Читайте также
Как из ребенка с заурядными способностями вырастить музыкального гения
Уроки жизни: что общего у школьной и бизнес системы оценок
Мама в деле. Как открыть бизнес в декрете и не сойти с ума

Игра в предпринимателя. Кто и как обучает подростков бизнес-навыкам

Правительство Москвы и российские корпорации ищут таланты уже с 5-9 классов
Департамент предпринимательства и инновационного развития Москвы

Правительство Москвы и российские корпорации активно обучают подростков предпринимательским навыкам и компетенциям. Так они формируют кадровый резерв, а также находят и интегрируют новые стартапы и решения в бизнес.

В конце января в «Цифровом деловом пространстве» на Покровке московские подростки от 14 до 18 лет испытали себя в роли антикризисных менеджеров и собственников небольших компаний. Ребята попробовали разработать стратегию для улучшения показателей убыточного товара и вывести новый продукт на рынок. Так стартовал фестиваль «Предпринимай!» – открывающее мероприятие бесплатного образовательного проекта «Бизнес уикенд. Старт». С 2018 г. этот проект под эгидой департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы помогает школьникам и учащимся средних специальных учебных заведений развивать бизнес-навыки и компетенции.

Чтобы стать участником программы, нужно пройти онлайн-тестирование. Подростков с лучшими результатами приглашают на ознакомительный фестиваль «Предпринимай!». Там они в рамках квеста и интерактивных мастер-классов решают бизнес-задачи. А также слушают истории успеха выпускников программы предыдущих лет и берут консультации у приглашенных предпринимателей. После чего юные бизнесмены делятся на команды и выбирают направление для запуска собственного проекта. Каждую команду курирует ментор. Обучение длится четыре месяца – за это время ребята узнают, как придумать идею для стартапа, определить целевую аудиторию, разработать бизнес-модель, пользоваться маркетинговыми инструментами и многое другое. Под руководством наставников, действующих предпринимателей, они пробуют запускать бизнес, разрабатывают товары и услуги своей будущей компании. По итогу программы участники могут оформить самозанятость и выставить свою продукцию на продажу на выставке-ярмарке «Предпринимай! Фабрика идей».

По словам представителя департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы, проект предоставляет подрастающему поколению предпринимателей всю возможную информацию о запуске своего дела, которая поможет им избежать ошибок и научит адаптироваться к любым изменениям на рынке: «Важно, чтобы молодые люди знали, с какими рисками могут столкнуться предприниматели и какую ответственность они несут». С помощью таких программ правительство Москвы формирует резерв талантливых кадров и воспитывает новое поколение предпринимателей, которые будут развивать городскую экономику.

В прошлом году программа объединила больше 2000 человек, их разделили на 53 команды, сообщила «Ведомости. Городу» заместитель руководителя департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Мария Богомолова. В общей сложности за один день выставки-ярмарки «Предпринимай! Фабрика идей» новоиспеченные предприниматели продали товаров на 500 000 руб. «Для подростков это серьезный экономический успех», – считает Богомолова. Количество участников этого года назовут по завершении программы, добавляет представитель департамента.

«Ведомости. Город» опросил ребят, которые прошли городские образовательные программы, и узнал, как они смогли применить полученные знания. А также выяснил, кто еще в Москве предлагает подросткам обучиться основам предпринимательства и освоить офисные и рабочие профессии.

«Школьный» бизнес

Личный архив

Сегодня 18-летний Иван Юдин учится на IV курсе Московского технологического колледжа и развивает собственную компанию по производству ароматических свечей Kapet. Молодой человек запустил бизнес в 2023 г. вместе с приятелем Артемом Прокудиным в рамках программы «Бизнес уикенд. Старт». На тот момент Юдину было 17 лет. «Это мой первый предпринимательский опыт, – делится юноша. – Я пришел на конкурс с идеей, и мне помогли превратить ее в работающий бизнес». Менторы программы обучили его финансовой и юридической грамотности, маркетингу, продажам. А еще предоставили площадку в детском технопарке «Москва», где он смог разработать и произвести первую партию продукции под присмотром наставника.

