Читайте также
Обнаружить лжеца. Почему ни одна деловая встреча не проходит без распития алкогольных напитков
Медиафасады в архитектуре: украшение города или агрессивная среда
С широко закрытыми глазами. Как спят москвичи и что видят во сне

Технологичный мегаполис: комфорт и ограничения

Как концепция City-as-a-Service влияет на жизнь в Москве
Максим Стулов / Ведомости

Мегаполисы, в которых бурно развиваются технологии, во всем мире называют «умными городами». Но сегодня уже недостаточно оцифровать какой-либо процесс, важный для горожан. Смысл онлайн-сервисам и IT-проектам придает особая архитектура цифровой трансформации. Москва сделала выбор в пользу концепции CaaS (City-as-a-Service) и развивается как город-сервис. Со всеми плюсами и минусами.

Почему именно город-сервис?

Сегодня мегаполисы конкурируют за жителей, потому что именно они развивают город. Стремительный переход к цифровой экономике и пандемия позволили людям работать удаленно. Они получили возможности выбирать место, в котором живут. Многие горожане, выбирая город, оценивают не абстрактные экономические параметры, а уровень сервиса. Учитывая это, Москва внедряет одну из известных концепций CaaS – City-as-a-Service (город как сервис). В основе концепции три кита – экономика, общество, окружающая среда. Внимание сфокусировано на потреблении и производстве онлайн-сервисов горожанами и для горожан. Все значимые процессы скрепляет цифровая трансформация города.

По словам министра правительства Москвы, руководителя департамента информационных технологий Эдуарда Лысенко, город развивает более 300 цифровых проектов каждый год, все IT-решения учитывают городскую экосистему. «Многие из них хорошо знакомы горожанам, некоторые незаметны в привычной жизни, но незаменимы для системы управления городом, – рассказал он «Ведомости. Городу». Лысенко говорит, что цель таких технологий – «создать комфорт, как для жизни, так и для ведения бизнеса».

Эксперты признают эффективность концепции CaaS. Но некоторые из них указывают, что в триаде – экономика, общество, окружающая среда – «одна нога хромает». «Современные цифровые технологии – это хорошо, если человек «умнее», чем «умные» вещи вокруг него, – рассуждает и. о. декана инженерной школы Московского политеха Илья Вольнов. – Сервисы – это инструмент. Важно, какая цель стоит за ними? Если мы просто делегируем часть функций внешним устройствам, это приводит к упрощению структуры личности человека, его жизни». По мнению Вольнова, если общество занимает сильную позицию в триаде, «сервисы обслуживают высокую цель».

Максим Стулов / Ведомости

Технологии-невидимки. О чем не догадываются горожане

В концепции CaaS Москвы есть три уровня сервиса. Первый – сервис на уровне городского управления. Горожане часто не догадываются, как он работает, если все в порядке. Во дворе и на улицах чисто и светло, транспорт приезжает вовремя, рядом с домом построена вся необходимая инфраструктура – больницы, школы, детские сады, спортивные площадки, библиотеки и парки. Но спланировать и обслужить это вручную в многомиллионном мегаполисе невозможно. С 2011 г. власти вместе со специалистами провели цифровизацию всех городских процессов. Управление городом почти полностью построено на цифровых моделях и аналитике больших данных. Это позволяет принимать решения, основываясь на математически выверенной информации.

Один из ключевых московских проектов в сфере управления городом – «Цифровой двойник Москвы». Это масштабная 3D-модель всей территории Москвы. Туда поступает информация с сотен тысяч городских датчиков. Точная трехмерная виртуальная копия каждого здания и сооружения, так называемая BIM-модель, размещается в «Цифровом двойнике». Модель позволяет посмотреть, как объект будет выглядеть в городской застройке и взаимодействовать с инфраструктурой. При необходимости специалисты вносят коррективы на раннем этапе проектирования.

С 2015 г. Москва использует для планирования города геоаналитические данные операторов сотовой связи. Это эффективный способ понять, какая инфраструктура необходима в каждом районе, как будет меняться город.

«При транспортном моделировании данные операторов связи используются для калибровки. Так мы лучше видим подвижность населения: как связаны объекты жилья и объекты притяжения», – объясняет начальник отдела НОЦ «Управление мобильностью в транспортных системах агломераций» Академии «Высшая инженерная школа» РУТ (МИИТ) Леонид Барышев. По его словам, это помогает выстроить прогноз: какие маршруты и виды транспорта предпочтут пассажиры.

