Новый год в России: как главный праздник страны менялся в разные эпохи
Сейчас он совмещает дореволюционные и советские традиции с использованием ИИНовый год уже больше столетия остается главным, прежде всего семейным, праздником для россиян. В декабрьском опросе ВЦИОМа о планах отмечать эту дату заявили 97% респондентов. Подавляющее большинство (76%) планируют провести его дома.
Традиция отмечать Новый год с елкой и подарками родилась при императорском дворе России больше 200 лет назад. С тех пор праздник превратился из аристократического развлечения в народную традицию, объединяющую за новогодним столом всю страну. «Ведомости. Город» изучил, как менялись новогодние ритуалы и что позволило этому празднику пережить все повороты истории.
Импорт традиций
Современная традиция празднования Нового года была создана искусственно и имела важное значение для культурной трансформации общества, рассуждает культуролог Екатерина Меньшикова. По ее словам, в XVIII–XIX вв. основным зимним праздником было Рождество. Несмотря на христианскую основу праздника, древние ряжения на Святки, которые сохранились с XII в., все еще были в обиходе и активно бытовали среди крестьян и высшего сословия.
По данным этнографа Михаила Забылина (автора книги «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия», 1880 г.), «Петр I любил святочные игрища, в которых сам принимал участие».
Но уже при Екатерине Великой, в 1758 г., когда церковь занимает более значимые позиции в государстве, выходит официальная духовная грамота с требованием, чтобы «не было в день Рождества Христова коляд». И ряжение постепенно заменяется славлением, когда люди не надевают на себя маски и личины, а берут 12-конечную звезду – символ рождения Христа, но всё так же ходят по домам с поздравлениями и благословениями, пишет доктор филологических наук, старший научный сотрудник ИРЛИ РАН Зоя Власова в книге «Скоморохи и фольклор».
Традиция украшать елку на Новый год, которую Петр I ввел в России на манер Германии, сначала не очень хорошо прижилась. Она стала популярна только к концу XIX в., а в обиход вошла и того позже – в начале XX в. Изначально елку украшали яблоками и конфетами, и только в начале XX в. стали популярны шары, игрушки, гирлянды, говорит Меньшикова.
Первые рождественские ели появились в России в период смутного времени, в 1598–1613 гг. Традиция была связана с польской интервенцией и, возможно, поэтому не получила распространения, добавила генеральный директор туроператора «Парадиз-тур» Мария Черепанова. В 1699 г. Петр I, глядя на немецкую слободу в Москве, устроил грандиозный праздник с фейерверками, пушечными выстрелами, кострами, украшением домов еловыми ветвями. Праздновали семь дней. Можно сказать, что современные длинные новогодние праздники берут начало оттуда.
Елка из кондитерской
При императрице Елизавете Петровне вошли в моду новогодние балы. А «новогодний праздник елки» появился в России благодаря великой княгине Александре Федоровне, жене будущего императора Николая I, говорит Черепанова. В 1817 г. Елизавета Петровна устроила праздник рождественской елки для своей семьи в московском Кремле, а в 1818 г. – в Аничковом дворце. И через несколько лет, в 1828 г., в Зимнем дворце впервые прошел праздник детской елки. На самом деле, ель была не одна. Для каждого члена семьи на маленьком столике ставилась именная елка. На нее вешали конфеты, фрукты, подарки именно для этого человека. И существовала традиция «ощипывания» или «разграбления» елки, писала в своих воспоминаниях фрейлина императрицы Александры Федоровны баронесса Мария Фредерикс.
Елки тогда не были особо распространены. В XIX в. они стоили дорого – от 20 до 200 руб., при том что 20 руб. составляла месячная зарплата учителя земской школы. Ели продавались в кондитерских, уже наряженными сладостями (например, в знаменитой кондитерской «Вольф и Беранже»). Позднее елки стали срубать накануне праздников в пригородах Петербурга и продавать на елочных базарах, которые запечатлены на фотографиях (например, около Казанского собора или в Екатерининском саду около Пушкинского театра).
Новый год постепенно становился более массовым праздником, его петербуржцы любили встречать в гостях или в ресторанах, рассказывает Черепанова. У аристократов пользовались спросом рестораны «Донон» на набережной Мойки (а затем на Английской набережной), «Кюба» на Большой Морской, «Медведь» на Большой Конюшенной. Художники, писатели, ученые, выпускники училищ очень любили фешенебельный ресторан на Мойке «Кантан». Литературная молодежь собиралась в «Бродячей собаке» на Михайловском. В начале 1900-х стало модным праздновать Новый год в ресторане «Вилла Родэ», это так называемый зимний кафешантан, где были популярны фривольные развлечения.
Традиционными блюдами праздничного стола были холодец, гусь, запеченный молочный поросенок. В домах аристократов на десерт подавали мороженое «Романов». Его готовили из сахара, яичных желтков, сливок, ванили, могли подавать к нему клубнику со взбитыми сливками. В качестве напитков в Петербурге подавали херес, мадеру, портвейн, токайское шампанское. Но ассоциация шампанского с Новым годом появилась позже, уже в советское время, рассуждает Мария Черепанова.
