Читайте также
«Футбол – как татуировка». Как судья Пустовойтова вошла в историю российского футбола
Уходим под воду: есть ли шансы на выживание у российской индустрии дайвинга
Доверчивые умы. Почему популяризация науки способствует псевдонаучным убеждениям

«В нулевые покупали вторую машину, а сейчас на самокатах ездят»

Москвички-эмигрантки оценили родной город спустя годы жизни за рубежом
Евгений Разумный / Ведомости

Москвичи уже забыли, как это: ночью ловить бомбилу, чтобы доехать до дома, неделями ждать получения нужного документа, сидеть на дешевых пластиковых стульях в кафе. Горожане настолько привыкли к комфорту, чистым улицам и доставке 24/7, что кажется, будто так было всегда. В преддверии Дня города москвички, прожившие более пяти лет в эмиграции, рассказали о том, что изменилось в столице.

Елена де Йонг, Куала-Лумпур: «Сейчас я прилетаю в Москву с радостью. А когда улетаю, плачу»

Личный архив

Мы с мужем уехали из Москвы в 2005 году по работе в нефтяном секторе. Сейчас мы в Малайзии, вышли на пенсию, имеем вид на жительство в Голландии, там наш второй дом. В России я не живу 16 лет, но периодически с мужем приезжаем в Москву к родственникам, и каждый приезд – это вау.

Огромное изменение – появление аэроэкспресса. Это мировая практика, но с нашим аэроэкспрессом не сравнятся многие другие в крупных городах. Как и с нашим метро. У них это чисто функционально, а у нас – красиво, тепло, эргономичные сиденья, бегущая строка. Испытываешь гордость, что можешь с друзьями и коллегами цивилизованно сесть в вагон плюс есть указатели на английском языке.

Стали чище вокзалы, в туалет зайти не противно. Раньше на вокзалах был бардак, цыгане, криминал, а сейчас это приятные места. Поражает ухоженность и красота в городе: клумбы, зелень, репродукции картин на Тверской улице. Приятно, что появились маленькие скверы в переулках, установили тумбы, скамейки, пандусы. Как-то вышла из метро на Третьяковке и даже не поняла, туда ли я вышла или нет.

Поразили остановки, на которых можно зарядить телефон, пока ждешь автобус. Электробусы в нашем районе Тверской. Нет ни стука колес, ни запаха солярки, ни падения рогов, как было раньше. Город стал поворачиваться в сторону экологичности.

В нулевые был бум на машины, почти каждая семья покупала вторую, а то и третью. Из-за пробок невозможно было подъехать к ИКЕА и припарковаться у нужных мест. Сейчас, смотрю, на Белорусской клерки в костюмах на самокатах ездят и везде парковки для велосипедов.

Евгений Разумный / Ведомости

Стало меньше курильщиков. Но есть и обратный момент: те сотрудники офисов, кто еще курит, делают это на тротуарах. В районе Белой площади и Белых садов проходишь сквозь тоннель сигаретного дыма. В центре узкие тротуары, и все проходящие мимо люди – и дети, и старики, и астматики – становятся пассивными курильщиками.

Еще для меня остается странным вопрос очищения улиц от снега. Кажется, сейчас чистят «до маньячества». Даже не беру во внимание то, что в 6 утра из-за этого не можешь спать. Когда я приехала в Москву зимой и осознала, что санки нам практически не нужны, потому что везде скрежет асфальта, расстроилась. Ну это же зима, оставьте чуть-чуть снега!

За последние годы подорожали билеты в театр. Хороший билет в партере на спектакль театра первой линейки (оба МХАТа, театр Вахтангова, театр Пушкина) стоит минимум минимум 5 тысяч. Поход в театр семье из 3-4 человек обойдется в 15-20 тысяч, это пенсия моей мамы. Но ведь хочется сходить  раз в месяц на концерт,  раз в месяц — в театр. Даже для нас, людей с международной пенсией, этот разрыв в ценовой доступности билетов стал ощутимым.

В целом люди изменились. В 1990-е было много хамства. Когда я прилетала в Москву, плакала уже в аэропорту. В 2000-х люди стали добрее, но разговаривали с вызовом, со скрытой агрессией. Когда улетала, я не хотела возвращаться. Сейчас я прилетаю в Москву с радостью. А когда улетаю, плачу. Очень заметна западная тенденция приветствия и small talk. Сотрудник почты или ресторана желает посетителю хорошего дня. Люди поняли, что можно быть дружелюбными, не переходя границы.

София Большакова, Берлин: «Москва идет в правильном направлении»

Личный архив

В 2013 г. мы с мужем переехали из Москвы в Юго-Восточную Азию, еще через два года – в Германию. За прошедшие с момента отъезда годы я заметила кардинальные изменения в работе общественного транспорта. Помню, как, живя в Москве, добиралась на электричке с платформы Дегунино до Савеловского вокзала в страшной давке. С ужасом ждала, когда войду в эту электричку. Весной этого года была в Москве, решила проехать по тому же маршруту утром. Совершенно другой поезд – никакой давки и все супер.

