Что подарить коллеге на Новый год, не нарушив профессиональную этику
Почему брендированные антисептики для рук и одноразовые подарки — это моветонВ преддверии новогодних праздников люди задумываются, что подарить коллегам и бизнес-партнерам. Можно ли отказаться от дорогого подарка? Что учитывать при выборе сувенира, чтобы не оскорбить и не обременить визави? И какие подарки в тренде?
Стоимость подарка
Кроме творческого подхода, при выборе подарка важно учитывать деловой этикет, законодательство, внутренние корпоративные документы и профессиональную этику. Пожалуй, первый критерий — это стоимость. У большинства крупных компаний и корпораций (например, в «Сбере» или «Газпроме») есть кодекс корпоративной этики, где четко прописаны правила получения и дарения бизнес-сувениров. Поэтому сначала лучше запросить в соответствующем департаменте нужную информацию – это проявление хорошего тона и ответственности при ведении дел и коммуникаций. Зная внутренние ограничения на получение подарков у деловых партнеров, можно избежать неловкой ситуации, когда изготовленный по индивидуальному заказу презент не смогут принять.
Согласно законодательству РФ, презент для государственных служащих не должен превышать стоимость 3000 руб. Эту же сумму некоторые компании используют как базовое внутреннее ограничение. В целом подарок не должен обременять человека или компрометировать его. К тому же, антикоррупционную политику никто не отменял.
Этичность
Важно помнить и о морально-этических нормах. Например, традиционно косметика и парфюмерия относятся к очень личным презентам, не делового характера. Если компания-даритель сама является производителем такой продукции, лучше подумать об альтернативных бизнес-презентах. Даже самый эффективный и инновационный антицеллюлитный крем или средство от излишней потливости вряд ли порадуют делового партнера. Скорее, смутят или даже оскорбят.
Такая же логика действует в отношении, например, производителей постельного белья или алкогольной продукции: ящик пива – далеко не лучший корпоративный подарок. Шампанское тоже не всегда является универсальным решением на Новый год. Так, мусульманам вообще нельзя дарить алкоголь, а французы не поймут, если получат в качестве презента игристое вино не лучшего качества.
Для поздравления иностранных партнеров важно помнить о религиозных и культурных аспектах. В Китае есть предубеждение касательно подарков, связанных с огнем (зажигалки, свечи), а для корейца плохим предзнаменованием станет сувенир, состоящий из четырех предметов (в корейском языке цифра «4» созвучна слову «смерть»).
Не стоит рассчитывать на то, что получится подобрать один универсальный вариант подарка для всех коллег, партнеров и клиентов. В моей практике был случай, когда в компании выбрали фитнес-браслеты как недорогой (модель до 3000 руб.) и актуальный для всех сувенир. Казус случился, когда сотрудники пришли вручать подарок госслужащей, с которой раньше общались только по телефону и электронной почте. Выяснилось, что у женщины серьезное заболевание, сопровождающееся набором излишнего веса и некоторым ограничением физической активности. Было крайне неловко стоять с подарочным пакетом в кабинете уважаемого человека, но так и не вручить его.
Отказ от подарка
Отказ от подарка – это крайняя мера. Такое действие воспринимается не только как грубое, но даже как агрессивное. В некоторых ситуациях это может привести к разрыву деловых отношений. Однако иногда отказ от подарка оправдан. Например, в ситуации, когда презент может быть расценен как взятка или попытка оказать давление. Нельзя принять в дар оружие или другие запрещенные вещи. Сомнительные подарки, которые могут компрометировать человека, также принимать не стоит.
Отказ желательно сформулировать максимально корректно: «Благодарю Вас за столь щедрый презент, но политика нашей компании исключает получение в дар каких-либо предметов роскоши». Если подарок прислали по почте, его необходимо вернуть тем же способом, приложив записку с объяснением.
В целом направить подарок в офис компании без предупреждения и визитной карточки – это нарушение правил деловой коммуникации. Не согласованные заранее презенты, доставленные курьерами, могут быть восприняты с опаской или не приняты вовсе – вдруг там взрывчатка или опасное вещество? Если сотрудник компании-партнера работает удаленно, адрес и дату доставки новогодних сувениров необходимо уточнить и согласовать отдельно.
Актуальность и экологичность
В прошлом году многие компании пошли по пути «актуальной повестки» и стали массово одаривать своих клиентов и партнеров брендированными антисептиками для рук и средствами индивидуальной защиты (масками и перчатками). Сегодня такой подход уже не кажется оригинальным – как раз наоборот: любое напоминание о пандемии (особенно в формате новогодних праздников) вызывает раздражение и неприязнь. Лучше сконцентрироваться на чем-то хорошем. Можно дарить сертификаты на посещение культурных мероприятий с открытой датой или на обучающие курсы и семинары. Желательно убедиться, что такие мероприятия можно будет посетить как в офлайн-, так и в онлайн-формате.
С учетом современных тенденций одноразовые или ненужные подарки – это моветон. Таким презентом компания-даритель только подчеркивает, что не заботится ни о получателе, ни об окружающей среде и проблеме перепотребления. Многоразовая бутылка для напитков из экологичных материалов гораздо предпочтительнее новогодней фигурке – символу наступающего года. Если все же выбран сувенир, должна подчеркиваться его особенность и ценность. Например, он был разработан совместно с ведущими дизайнерами страны или его собрали в инклюзивной мастерской вручную.
Также есть категория традиционных деловых сувениров, которые редко кто-то использует или получает от них эстетическое удовольствие. Например, ежедневники или елочные шары с крупным логотипом компании-дарителя. Не приветствуется и повторение одних и тех же подарков из года в год. Альтернативно можно дарить книги из одной серии. Тогда у получателей появится возможность собрать целую коллекцию.
Подарки внутри коллектива
Во многих компаниях распространена практика вручения сертификатов на обучение в качестве корпоративных подарков. Иногда начальство не проявляет креатива и просто премирует коллектив, но поздравление от руководства всегда ожидается. Должны ли сотрудники готовить ответные подарки начальству? Каждый случай уникален, однако важно помнить, что индивидуальный подарок от подчиненного руководителю может интерпретироваться как попытка завоевать лояльность, получить повышение по службе или другие привилегии. Поэтому лучше преподнести руководителю общий подарок от коллектива. Высокая материальная ценность в этом случае не поощряется, зато символичность и душевность приветствуется.
Руководитель в ответ может предложить ненадолго задержаться после работы, чтобы поднять бокалы по поводу наступающих праздников. Или провести обмен подарками на новогоднем корпоративе, если он запланирован.
Деловые подарки – необязательная, но приятная и человечная часть корпоративной культуры и делового этикета. Сегодня как никогда людям важно видеть в презентах стремление подарить положительные эмоции, продемонстрировать уважение и подчеркнуть ценность деловых отношений.