Неотъемлемой частью зимних праздников стали петербургские балы, в том числе детские, которые устраивали с Рождества и вплоть до Великого поста в Зимнем дворце и в домах аристократов, пишет в книге «Балы в императорских дворцах» доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории Отечества в ПСПбГМУ им. академика И. П. Павлова Игорь Зимин. Есть еще одна важная новогодняя традиция, которую Петербург подарил миру, – она связана с балетом «Щелкунчик» на музыку Чайковского, премьера которого состоялась в 1892 г. в Мариинском театре как раз в канун рождественских и новогодних праздников, добавляет Черепанова.
Праздник под запретом
Новый год дважды пытались запретить. Первый раз традиция прерывалась в период Первой мировой войны. В военном госпитале Саратова немецкие военнопленные устроили праздник рождественской елки. Информация дошла до императора Николая II, и он запретил устанавливать елки на Рождество.
В декабре 1917 г. прошла общественная елка в Петрограде в Михайловском артиллерийском училище, но уже в 1929 г. Советом народных комиссаров празднование Рождества было запрещено. И официальные новогодние торжества также были отменены как буржуазные. Существовали специальные бригады, которые ходили и смотрели, не отмечают ли люди Новый год в домах. Но горожане покупали елки, пилили их на части, приносили домой и все-таки встречали Новый год. В декабре 1935 г. один из руководителей советского государства Павел Постышев обратился со страниц газеты «Правда» с призывом организовать для детей новогоднюю елку. Эта статья считается началом кампании по «реабилитации» Нового года, которая закончилась успешно, и с тех пор традиция не прерывалась, говорит Мария Черепанова.
Елка и обычай отмечать наступление нового цикла возвращаются в СССР только в 1935 г. И именно отмечать 31 декабря, в ночь на 1 января, – как Новый год. Во-первых, чтобы не было намека на религиозную ассоциацию с Рождеством, а во-вторых, чтобы вернуть праздничное событие, которое бы объединило всю страну, рассуждает Екатерина Меньшикова.
В это же время в качестве символа праздника возвращается ель, а также появляется новая традиция – теперь праздник стал сопровождать добрый Дед Мороз. В фольклоре он никогда не был «добрым дедушкой, который приносит подарки». «Это был символ стихии, мороза. Еще в это время рождается Снегурочка – как добрая внучка деда Мороза. До этого времени ни в сказках, ни в песнях такого персонажа нет. Сейчас же для нас Дед Мороз и Снегурочка уже являются символом Нового года», – говорит Меньшикова.
Телевизор, маркетплейсы, ChatGPT и блокчейн
Есть новогодние традиции, которые возникли не так давно и уже прочно обосновались в жизни современных горожан. «Мы уже не можем представить Новый год без оливье на праздничном столе, без шампанского и мандаринов, без поздравительной речи президента и загадывания желания под бой курантов», – сказала Екатерина Меньшикова. Новогодние поздравления по телевизору – это пока один из наиболее «молодых» обычаев. Традицию телевизионных новогодних обращений ввел генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Его первое выступление по Центральному телевидению состоялось 31 декабря 1970 г.
Многие некогда популярные практики исчезли: массовые новогодние балы, публичные катания с оркестрами, домашние вертепы и рождественские песни, рассуждает культуролог Елизавета Красная. На замену им пришли утренники и новогодние корпоративы. «Сегодня мы наблюдаем формирование новых ритуалов. Это городские фестивали, иммерсивные представления, культура подарков c маркетплейсов, а также стремление к осознанному празднику без избыточного потребления, но с акцентом на впечатления и время в кругу семьи», – говорит Красная.
Прямо сейчас мы наблюдаем формирование традиций на стыке цифровой культуры и реального мира, рассуждает гендиректор коммуникационного агентства PR Partner Инна Алексеева. Это, например, ежегодные благотворительные флешмобы и марафоны в социальных сетях. Еще одним примером чисто цифровой традиции может служить «тайный Санта» – это флэш-моб, зародившийся на англоязычном сайте Reddit в 2009 г.
«Другой потенциально устойчивый тренд – персонализация праздника через создание семейных цифровых архивов: видеопоздравления, онлайн-альбомы с фотографиями украшенной елки или ужина. Эта традиция рождается как ответ на запрос о сохранении мгновений в мире, где физическое и цифровое все теснее переплетаются», – рассуждает Алексеева.
В новогодних традициях отражаются все новые технологические тренды, например, бум в сегменте генеративного искусственного интеллекта. Одна из формирующихся традиций – делегирование ритуалов подведения итогов и планирования алгоритмам, говорит психолог Родион Чепалов. По его словам, все больше людей в конце года или месяца «разговаривают» с цифровыми ассистентами, анализируя прожитый период: просят составить итоги, увидеть повторяющиеся паттерны, предложить сценарии будущего.
«Это напоминает старые практики гаданий или исповеди, только вместо жреца или священника появляется нейтральный, неоценивающий алгоритм. Со временем это может закрепиться как культурная норма: «проговорить жизнь» с машиной перед важным переходом», – отметил Чепалов.
Широкое использование больших языковых моделей при подготовке к празднику показывают результаты исследования банка ВТБ. Согласно ему, искусственный интеллект уже применяют при создании новогодних поздравлений 24% опрошенных россиян. При этом более 60% считают возможным использование ИИ при подготовке новогоднего стола. 64% россиян в той или иной степени планируют обращаться к ИИ для планирования занятий на новогодние каникулы, вплоть до составления конкретного расписания или же поиска новых решений, когда собственные идеи будут исчерпаны.