Чтобы разделить стартовый капитал и риски, юный стартапер предложил присоединиться к проекту 17-летнему Артему Прокудину. С будущим бизнес-партнером он познакомился еще в 2020 г. в детском технопарке «Москва» на курсе бизнес-лекций для детей от 14 до 18 лет. Ребята оформили самозанятость. Стартовый капитал – 60 000 руб. – взяли из собственных накоплений. Также они привлекли 60 000 руб. инвестиций от друзей. На эти деньги они закупили кокосовый воск, стеклянную тару, отдушки, фитили и др. Брендированные этикетки для свечей, которые юные бизнесмены разработали самостоятельно, печатают на заказ в типографии Coral Print.

Первую партию – 200 свечей – ребята реализовали в течение месяца на ярмарке-выставке «Предпринимай! Фабрика идей» и «Нешкольный маркет», которые организует «Бизнес уикенд. Старт». Сперва Юдин и Прокудин делали свечи в технопарке «Москва», а после завершения городской программы арендовали у знакомых помещение площадью 10 кв. м в Подмосковье за 5000 руб. в месяц. Сегодня Kapet в среднем производит 150 свечей в месяц. Выручка компании составляет около 50 000 руб. в месяц. В их ассортименте есть свечи с ароматом табака и мяты, дикой розы, винограда и др. Их продают в стеклянных банках объемом 200, 100 и 50 мл и в металлических тарах объемом 100 мл. Цены варьируются от 300 до 1500 руб. Юные предприниматели используют несколько каналов продаж: маркетплейсы, собственный сайт и городские ярмарки. Все полученные средства молодые люди вкладывают в развитие компании. Они хотят расширить свою продуктовую линейку и производить 500 свечей в месяц.

Личный архив

16-летний Даниил Макатров учится в 10-м классе Классического пансиона МГУ им. М. В. Ломоносова. Молодой человек с 14 лет активно участвует в городских конкурсах, акселераторах, мастер-классах, тренингах и других программах, направленных на развитие предпринимательских навыков. Например, в 2022 г. он прослушал курс лекций «Дай пять успеху!», которые для школьников 8–11-х классов, студентов колледжей и вузов организует департамент предпринимательства и инновационного развития Москвы в рамках проекта «Навыки будущего». В роли лекторов выступают известные бизнесмены, топ-менеджеры, ученые, спортсмены, космонавты и другие профессионалы, добившиеся высоких результатов в своем ремесле. Они делятся с ребятами своим опытом и рассказывают, какие навыки и качества востребованы в их профессиональной среде. «Благодаря участию в этой программе я смог сформировать базу предпринимательских знаний и прокачать идею для будущего стартапа», – рассказывает Макатров. Например, он узнал, как исследовать рынок и тестировать продукт, освоил азы ораторского искусства и научился делать самопрезентацию.

В конце 2022 г. он принял участие во всероссийском чемпионате по технологическому предпринимательству «Технолидеры Москвы» для учащихся 8–11-х классов, а также студентов колледжей и вузов до 23 лет. Там юные стартаперы могут доработать свои бизнес-проекты под руководством опытных наставников, получить консультации от предпринимателей, презентовать свой стартап инвесторам и привлечь финансирование.

На соревновании Макатров представил экспертному жюри прототип своего проекта YouChip. Это система для трекинга спортсменов в режиме реального времени с использованием искусственного интеллекта. Идея для бизнеса появилась не случайно. Даниил с семи лет занимается хоккеем, сейчас играет с любителями. Он решил сделать систему, которая бы измеряла спортивные показатели игрока во время матча, анализировала их и предоставляла рекомендации, какие именно параметры нужно улучшить. Например, YouChip может фиксировать скорость и количество бросков хоккеиста, скорость передачи шайбы и др. Всего в программе заложено 300 статистических параметров и 70 рекомендаций. Она отслеживает показатели с помощью датчиков, которые устанавливаются на майке игроков, шайбе и вокруг ледовой арены. Просмотреть собранную статистику можно в приложении.

Департамент предпринимательства и инновационного развития Москвы

Как говорит сам 16-летний предприниматель, идею для стартапа он прокачал во время прохождения курса «Дай пять успеху!», а на чемпионате «Технолидеры Москвы» уже «довел свой проект до ума». Например, вместе с ментором они составили финансовую и бизнес-модель, проанализировали конкурентов, оценили рынок и подготовили презентацию для инвесторов. В результате он получил не только практические знания, но и привлек 50 000 руб. инвестиций на доработку своего продукта. Сейчас пилотная версия YouChip тестируется в закрытом формате на частных аренах в Москве и Ростове. По словам новоиспеченного стартапера, его разработкой заинтересовались Федерация хоккея России, команды Континентальной хоккейной лиги и Всероссийской хоккейной лиги, а также клубы молодежной и студенческой хоккейных лиг.