Помогли новые станции метро, которые разгрузили эту ветку. МЦК значительно сократило путь из одного района города в другой. Раньше на поездку из Дегунина в район Полежаевской я закладывала час – сейчас вдвое меньше. Также большой плюс – шеринг велосипедов и самокатов. Когда я уезжала, этого не было. Думаю, Москва идет в правильном направлении – сокращение автомобильного транспорта.

Понравилось, что реконструировали парки и скверы, открыли Зарядье – совершенно потрясающе! Это «вау», когда ты на Спасскую башню смотришь из-за берез. Раньше там был пустырь и не очень приятное место, хотя это центр Москвы. Сейчас приятно погулять, и парящий мост – космос какой-то! В Парке Горького сделали шикарную игровую зону, в городе поставили классные фонтаны и современные детские площадки, где можно развивать воображение.

Евгений Разумный / Ведомости

Также обратила внимание на невероятное количество такси и молниеносную доставку. Что бы ты ни заказал – продукты, готовую кулинарию, – все приезжает моментально и тебе уже не надо самому куда-то идти или долго ждать. В Берлине такого нет, чтобы тебе за 20 минут что-то привезли – это фантастика. Такие сервисы там только появляются и пока тестируются.

В Москве везде можно расплачиваться банковской картой. Если у тебя нет наличных, ты знаешь, что в любом ларьке, павильоне ты можешь совершить покупку по безналу. Банковские переводы по телефону за 2 минуты – тоже очень функционально.

Люди стали более вежливыми, чем когда я уезжала. Раньше, если я долго переходила проезжую часть по зебре, все сигналили: давай быстрее! Теперь водители терпеливо ждут, и я заметила, что они стали спокойнее. Но пробка на Цветном бульваре как была в 2013 г., так и есть. Я даже помню, как ее объезжать.

Вообще по дорогам в Москве ездить все же опасно. В Берлине нет таких скоростей и такого количества страшных аварий, как, например, была с Ефремовым на Садовом кольце. Но не думаю, что в Москве можно ввести запрет на превышение скорости в 50 км в час, иначе никто никуда не доедет. В отличие от Берлина, в Москве своих детей я бы не отпустила свободно кататься по улицам на самокатах и велосипедах.

В целом, образ милой, уютной Москвы стирается. Мегаполис из центра разрастается к окраинам, по программе реновации на месте пятиэтажек строят многоэтажные здоровые корабли. Раньше из квартиры родителей на Дубнинской улице с 14 этажа открывался прекрасный вид на Сокол, Триуф-Палас, сейчас ничего этого не видно, потому что там стоит 22-этажное здание. На Савеловской и Тимирязевской возвели комплексы сомнительной архитектуры, на мой вкус.

При этом дизайн кафе и ресторанов изменился в лучшую сторону. В 2013 году еще встречались пластиковые стулья, палатки и отвратительные зонтики с надписью Pepsi или «Очаковское», сейчас уже нет. В парке Горького тоже было много дешевого пластика, сейчас там потрясающие плетеные стулья, там приятно находиться. Видны изменения во внешнем облике горожан, одежда стала функциональней. Женщин на каблуках в Москве в 2021 году я не встречала. Чаще это удобная обувь, кроссовки, кеды. В целом в Москве люди одеваются более стильно, чем в Берлине.

Когда приезжаю в Москву, в первую очередь иду гулять по центру. В Берлине я скучаю по движухе. Там в восемь-девять вечера все ушли спать – вставать рано, и город затихает. Москва никогда не спит. Это большой мегаполис, где можно получить любую услугу в течение 24 часов семь дней в неделю. Здесь все быстро, бешеная конкуренция, которая заставляет сервисы и услуги улучшаться и совершенствоваться.

Дарья Иванова, Милан: «Не думала, что когда-нибудь скажу, что Москва – это чистый город»

Личный архив

Я вышла замуж за итальянца и в 2016 г. переехала в Милан, работаю в сфере маркетинга отелей премиум-класса. За пять лет отсутствия в Москве первое и самое масштабное изменение, которое я заметила, – цифровизация. Конечно, она началась раньше, но еще лет 10 назад, например, не было так доступно такси. Мы с друзьями ловили бомбилу, чтобы уехать из клуба домой, теперь есть удобное приложение.

Андрей Гордеев / Ведомости

Я живу в Милане, единственном городе в Италии, который может быть сравним с Москвой – он самый технологичный, самый динамичный, здесь бизнес, деньги – но даже он отстает от  Москвы. В Милане есть приложения, но то они не работают, то какие-то сбои. В Москве не просто все доступно, но и хорошая конкуренция: можно выбирать, где больше нравится и лучшая цена, которую сразу показывают, и она не меняется. Хочешь – женское такси, хочешь – детское или чтобы собаку перевезли – этого в Италии просто не существует.

Сюда же относятся и онлайн-сервисы по доставке еды, и любые услуги. Для меня было удивительно, что даже сервисы «Мои документы» и «Госуслуги» тоже работают. В последний приезд я поменяла водительское удостоверение за полчаса. Когда я получала права в Москве 10 лет назад, нужно было далеко ехать, приезжать несколько раз. Сейчас почти все услуги можно заказать онлайн, предварительно с ними ознакомившись. Теперь я понимаю, почему наши IT-мозги так ценятся.

