Читайте также
«Футбол – как татуировка». Как судья Пустовойтова вошла в историю российского футбола
Уходим под воду: есть ли шансы на выживание у российской индустрии дайвинга
Доверчивые умы. Почему популяризация науки способствует псевдонаучным убеждениям

«В нулевые покупали вторую машину, а сейчас на самокатах ездят»

Москвички-эмигрантки оценили родной город спустя годы жизни за рубежом
Евгений Разумный / Ведомости

Москвичи уже забыли, как это: ночью ловить бомбилу, чтобы доехать до дома, неделями ждать получения нужного документа, сидеть на дешевых пластиковых стульях в кафе. Горожане настолько привыкли к комфорту, чистым улицам и доставке 24/7, что кажется, будто так было всегда. В преддверии Дня города москвички, прожившие более пяти лет в эмиграции, рассказали о том, что изменилось в столице.

Елена де Йонг, Куала-Лумпур: «Сейчас я прилетаю в Москву с радостью. А когда улетаю, плачу»

Личный архив

Мы с мужем уехали из Москвы в 2005 году по работе в нефтяном секторе. Сейчас мы в Малайзии, вышли на пенсию, имеем вид на жительство в Голландии, там наш второй дом. В России я не живу 16 лет, но периодически с мужем приезжаем в Москву к родственникам, и каждый приезд – это вау.

Огромное изменение – появление аэроэкспресса. Это мировая практика, но с нашим аэроэкспрессом не сравнятся многие другие в крупных городах. Как и с нашим метро. У них это чисто функционально, а у нас – красиво, тепло, эргономичные сиденья, бегущая строка. Испытываешь гордость, что можешь с друзьями и коллегами цивилизованно сесть в вагон плюс есть указатели на английском языке.

Стали чище вокзалы, в туалет зайти не противно. Раньше на вокзалах был бардак, цыгане, криминал, а сейчас это приятные места. Поражает ухоженность и красота в городе: клумбы, зелень, репродукции картин на Тверской улице. Приятно, что появились маленькие скверы в переулках, установили тумбы, скамейки, пандусы. Как-то вышла из метро на Третьяковке и даже не поняла, туда ли я вышла или нет.

Поразили остановки, на которых можно зарядить телефон, пока ждешь автобус. Электробусы в нашем районе Тверской. Нет ни стука колес, ни запаха солярки, ни падения рогов, как было раньше. Город стал поворачиваться в сторону экологичности.

В нулевые был бум на машины, почти каждая семья покупала вторую, а то и третью. Из-за пробок невозможно было подъехать к ИКЕА и припарковаться у нужных мест. Сейчас, смотрю, на Белорусской клерки в костюмах на самокатах ездят и везде парковки для велосипедов.

Евгений Разумный / Ведомости

Стало меньше курильщиков. Но есть и обратный момент: те сотрудники офисов, кто еще курит, делают это на тротуарах. В районе Белой площади и Белых садов проходишь сквозь тоннель сигаретного дыма. В центре узкие тротуары, и все проходящие мимо люди – и дети, и старики, и астматики – становятся пассивными курильщиками.

Еще для меня остается странным вопрос очищения улиц от снега. Кажется, сейчас чистят «до маньячества». Даже не беру во внимание то, что в 6 утра из-за этого не можешь спать. Когда я приехала в Москву зимой и осознала, что санки нам практически не нужны, потому что везде скрежет асфальта, расстроилась. Ну это же зима, оставьте чуть-чуть снега!

За последние годы подорожали билеты в театр. Хороший билет в партере на спектакль театра первой линейки (оба МХАТа, театр Вахтангова, театр Пушкина) стоит минимум минимум 5 тысяч. Поход в театр семье из 3-4 человек обойдется в 15-20 тысяч, это пенсия моей мамы. Но ведь хочется сходить  раз в месяц на концерт,  раз в месяц — в театр. Даже для нас, людей с международной пенсией, этот разрыв в ценовой доступности билетов стал ощутимым.