Он планирует предлагать трекинговую программу не только хоккейным клубам и лигам, но и спортивным агентам и букмекерам, которым также важно отслеживать результаты игроков. Школьник уверен, что на его разработку будет спрос, ведь российские компании сейчас активно импортозамещают иностранное ПО. Согласно сайту компании YouChip, трекинг-система стоит от 1 000 000 руб. «Все проекты, в которых я участвовал, помогли мне в том числе сделать продвижение персонального бренда и компании», – заключает бизнесмен.

Корпоративная школа

Заинтересовано в развитии предпринимательских навыков у подростков не только московское правительство, но и корпорации. Например, в 2021 г. Сбербанк запустил акселератор, в рамках которого школьники 8–11-х классов и учащиеся средних специальных учебных заведений могут освоить предпринимательские навыки и запустить собственные бизнес-проекты. Обучение длится шесть месяцев и состоит из трех этапов. Первый проходит в онлайн-формате: на индивидуальных занятиях подросткам рассказывают, как выбрать идею для бизнеса, рассчитать потенциальный доход компании, определить целевую аудиторию и многое другое. Также они выполняют практические задания. На втором очном этапе участники объединяются в команды и под руководством бизнес-наставника разрабатывают прототипы продуктов, учатся создавать сайты, чат-боты, приложения, изучают каналы продвижения и пробуют рекламировать свой продукт.

На завершающем этапе лучшие команды представляют свои проекты на демодне руководству Сбербанка, потенциальным инвесторам и клиентам, а также представителям российских вузов. Финалисты могут привлечь инвестиции или получить грант на развитие проекта (размер которого не раскрывают), а также преференции при поступлении в вуз. Например, дополнительные баллы к ЕГЭ, обучение за счет средств университета или даже поступление без вступительных экзаменов, рассказывает управляющий директор Сбербанка по работе со стартапами Наталья Магидей. По ее словам, акселератор входит в перечень интеллектуальных и творческих конкурсов Министерства просвещения РФ.

Победителям в том числе помогают найти первых клиентов. Например, крупные торговые сети заинтересовались разработкой 18-летнего участника акселератора Александра Зыкова. Он разработал умную тележку для супермаркетов Automarket. Такое решение позволяет покупателям и сотрудникам магазина выстроить оптимальный маршрут по магазину для покупки или раскладки товаров. Также тележка может считать, какой товар в нее положили, и занести его в «корзину» мобильного приложения Automarket для оплаты. Сегодня Зыков тестирует свой проект в магазинах «Вкусвилл» и X5 Group. На демодне он получил инвестиционное предложение в размере 8 млн руб. от стартап-студии МФТИ. Сейчас идет процедура проверки и оценки технологии и бизнес-модели стартапа, рассказал представитель Сбербанка.

По словам Магидей, одна из главных задач программы – помочь подросткам развить «мягкие навыки», которые важны для запуска собственного дела или построения корпоративной карьеры. «Это умение ставить цели и идти к ним, планировать и распределять задачи, работать в команде, находить подход к оппоненту», – приводит пример она. С помощью акселератора Сбербанк может не только популяризировать предпринимательство среди молодежи, но и в том числе отбирать и интегрировать новые стартапы и решения в свой бизнес. С 2021 г. бесплатную акселераторскую программу Сбербанка прошло около 120 000 человек – школьники и учащиеся колледжей из Москвы и регионов и стран СНГ.

Департамент предпринимательства и инновационного развития Москвы

Подростковые программы в том числе помогают компаниям формировать кадровый резерв. Ощутив нехватку IT-специалистов, группа «Тинькофф» в 2018 г. запустила образовательный курс Tinkoff Generation для школьников 5–11-х классов. На бесплатных курсах детей готовят к олимпиадам по математике и программированию. Так компания хочет внести свой вклад в рост притока студентов в технологические вузы, а в результате – получить как можно больше профильных специалистов. Обучение ведется по четырем направлениям: «Алгоритмы и структуры данных», «Олимпиадная математика», «Машинное обучение» и Deep learning. Преподаватели проекта – сотрудники компании и студенты профильных вузов, среди которых есть призеры чемпионата мира по программированию ICPC и золотые медалисты международной олимпиады для студентов по математике IMC.