Порядок и контроль

Цифровые технологии помогают контролировать содержание всех общественных пространств. Датчики, установленные на коммунальной технике, передают информацию о ее работе в единую информационную систему. Это позволяет онлайн контролировать уборку города, перераспределять ресурсы. Нейронная сеть, подключенная к городской системе видеонаблюдения, анализирует скриншоты с камер и помогает коммунальным службам находить 25 типов недочетов. Она умеет выявлять переполненные мусорные контейнеры, ямы на дорогах и неубранный снег. В прошлом году ИИ выявил 53 000 недочетов. Операторы городского Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) проверяют эту информацию и передают ее в работу коммунальным службам. Благодаря технологиям москвич видит, что снег во дворе убран, мусор вывезен, а дороги отремонтированы. Если ИИ где-то недоглядел, на помощь приходят активные городские жители: сообщают о нарушениях на портале «Наш город», обращаются на горячую линию единого диспетчерского центра. Человек и технологии дополняют друг друга, наводя порядок в городе.

Технологии помогают сделать улицы Москвы чище и спокойнее. Городская система видеонаблюдения борется с преступностью на улицах столицы лучше, чем во многих мегаполисах мира. Более 216 000 камер помогают правоохранительным органам расследовать правонарушения. Записи используются в 70% случаев.

Андрей Гордеев / Ведомости

Декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» МТУСИ Сергей Гатауллин в комментарии «Ведомости. Городу» отмечает «кратное снижение автоугонов в городских агломерациях», так как проще идентифицировать злоумышленника, «угоны становятся нерентабельными». Гатауллин указывает, что технологии меняют и ландшафт криминального сектора. «Мы можем наблюдать резкое возрастание преступлений в социальной инженерии, киберпространстве, – говорит эксперт. – В гонке технологий правоохранителей и преступников последние зачастую бывают более оперативными».

Москва развивает цифровое взаимодействие между городскими службами. Недостаточно перевести процессы в электронный вид, надо, чтобы информационные системы различных ведомств были связаны между собой. Например, интеграция «Московской электронной школы» (МЭШ) и Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) избавила родителей от необходимости приносить в школу бумажные справки о болезни ребенка. Врач городской поликлиники или коммерческой клиники оформляет ее в электронном виде, и справка автоматически доступна медицинским работникам в школах, а учителя могут видеть в электронном журнале информацию об освобождении ребенка от занятий и физнагрузки.

Президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева отмечает, что все известные мировые проекты реновации были меньше, чем в Москве. Такие масштабные проекты не могут проходить абсолютно гладко. По ее словам, людям важно было разъяснить «волновой принцип, когда на территории надо расселить первый дом, чтобы освободить территорию, и уже в прежних границах строить новый». Жители получили набор цифровых сервисов, которые упростили волнительный переезд и сделали все его этапы понятнее.

Городские служащие – без рутины и бумажной работы

Второй уровень в концепции CaaS – это те сервисы, которые горожанам ежедневно оказывают сотрудники городских ведомств, специалисты центров госуслуг «Мои документы», врачи, учителя, операторы колл-центра. Москва системно вводит в городское управление технологии, которые избавляют специалистов от рутины и помогают обратить внимание на ситуации, требующие особого контроля.

Например, в общегородском контакт-центре на ключевых горячих линиях с 2014 г. используются технологии синтеза и распознавания речи – голосовой помощник, который умеет отвечать на тысячи распространенных вопросов. Операторам не приходится отвечать на типовые звонки. Они могут уделить больше внимания обращениям, которые требуют детально разобраться в ситуации. В простых случаях горожане могут не ждать ответа оператора и получить информацию от робота. Схожую задачу решает чат-бот, который беседует с пользователями на портале mos.ru и других интернет-ресурсах Москвы.

Пресс-служба мэра и правительства Москвы

В основе цифровизации столичных поликлиник и больниц – ЕМИАС – пожалуй, самый крупный IT-проект в сфере здравоохранения в мире. Сегодня в ЕМИАС работают десятки тысяч врачей и медсестер. Им в любой момент доступна вся необходимая информация о пациенте. Бригада скорой помощи по дороге на выезд видит, с какими проблемами пациент обращался к врачам ранее, а в случае госпитализации медики могут посмотреть историю ведения пациента. Все сведения хранятся в электронной медицинской карте (ЭМК). Доступ к своей карте вправе получить каждый желающий пациент старше 15 лет, родители могут получить доступ к электронным медкартам своих несовершеннолетних детей. ЭМК позволяет просматривать информацию о своем здоровье и самостоятельно вносить данные, которые, с разрешения пользователя, становятся доступны лечащему врачу.