В целом люди изменились. В 1990-е было много хамства. Когда я прилетала в Москву, плакала уже в аэропорту. В 2000-х люди стали добрее, но разговаривали с вызовом, со скрытой агрессией. Когда улетала, я не хотела возвращаться. Сейчас я прилетаю в Москву с радостью. А когда улетаю, плачу. Очень заметна западная тенденция приветствия и small talk. Сотрудник почты или ресторана желает посетителю хорошего дня. Люди поняли, что можно быть дружелюбными, не переходя границы.

София Большакова, Берлин: «Москва идет в правильном направлении»

Личный архив

В 2013 г. мы с мужем переехали из Москвы в Юго-Восточную Азию, еще через два года – в Германию. За прошедшие с момента отъезда годы я заметила кардинальные изменения в работе общественного транспорта. Помню, как, живя в Москве, добиралась на электричке с платформы Дегунино до Савеловского вокзала в страшной давке. С ужасом ждала, когда войду в эту электричку. Весной этого года была в Москве, решила проехать по тому же маршруту утром. Совершенно другой поезд – никакой давки и все супер.

Помогли новые станции метро, которые разгрузили эту ветку. МЦК значительно сократило путь из одного района города в другой. Раньше на поездку из Дегунина в район Полежаевской я закладывала час – сейчас вдвое меньше. Также большой плюс – шеринг велосипедов и самокатов. Когда я уезжала, этого не было. Думаю, Москва идет в правильном направлении – сокращение автомобильного транспорта.

Понравилось, что реконструировали парки и скверы, открыли Зарядье – совершенно потрясающе! Это «вау», когда ты на Спасскую башню смотришь из-за берез. Раньше там был пустырь и не очень приятное место, хотя это центр Москвы. Сейчас приятно погулять, и парящий мост – космос какой-то! В Парке Горького сделали шикарную игровую зону, в городе поставили классные фонтаны и современные детские площадки, где можно развивать воображение.

Евгений Разумный / Ведомости

Также обратила внимание на невероятное количество такси и молниеносную доставку. Что бы ты ни заказал – продукты, готовую кулинарию, – все приезжает моментально и тебе уже не надо самому куда-то идти или долго ждать. В Берлине такого нет, чтобы тебе за 20 минут что-то привезли – это фантастика. Такие сервисы там только появляются и пока тестируются.

В Москве везде можно расплачиваться банковской картой. Если у тебя нет наличных, ты знаешь, что в любом ларьке, павильоне ты можешь совершить покупку по безналу. Банковские переводы по телефону за 2 минуты – тоже очень функционально.

Люди стали более вежливыми, чем когда я уезжала. Раньше, если я долго переходила проезжую часть по зебре, все сигналили: давай быстрее! Теперь водители терпеливо ждут, и я заметила, что они стали спокойнее. Но пробка на Цветном бульваре как была в 2013 г., так и есть. Я даже помню, как ее объезжать.

Вообще по дорогам в Москве ездить все же опасно. В Берлине нет таких скоростей и такого количества страшных аварий, как, например, была с Ефремовым на Садовом кольце. Но не думаю, что в Москве можно ввести запрет на превышение скорости в 50 км в час, иначе никто никуда не доедет. В отличие от Берлина, в Москве своих детей я бы не отпустила свободно кататься по улицам на самокатах и велосипедах.

В целом, образ милой, уютной Москвы стирается. Мегаполис из центра разрастается к окраинам, по программе реновации на месте пятиэтажек строят многоэтажные здоровые корабли. Раньше из квартиры родителей на Дубнинской улице с 14 этажа открывался прекрасный вид на Сокол, Триуф-Палас, сейчас ничего этого не видно, потому что там стоит 22-этажное здание. На Савеловской и Тимирязевской возвели комплексы сомнительной архитектуры, на мой вкус.