Также я бы отметила медицину. В Москве в каждом спальном районе есть клиники и лаборатории. Можно быстро забронировать любого специалиста, сделать УЗИ или рентген. При этом есть конкуренция и если у одних сделать невозможно, то можно у других.

Город очень сильно изменился в плане чистоты. Раньше я даже представить себе не могла, что когда-нибудь скажу: Москва – чистый город. Помню, раньше мы много путешествовали и всегда удивлялись: «Вот, в Европе-то дороги с мылом моют…» Теперь вижу, что Милан – грязный город, а Рим еще грязнее, если сравнить с Москвой.

Мигранты в Москве все работают, а не сидят в переходах. Еще лет 10 назад в переходах жили бомжи и алкоголики, а сейчас их не видно не только в центре, но и на окраинах. Также хочется отметить ресторанную сферу. Раньше многие, выезжая за границу, восхищались итальянской кухней, винами, сырами. Сейчас Москва в гастрономическом плане настолько выросла, что конкурирует с мировыми мегаполисами, такими как Нью-Йорк, Лондон, Токио. Открывается много ресторанов с экспериментальной кухней из разных уголков мира, и все очень достойно.

Максим Стулов / Ведомости

Из минусов, конечно, пробки… В свой последний приезд в Москву из аэропорта ехала 3 часа, столько же, сколько летела на самолете. Пробки, наверное, стали еще больше за счет того, что сузилась часть дорог в центре. Платную парковку я застала, когда еще жила в Москве, но платная парковка в моем спальном районе в Орехово-Борисово, конечно, стала неприятным сюрпризом. Я даже штраф умудрилась получить.

Местные жители ругаются, потому что из-за новых пешеходных зон стало меньше места для транспорта и парковки, но город преобразился и здесь стало безумно красиво. Впечатления у меня очень яркие от красоты: сняли рекламу, которая была на зданиях, многие дома отреставрировали. Вроде были удобны эти киоски у метро, но без них какой-то скверик гораздо лучше и аккуратнее смотрится.

Запомнилась дорога от Шереметьева по Тверской – все здания подсвечиваются. В Москве на этом не экономят. Я горжусь своим городом и уже, по прошествии пяти лет, с гордостью всем рассказываю, что я из Москвы. Если мужу предложат здесь работу, мы готовы вернуться хоть завтра.

Самое популярное
Умный город / Интервью
Алексей Парабучев: «До 50% патентов высокотехнологичных МСП получены при поддержке города»
Генеральный директор Фонда «Московский инновационный кластер» – о роли кооперации в современных проектах
Горожане
Собянин объявил о начале сезона летней навигации по Москве-реке
Из столичных речных вокзалов теплоходы начнут плавать почти в 50 различных направлений
Городская недвижимость
Автономная застройка: в столице предпочитают комплексный подход точечному
Район Хорошево-Мневники развивается в сотрудничестве городских властей и девелоперов
Наш город
Сосиски с горошком: москвичи стали чаще заказывать десерты-обманки
Столичные рестораны готовы не только кормить, но и развлекать
Культурный город
Московское метро превратится в площадку для художников
Первый сезон проекта «Искусство в метро» продлится до конца этого лета
Благотворительность
Наталья Водянова и Александр Цыпкин поучаствовали в благотворительном проекте «Человек дождя»
В Москве прошел модный показ дождевиков с рисунками аутичных детей
Свободное время
Ангарский маньяк и слесарь-киберспортсмен: пять новых сериалов
В обзоре «Ведомости. Города» – самые интересные сериальные проекты апреля
Наш город
Клиентские пути: в Москве внедряют новые стандарты оказания медицинской помощи
Самым масштабные изменения затронут экстренные службы
Свободное время
Москвичей ждет новый сезон проекта «Уличный артист»
Более 80 городских площадок и парковых зон станут местом проведения перформансов
Гараж
Гибридное удовольствие: тестируем китайский премиум кроссовер WEY 05
За 5,2 секунд после старта разменивает первую сотню кроссовер, вес которого составляет почти 2,5 тонны
Горожане
Глобальное – в локальном: как столица поддерживает своих предпринимателей
Проект «Сделано в Москве» помог бизнесу дополнительно заработать за I квартал более 78 млн рублей
Наш город
Как хакатоны помогают власти и бизнесу искать таланты
Соревнования для IT-разработчиков помогают закрывать вакансии и решать бизнес-задачи
Наш город
Развязка появится на пересечении двух шоссе – Филимонковского и Ракитки
Сергей Собянин рассказал о крупном инфраструктурном объекте, который возведут в Москве
Наш город
Несырьевой экспорт из Москвы в дружественные страны вырос на 9% в 2023 году
Поставки существенно увеличились в Кувейт, Бахрейн, Иорданию, Руанду и ЮАР
Наш город
Собянин: в столичном парке «Яуза» откроют пять тематических маршрутов
Основные работы по созданию новых зон завершатся в 2024 году