На методичное выстраивание именно таких связей его несколько лет назад вдохновила книга «Суперсвязи» (Superconnect) британского предпринимателя, автора нескольких работ по бизнес-стратегиям Ричарда Коха (на русском языке не издавалась в отличие от другого его бестселлера – «Принцип 80/20» об эффективном планировании времени).
«Там описана вся методология. Формирование сети слабых связей – это осознанная работа, и заниматься этим надо самому. Без этого никак не построишь ни успешный бизнес, ни карьеру. Я не знаю ни одного предпринимателя, который не инвестировал бы в укрепление таких связей», – объясняет Анненков. При этом у бизнесмена практически не осталось контактов с юности (за исключением одного одноклассника, оказавшегося «в одном социальном слое и с одинаковыми интересами») и после 40 лет новых друзей практически не появлялось. Расширять ближний круг общения он тоже не стремится, ссылаясь на нехватку времени.
На то, чтобы обзавестись новыми друзьями, действительно может потребоваться немало времени. В 2018 г. исследователь из Университета штата Канзас, профессор коммуникаций Джеффри Холл опубликовал следующие данные: чтобы простое знакомство переросло в приятельские отношения, нужно около 50 часов общения. Еще 40 часов понадобится, чтобы приятельство можно было назвать дружбой, а стать близкими друзьями можно не менее чем через 200 часов.