Как презентовать проект инвесторам и школьникам?
Сооснователь медико-генетического центра Genotek Артем Елмуратов рассказал, как преодолел боязнь публичных выступленийВ рубрике «Один вопрос главе компании» топ-менеджеры и предприниматели рассказывают, как решают одну из прикладных задач в своей профессиональной деятельности. Гость первого выпуска – Артем Елмуратов, сооснователь медико-генетического центра Genotek. Он рассказал «Ведомости. Городу», как преодолеть страх публичных выступлений и заинтересовать слушателей, будь то презентация проекта для инвесторами или лекция про генетику для школьников.
Предпринимателям, которые создают и развивают проекты в сфере высоких технологий, важно самим уметь выступать на публике или иметь в команде хороших ораторов. Хорошая презентация проекта в бизнес-инкубаторе поможет привлечь инвесторов, а доклад на профильной конференции – заинтересовать партнеров и клиентов. За время работы в Genotek я провел сотни публичных выступлений. Я не только вел питчи, но и читал научно-популярные лекции по генетике, биохакингу, питанию и смежным темам.
Подготовка. Неважно, сколько раз спикер выступал по одной и той же теме, к выступлению нужно готовиться каждый раз. Нужно изучить новости и статьи по теме доклада, посмотреть свежие выступления профильных спикеров. Как правило, я не пишу речь полностью, а лишь намечаю основные тезисы, которые хочу озвучить. Если я выступаю с новой темой, то стараюсь заранее отрепетировать выступление от начала до конца, в идеале в зале, похожем на место выступления. Непосредственно перед выходом к аудитории я практикую глубокое медленное дыхание и делаю короткую медитацию. Это помогает мне настроиться на процесс.
Аудитория. Конечно, спикеру необходимо разбираться в том, что он будет говорить. Но также важно учесть формат мероприятия, особенности аудитории и в целом настроение, которое сопутствует этому событию. Таким образом можно понять, где уместно пошутить в ходе выступления, а где – показать провокационный слайд.
С аудиторией нужно говорить на понятном ей языке. Если выступать предстоит перед бизнес-ангелами и сотрудниками венчурного фонда, то не нужно расшифровывать термины вроде EBITDA (от англ. Earnings before interest, taxes, depreciation and amortization – аналитический показатель, равный объему прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации. – Прим. ред. «Ведомости. Город») и IRR (от англ. Internal rate of return – внутренняя ставка доходности. – Прим. ред.). Но то, как устроен проект и какую проблему он решает, нужно объяснять максимально доступным языком, практически на пальцах.
Если в зале сидит молодая публика, например школьники или студенты, спикеру помогут расположить слушателей отсылки к видеоиграм, комиксам или интернет-мемам. Главное – не перепутать, что Бэтмен – супергерой, которого придумали в издательстве DC Comics, а не в Marvel. Иначе слушатели могут потерять доверие к докладчику. Важно быть искренним, аудитория видит фальшь.
Подводные камни. Иногда выступающему кажется, что аудитория совсем не заинтересована в теме доклада, он начинает нервничать и сбиваться с мысли. Но не стоит бояться равнодушных слушателей. В моей практике не раз случалось так, что люди, которые, на мой взгляд, выглядели скучающими в ходе выступления, активно задавали вопросы и благодарили после.
Некоторым спикерам приходится сталкиваться с неадекватными слушателями, которые начинают слишком много комментировать или перебивать, не реагируя на замечания. В моей практике такого не было, но спикеру важно быть готовым проявить жесткость в соблюдении формата мероприятия. Ведущий всегда главный и должен четко задавать формат.
Как увлечь аудиторию. Общаться с залом лучше всего начинать уже после того, как спикер выступил с докладом. Например, по итогу встречи можно организовать небольшой опрос. Попросить аудиторию задать вопросы или выразить свое мнение на один из тезисов выступления. Так спикер не только получает обратную связь, но и может запомниться зрителям.