Бизнес предпочитает краткость
Работодатели все чаще выбирают для обучения персонала микрокурсыВесной 2018 г. владельцы компании-разработчика решений для управления персоналом Роман Мандрик и Алексей Коровин получили необычный заказ – сделать онлайн-курс для подготовки 40 000 волонтеров к Чемпионату мира по футболу в России.
«Мы создавали технологические HR-продукты для клиентов и уже тогда видели, что классические модели обучения персонала перестают работать. Клиповое мышление стало повсеместным, а компании пытались вбить сотрудникам в головы стандартный тяжелый контент», – рассказал Мандрик. Он понял, что для ЧМ-2018 такой подход не годился. Волонтеры заняты на площадке, поэтому им нужны короткие инструкции в игровом формате, которые легко запоминаются и будут всегда под рукой.
Мандрик сделал ставку на яркие инструкции-карточки. Их можно изучить за три минуты со смартфона, а потом проверить себя с помощью мини-тестов.
«Мы пришли к этому интуитивно. Уже позднее узнали, что такой подход к обучению маленькими порциями – быстрорастущий мировой тренд, и его активно используют в подготовке персонала крупные международные компании – например, WalMart и Uber», – рассказывает Мандрик.
Компания уложилась в сроки и справилась с заказом. В том же году Мандрик вместе с партнером – главой Азиатско-Тихоокеанского банка Алексеем Коровиным – создал платформу Skill Cup, которая стала одним из первых сервисов микрообучения в России.
«Мы поняли, что нащупали формулу для отдельного продукта, и запустили платформу-конструктор микрокурсов, чтобы компании могли создавать их самостоятельно. Большинство работодателей предпочитают самостоятельно делать обучающий контент. Но им нужно было предложить готовый формат», – говорит Мандрик. Сейчас услугами его платформы ежегодно пользуются более 600 000 сотрудников крупных и средних компаний.
Микрообучение – это не погружение в что-то малое, а особый формат подачи информации, подчеркивает эксперт. Тема и продолжительность курсов может быть любой, важен сам принцип: давать не всю информацию сразу, а мелкими порциями.
Контент на платформах микрообучения делится на три формата: текстовый, видео и аудио. Самый популярный тип подачи – 2-3-минутные видеоролики, мини-подкасты и статьи-инструкции в виде карточек. Во всех форматах активно задействуются интерактивные механики – тексты, тесты и геймификация. Компании могут собрать свой курс из разных форматов как конструктор за пару часов, оплатив подписку на платформу.
На короткую память
Еще в XIX веке немецкий психолог Герман Эббингауз выявил, что человек через 20 минут после обучения помнит только 60% новой информации, а спустя месяц – не более 20%. Эта закономерность получила название «кривой забывания Эббингауза».
В XXI веке, особенно на фоне пандемии, ситуация ухудшилась. По данным BCG, большинство взрослых людей уже через неделю забывают 75% новой информации, если не используют ее в работе. Компаниям нужно менять подход к обучению персонала, предлагая тот учебный материал, который требуется сотрудникам каждый день, предупредили эксперты BCG.
Метод микрообучения основан на нейробиологии. Он учитывает особенности устройства памяти человека и восприятия им информации. Подача материала маленькими порциями в формате «1 элемент = 1 мысль» повышает эффективность запоминания, отмечает доцент департамента стратегического и инновационного развития Финансового университета Михаил Хачатурян. Такой подход может хорошо работать как для системы образования в целом, так и для проектов дополнительного обучения персонала без отрыва от производства, считает он.
Формат востребован у самой активной части кадрового состава компаний — миллениалов (родившихся с 1984 г. по 2000 г.) и поколения Х (рожденных с 1967 г. по 1984 г.). По данным Skill Cup, микрообучением занимается 56% миллениалов и 36% людей поколения Х. Их догоняют «зумеры» (рожденные после 2000 г.). По данным исследования Software Advice, 58% работников поколения Z предпочитают учиться маленькими порциями, что соответствует принципам микрообучения.
«Миллениалы и зумеры выросли в эпоху быстрого развития технологий. Они предпочитают краткую и наглядную информацию – графики, видео, мемы. Люди моложе 40 лет привыкли к мгновенному доступу к информации и ожидают быстрого и легкого доступа к знаниям», – отмечает доцент института образования НИУ ВШЭ Наталья Кармаева.
По оценкам доцента кафедры маркетинга РЭУ им. Плеханова Инги Корягиной, трансформация обучающих программ в микроформаты будет актуальна и для старших поколений: 73% взрослых в возрасте 50–64 лет пользуются интернетом. Это говорит о значительной роли цифровых технологий в жизни старшего поколения, которое предполагает восприимчивость к микроформатному образовательному контенту.
Растущая ниша
Сегодня на российском рынке существует более десятка ИТ-решений для дистанционного микрообучения: Skill Cup, WebTutor, TeachBase, «Эквио», iSpring, Unicraft, Moodle, E-learning center, Units и другие. По оценкам Мандрика, сейчас российский рынок микрообучения растет в среднем на 20% в год, а его текущий объем превышает 5 млрд руб. Потенциальная емкость рынка в 10 раз больше, поскольку мини-курсы пока используют только 10% работодателей из числа среднего и крупного бизнеса, считает он.