Чтобы стать участником программы, нужно пройти вступительные испытания. Школьники пишут мотивационное письмо и дистанционно решают задачи по программированию и математике. Затем кандидатов, которые показали лучшие результаты, приглашают на очное интервью. Отбор учащихся проходит в начале и середине учебного года. «Школьников учат решать задачи быстро и эффективно. В бизнесе этот навык помогает правильно расходовать свои ресурсы и выдавать лучший результат», – считает представитель группы «Тинькофф». За шесть лет обучение прошло 3500 человек, 86 из них стали победителями, 204 – призерами Всероссийской олимпиады школьников по информатике. Около 50 выпускников образовательной программы сейчас работают в компании, утверждает представитель группы «Тинькофф».

Уже 24 года группа DME (московский аэропорт «Домодедово») развивает комплексную программу целевой подготовки кадров для студентов средних специальных и высших учебных заведений. С 2000 по 2022 г. программа работала под названием «Приток», а после ее переименовали в DME360.

Участники DME360 проходят обучение не только в партнерских учебных заведениях, но и в аэропорту «Домодедово». Там их знакомят с корпорацией и будущей профессией, например, в формате игрового обучения. Один из авиационных ангаров «Домодедово» на время превращают в настоящий аэропорт, где студенты учатся управлять аэродромной техникой, обслуживать пассажиров перед рейсом, а также готовить к вылету три настоящих воздушных судна: Boeing 767, Boeing 737 и Boeing 747. Так будущие повара, сотрудники службы безопасности, управленцы и другие специалисты осваивают азы профессии. Кроме того, студенты обучаются на бизнес-симуляторах. Они могут виртуально попробовать себя в роли руководителя проекта, менеджера по продажам или финансового аналитика.

Среди учебных заведений, с которыми сотрудничает группа DME, есть, например, колледжи «Московия», «Царицыно» и университеты РГГУ и РУДН. На сегодня программу прошло 4000 человек, говорит управляющий директор центра обучения «Домодедово трейнинг» Егор Блинников. По его словам, 60% выпускников DME360 занимают рабочие специальности – это агенты перронного обслуживания и регистрации пассажиров, инженеры и т. д. 40% выбрали офисные позиции, среди них маркетологи, HR-специалисты, финансисты и др.-

Самое популярное
Свободное время
«Т-банк» во второй раз проведет «Лето в городе»
В 2023 году мероприятия посетили около 5000 москвичей
Горожане
Ксения Рясова: «Я сама торговать не умею»
Гуляем по Москве с президентом сети магазинов одежды Finn Flare
Наш город
В Москве поженились 165 пар и отметили день рождения манула – хорошие новости
Собрали только положительные события этой недели
Наш город
Стихия разгулялась: коммунальщики устраняют скопления воды после ливня
За несколько часов в некоторых районах выпала почти месячная норма осадков
Свободное время
Как в кино: «Москинопарк» и ВДНХ стали площадками фестиваля «Времена и эпохи»
Заммэра Наталья Сергунина – о четырех новых локациях масштабного исторического проекта
Свободное время
Куда пойти в выходные 15-16 июня
Только интересные события в Москве
Наш город
Кинопарк «Москино» впервые примет участие в историческом фестивале
Гости увидят реконструкцию битвы под Москвой и погрузятся в мир Дикого Запада
Городская недвижимость / Интервью
Умные города строятся вокруг и для людей
Гендиректор АО «СЗ «Рублево-Архангельское» Андрей Лихачев – о новом районе «СберСити» на западе Москвы
Свободное время
Античный Крым и Рерих в Индии: исторический фестиваль пройдет в столице
Сергей Собянин анонсировал масштабный проект под открытым небом
Наш город
В первом квартале 2024 года оборот столичных салонов красоты вырос на 14%
Москвичи готовы обращаться за всеми видами бьюти-услуг
Свободное время
Что слушать этим летом: колыбельные и премьера оперы «Почтальон из Лонжюмо»
Музыкальные фестивали и оперные премьеры, которые порадуют москвичей
Горожане
Постоянный вызов: как итальянский шеф строит карьеру в России
Мирко Дзаго оставил школу ради ресторана и предпочел Москву Нью-Йорку
Горожане
Илья Любимов: «Я урбанизированный цифровой человек»
Гуляем по столице с актером театра и кино
Гараж
На ПМЭФе представили арт-объект из Tesla
«Авито» стилизовал известный кибертрак под дачный автомобиль
Горожане
Аврора: «Я не знала, как работает телевидение»
Гуляем по Москве вместе с известной телеведущей