При этом дизайн кафе и ресторанов изменился в лучшую сторону. В 2013 году еще встречались пластиковые стулья, палатки и отвратительные зонтики с надписью Pepsi или «Очаковское», сейчас уже нет. В парке Горького тоже было много дешевого пластика, сейчас там потрясающие плетеные стулья, там приятно находиться. Видны изменения во внешнем облике горожан, одежда стала функциональней. Женщин на каблуках в Москве в 2021 году я не встречала. Чаще это удобная обувь, кроссовки, кеды. В целом в Москве люди одеваются более стильно, чем в Берлине.

Когда приезжаю в Москву, в первую очередь иду гулять по центру. В Берлине я скучаю по движухе. Там в восемь-девять вечера все ушли спать – вставать рано, и город затихает. Москва никогда не спит. Это большой мегаполис, где можно получить любую услугу в течение 24 часов семь дней в неделю. Здесь все быстро, бешеная конкуренция, которая заставляет сервисы и услуги улучшаться и совершенствоваться.

Дарья Иванова, Милан: «Не думала, что когда-нибудь скажу, что Москва – это чистый город»

Личный архив

Я вышла замуж за итальянца и в 2016 г. переехала в Милан, работаю в сфере маркетинга отелей премиум-класса. За пять лет отсутствия в Москве первое и самое масштабное изменение, которое я заметила, – цифровизация. Конечно, она началась раньше, но еще лет 10 назад, например, не было так доступно такси. Мы с друзьями ловили бомбилу, чтобы уехать из клуба домой, теперь есть удобное приложение.

Андрей Гордеев / Ведомости

Я живу в Милане, единственном городе в Италии, который может быть сравним с Москвой – он самый технологичный, самый динамичный, здесь бизнес, деньги – но даже он отстает от  Москвы. В Милане есть приложения, но то они не работают, то какие-то сбои. В Москве не просто все доступно, но и хорошая конкуренция: можно выбирать, где больше нравится и лучшая цена, которую сразу показывают, и она не меняется. Хочешь – женское такси, хочешь – детское или чтобы собаку перевезли – этого в Италии просто не существует.

Сюда же относятся и онлайн-сервисы по доставке еды, и любые услуги. Для меня было удивительно, что даже сервисы «Мои документы» и «Госуслуги» тоже работают. В последний приезд я поменяла водительское удостоверение за полчаса. Когда я получала права в Москве 10 лет назад, нужно было далеко ехать, приезжать несколько раз. Сейчас почти все услуги можно заказать онлайн, предварительно с ними ознакомившись. Теперь я понимаю, почему наши IT-мозги так ценятся.

Также я бы отметила медицину. В Москве в каждом спальном районе есть клиники и лаборатории. Можно быстро забронировать любого специалиста, сделать УЗИ или рентген. При этом есть конкуренция и если у одних сделать невозможно, то можно у других.

Город очень сильно изменился в плане чистоты. Раньше я даже представить себе не могла, что когда-нибудь скажу: Москва – чистый город. Помню, раньше мы много путешествовали и всегда удивлялись: «Вот, в Европе-то дороги с мылом моют…» Теперь вижу, что Милан – грязный город, а Рим еще грязнее, если сравнить с Москвой.

Мигранты в Москве все работают, а не сидят в переходах. Еще лет 10 назад в переходах жили бомжи и алкоголики, а сейчас их не видно не только в центре, но и на окраинах. Также хочется отметить ресторанную сферу. Раньше многие, выезжая за границу, восхищались итальянской кухней, винами, сырами. Сейчас Москва в гастрономическом плане настолько выросла, что конкурирует с мировыми мегаполисами, такими как Нью-Йорк, Лондон, Токио. Открывается много ресторанов с экспериментальной кухней из разных уголков мира, и все очень достойно.