«Если параллельно внедрять экосистему, это сократит количество врачебных ошибок в автоматическом режиме», – убежден инженер-программист, главный разработчик Web-slim Кирилл Блинов.

Труд московских врачей меняется при помощи технологий. Перевод рутинных процессов в цифру освободил их от заполнения многочисленных бумажных документов. Буквально в один клик доктора выписывают рецепт, больничный или направление. Технологии компьютерного зрения анализируют результаты лучевой диагностики, обращая внимание врача на потенциальные патологии и помогая точнее поставить диагноз. Система поддержки принятия врачебных решений на базе искусственного интеллекта, интегрированная с ЕМИАС, помогает врачу в постановке диагноза, формирует набор исследований и консультаций.

Проект «Московская электронная школа» стал помощником для столичных учителей. Как и в случае с цифровизацией здравоохранения, внедрение IT в образовании избавило учителей от заполнения кип бумажных документов. Классный журнал они заполняют в электронном виде: расписание, домашние задания и оценки доступны педагогам, детям и родителям онлайн в любое время. В разделе «Портфолио учащегося» собрана вся информация о достижениях ребенка в учебе и внешкольной деятельности. «Библиотека МЭШ» помогает учителям разнообразить учебные занятия, используя цифровой контент: сценарии уроков, электронные учебные пособия, интерактивные приложения, тесты, проектные задания, виртуальные лаборатории. Сервис является инструментом создания образовательного контента и пространством сотрудничества педагогов.

Ключевым проектом города стала система электронного межведомственного взаимодействия. В ней хранятся более 400 типов документов городских и федеральных органов власти: справки, выписки, разрешения, которые постоянно требуются при оказании госуслуг. Базовый регистр позволяет сотрудникам городских ведомств оперативно получать необходимые документы в электронном виде. Они не тратят время на передачу бумажных документов, а жителям не приходится самостоятельно собирать справки.

В нескольких ведомствах Москва внедрила роботизацию бизнес-процессов, или, иначе, RPA-решения. «В департаменте городского имущества робот регистрирует, предварительно обрабатывает и распределяет поступившие заявления жителей, – рассказал министр правительства Москвы, руководитель департамента городского имущества Максим Гаман. – Раньше они поступали секретарю приемной, затем – начальникам отделов, а от них – исполнителям. Это неизбежно требовало времени. Робот взял рутинную работу на себя, и теперь между поступлением запросов жителей и передачей их в нужный отдел проходит несколько секунд». RPA не только упростил работу сотрудникам департамента, но и ускорил предоставление услуги горожанам.

Цифровая экосистема для повседневных дел

Наконец, еще одна категория сервисов CaaS – электронные сервисы городских интернет-порталов и мобильные приложения. Это самая заметная часть города-сервиса, с которой ежедневно взаимодействуют миллионы жителей. Именно эти сервисы помогают москвичам решать бытовые задачи – от записи к врачу и просмотра оценок ребенка до оплаты коммунальных счетов и оформления субсидий.

Евгений Разумный / Ведомости

От первых онлайн-услуг в 2011 г. Москва перешла к полноценной цифровой экосистеме, объединившей более 10 тематических интернет-ресурсов. Раньше для того, чтобы получить какую-либо городскую услугу, надо было часами собирать документы, стоять в очередях. Сегодня практически любой вопрос москвичи могут решить онлайн: в несколько кликов, с любого устройства и в режиме 24/7/365.

На портале mos.ru горожанам доступно более 400 цифровых услуг и сервисов, причем половину из них могут получить и предприниматели. Цифровой экосистемой столицы пользуются более 15,4 млн человек: все они оформили единую учетную запись Mos.ID, по которой есть вход не только на портал mos.ru, но и в 150 городских и частных ресурсов.

С 2020 г. Москва развивает сервисы нового поколения. На mos.ru уже доступны два суперсервиса: «Переезд по программе реновации» и «Переезд в Москве». Это персонализированные пакеты услуг и сервисов, которые могут помочь человеку в решении не одного узкого вопроса, а в целой жизненной ситуации. Они объединяют персональные инструкции, в которых учтена ситуация и потребности конкретного горожанина, набор полезных услуг и сервисов, а в случае с переездом по программе реновации – уведомления обо всех этапах переселения.