Мировой рынок микрообучения тоже растет двузначными темпами: по данным Mordor Intelligence, в 2023 г. его объем составил $4,4 млрд, а в пятилетней перспективе ожидается рост на 14%. Одно из первых исследований этого рынка было опубликовано в 2019 г. компанией MarketsandMarkets, оценившей его объем в $1,5 млрд. К 2024 г. эксперты ожидали рост до $2,7 млрд. Реальный показатель, констатировал Mordor Intelligence, превысил прогнозы в среднем на 38%.
Толчок для развития рынка микрообучения в 2020 г. дала пандемия. Мобильные курсы помогли ритейлерам быстро подготовить тысячи курьеров, а потом стали частью обязательной программы многих компаний по подготовке линейного персонала. В апреле 2020 г. онлайн-ритейлер «Самокат» нанимал по 1000 курьеров в неделю. Быстро адаптировать их к работе помогали микрокурсы с инструкциями, которые сотрудники использовали как информационную базу.
Дуэли вместо инструкций
В исследовании Skill Cup отмечается, чаще всего компании используют микрокурсы для обучения продукту – на них приходится 28% от всех учебных программ платформы. Затем идут рабочие инструкции и регламенты (17%), развитие мягких навыков, например, курсы по искусству переговоров и навыкам убеждения (14%) и курсы онбординга новых сотрудников (12%). В отраслевом срезе больше всего микрообучение используют производственные компании, банки и ритейлеры.
Мясоперерабатывающая компания «Окраина» проводила онлайн-обучение персонала и до 2020 г., но решение было технически сложным. Для обновления курсов требовалось много времени и затрат. Переход на микрообучение смог повысить скорость внедрения образовательных программ, рассказал специалист компании по обучению персонала Герман Галанов.
«Для нас микрокурсы по сертификации и производственным регламентам стали эффективным решением. Есть даже несколько программ, которыми пользуется служба эксплуатации автотранспорта, посвященных ремонту автомобилей», – добавил он. В общей сложности обучающие микрокурсы создают 30 специалистов из разных подразделений – маркетинг, продажи, производство, инженерная служба. По словам Галанова, формат микрообучения позволяет самостоятельно изучать материал и воспользоваться им в любой удобный момент.
Розничная сеть «Градусы» перешла на мини-курсы, чтобы максимально оперативно и без отрыва от рабочих задач обучать 2000 сотрудников товарному ассортименту, который постоянно обновляется. Ритейлер полностью заменил очные тренинги и аттестации персонала, занимавшие половину рабочего дня, на мини-курсы и тестирования на мобильной платформе.
«Такой формат позволяет централизованно обучать штат сотрудников, географически распределенный по разным городам и областям, а информация об ассортименте торговой сети и база знаний по линейкам товаров всегда находится под рукой у персонала, на экране смартфона», – отмечает тренинг-менеджер компании «Градусы всего мира» Мария Корлякова.
С помощью микрообучения компания проводит курсы по товарным линейкам, тренинги по основам продаж и управлению персоналом в торговых точках. Повысить эффективность мини-курсов и вовлеченность сотрудников в процесс обучения помогают соревновательные викторины – онлайн-дуэли. Этот формат способствует быстрому закреплению знаний в игровой форме, считает Корлякова.
Издательство «Эксмо» через мини-курсы обучает сотрудников и партнеров обширному книжному ассортименту. По словам представителя компании, переход на микрообучение помог повысить скорость донесения информации.
Средство от перегруза
Эксперты сферы образования прогнозируют долгосрочный рост спроса на микрообучение из-за увеличения темпа жизни и информационной перегрузки. По данным Gartner, в 2023 г. 38% наемных сотрудников пожаловались на чрезмерный объем информации на работе, а еще 27% – на усталость от избытка каналов информации и общения с коллегами.
Объем информационной нагрузки на сотрудников российских компаний растет в геометрической прогрессии. Двадцать лет назад он удваивался каждые 6–8 месяцев, десять лет назад этот шаг сократился до 3–4 месяцев, а сейчас – до 15 дней, указывает Михаил Хачатурян из Финансового университета.
В течение ближайших 2–5 лет компании всего мира столкнутся с необходимостью переобучить или обучить новым навыкам свыше 60% сотрудников, прогнозирует BCG. Это требует новых подходов к корпоративному образованию. Оно должно стать более прикладным, направленным на одновременное развитие жестких и мягких навыков и их моментальное применение на практике. Быстро усваивать знания поможет формирование привычки учиться в процессе работы, а также частые повторы, проверка знаний через тесты и игровые механики. Еще один важный элемент – персонализация обучения для каждой конкретной специальности или даже сотрудника. Реализовать такой подход помогут микрокурсы на технологических образовательных платформах, использующих ИИ-алгоритмы и машинное обучение, констатируют эксперты BCG.
Опрошенные «Ведомости. Идеи управления» эксперты с этим согласны. Микрообучение максимально приближено по типу потребления контента к развлекательному формату – чтению ленты или просмотру ролика в популярной соцсети, и это формирует привычку, делает образовательный процесс естественной частью времяпровождения для представителей всех поколений, считает Михаил Хачатурян.
Разными форматами микрообучения сейчас уже пользуется большая часть людей, уверен Роман Мандрик. Пять минут назад вы не знали, как правильно приготовить эспрессо в турке, и вот чашка ароматного кофе стоит на вашем столе. Никакой магии: короткий видеоролик позволил учесть нюансы приготовления кофе. Принцип обучения новому маленькими порциями стал частью нашей повседневной жизни, и в ближайшие годы он может превратиться в один из главных образовательных трендов в российских компаниях.