Максим Стулов / Ведомости

Из минусов, конечно, пробки… В свой последний приезд в Москву из аэропорта ехала 3 часа, столько же, сколько летела на самолете. Пробки, наверное, стали еще больше за счет того, что сузилась часть дорог в центре. Платную парковку я застала, когда еще жила в Москве, но платная парковка в моем спальном районе в Орехово-Борисово, конечно, стала неприятным сюрпризом. Я даже штраф умудрилась получить.

Местные жители ругаются, потому что из-за новых пешеходных зон стало меньше места для транспорта и парковки, но город преобразился и здесь стало безумно красиво. Впечатления у меня очень яркие от красоты: сняли рекламу, которая была на зданиях, многие дома отреставрировали. Вроде были удобны эти киоски у метро, но без них какой-то скверик гораздо лучше и аккуратнее смотрится.

Запомнилась дорога от Шереметьева по Тверской – все здания подсвечиваются. В Москве на этом не экономят. Я горжусь своим городом и уже, по прошествии пяти лет, с гордостью всем рассказываю, что я из Москвы. Если мужу предложат здесь работу, мы готовы вернуться хоть завтра.

Самое популярное
Культурный город
Куда пойти в выходные 28-29 мая
Гонки дронов, фестиваль воздушных змеев и барабаны в Японском саду
Другие города
Как поддерживают предпринимателей в Подмосковье в период санкций
Большинство бизнесменов готовы продолжить деятельность в новых экономических условиях
Другие города
Полмиллиона за идею: какую поддержку получат молодые предприниматели
Число россиян, открывающих свое дело в молодом возрасте, растет — эксперты
Другие города / Мнение
Самый необычный в мире речной транспорт
В Москве открыта навигация по воде. Тем временем за рубежом разрабатывают речных роботов и пытаются переосмыслить акваскутеры
Культурный город
Скажи танцем. Каким получился спектакль «Арбенин. Маскарад без слов»
Театр Сатиры выпустил спектакль для эпохи, когда все сказанное может быть использовано против тебя
Свободное время
Книговорот в столице. Как организовано движение «буккроссинг» в Москве
В городе больше 30 000 книг для буккросеров и 270 специальных полок для обмена литературой
Наш город
Футбол, игра в приставку и персональный зал. Что кинотеатры предложат зрителям вместо голливудского кино
В кинозале можно отметить праздник или устроить индивидуальный просмотр любимых фильмов
Наш город
Начинающих предпринимателей Москвы научат вести бизнес
Бесплатные тренинги и семинары будут проходить до 27 мая
Наш город / Галерея
Весенний велофестиваль прошел в Москве
Участниками велопрогулки по Садовому кольцу стали более 42 тыс. человек
Другие города
Как отдыхать за границей во время санкций
Оплачивать отели и экскурсии теперь лучше до вылета за рубеж, чтобы не столкнуться с проблемами на месте
Свободное время
Ангелы и демоны живут среди нас: новый роман от автора «Петровы в гриппе и вокруг него»
Алексей Сальников написал новый роман – «Оккульттрегер». В нем демоны и ангелы живут среди людей, а связывают весь этот разношерстный социум оккульттрегеры
Свободное время
Создатель мобильного приложения YouTube: «В любом начинании будет тяжело, но все окупится»
Андрей Дороничев рассказал, как опыт работы менеджером по продукту в Google помогает ему осваивать музыкальное поприще
Свободное время
Детектив на подводной лодке и триллер с элементами мелодрамы: 5 сериалов с сильными женскими персонажами
Девичий «Повелитель мух», шпионский роман с российским акцентом и не только
Свободное время
Куда пойти в выходные 21-22 мая
Спектакли о любви, снежная буря в мае от Полунина и новое индийское меню для тех, кому холодно
Горожане
«Барьеров нет — они в головах у людей». Вице-президент МТС — о возможностях пробивать стены в бизнесе
Александр Ханин рассказал «Ведомости. Городу» о том, как превратить «дело безумцев» в рублевого единорога