На портале появляются принципиально новые, ценностные сервисы. На mos.ru можно сделать пожертвование в проверенные благотворительные фонды, арендовать помещение в библиотеке или музее, заказать вывоз ненужной мебели, техники или металлических предметов, забронировать книгу в городской библиотеке или опубликовать объявление о пропавшем или найденном питомце. Перечень таких сервисов расширяется.

Предоставляя горожанам выбор актуальных онлайн-сервисов для любой жизненной ситуации, город мотивирует жителей активнее пользоваться цифровыми возможностями. Москвичи стали одними из самых продвинутых пользователей в мире. Более 91% горожан пользуются интернетом, из них 72% регулярно получают различные цифровые сервисы. В 2021 г. аналитики департамента информационных технологий Москвы совместно с Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК) провели исследование. Оно показало, что с наступлением пандемии коронавируса и переходом в онлайн подавляющему большинству москвичей даже не пришлось получать какие-либо новые навыки. Жители Москвы владеют цифровой грамотностью, готовы пользоваться онлайн-инструментами.

Эксперт по информационным технологиям AtreIdea Сергей Белов согласен, что для получения полной картины необходимо регулярно сравнивать результаты до и после внедрения цифровых сервисов. По его словам, приходится учитывать множество факторов, включая социальные, экономические, правовые и технологические. «Это позволяет более точно определить вклад технологий в естественные жизненные процессы города, выявить потенциальные риски и вызовы, связанные с их применением, – напоминает он. – Использование технологий необходимо балансировать с правами и интересами граждан и законодательством». Тогда, по мнению эксперта, цифровые сервисы имеют неограниченный потенциал.

Самое популярное
Гараж
Официальный мотосезон в Москве откроют 11 мая
Некоторые маркетплейсы заранее запустили продажи мотоциклов
Свободное время
Куда пойти 28 апреля – 1 мая
Только интересные события в Москве
Городская недвижимость
Собянин утвердил проект развития территории рядом с Павелецким вокзалом
В Даниловском районе столицы появится жилье, социальные и общественно-деловые объекты
Умный город / Интервью
Алексей Парабучев: «До 50% патентов высокотехнологичных МСП получены при поддержке города»
Генеральный директор Фонда «Московский инновационный кластер» – о роли кооперации в современных проектах
Горожане
Собянин объявил о начале сезона летней навигации по Москве-реке
Из столичных речных вокзалов теплоходы начнут плавать почти в 50 различных направлений
Городская недвижимость
Автономная застройка: в столице предпочитают комплексный подход точечному
Район Хорошево-Мневники развивается в сотрудничестве городских властей и девелоперов
Наш город
Сосиски с горошком: москвичи стали чаще заказывать десерты-обманки
Столичные рестораны готовы не только кормить, но и развлекать
Культурный город
Московское метро превратится в площадку для художников
Первый сезон проекта «Искусство в метро» продлится до конца этого лета
Благотворительность
Наталья Водянова и Александр Цыпкин поучаствовали в благотворительном проекте «Человек дождя»
В Москве прошел модный показ дождевиков с рисунками аутичных детей
Свободное время
Ангарский маньяк и слесарь-киберспортсмен: пять новых сериалов
В обзоре «Ведомости. Города» – самые интересные сериальные проекты апреля
Наш город
Клиентские пути: в Москве внедряют новые стандарты оказания медицинской помощи
Самым масштабные изменения затронут экстренные службы
Свободное время
Москвичей ждет новый сезон проекта «Уличный артист»
Более 80 городских площадок и парковых зон станут местом проведения перформансов
Гараж
Гибридное удовольствие: тестируем китайский премиум кроссовер WEY 05
За 5,2 секунд после старта разменивает первую сотню кроссовер, вес которого составляет почти 2,5 тонны
Горожане
Глобальное – в локальном: как столица поддерживает своих предпринимателей
Проект «Сделано в Москве» помог бизнесу дополнительно заработать за I квартал более 78 млн рублей
Наш город
Как хакатоны помогают власти и бизнесу искать таланты
Соревнования для IT-разработчиков помогают закрывать вакансии и решать бизнес-задачи