Олег Ястребов: «Университет – это место для "да", а не для "нет"»

Ректор РУДН о российском образовании
Алексей Орлов / Ведомости
Алексей Орлов / Ведомости

В российских вузах в 2025/26 учебном году будут обучаться пять млн студентов, сообщил в сентябре вице-премьер России Дмитрий Чернышенко. Причем, согласно планам правительства, среди них будет 410 000 иностранцев, а к 2030 г. ‒ 500 000. В интервью изданию «Ведомости. Идеи управления» ректор Российского университета дружбы народов (РУДН) Олег Ястребов рассказал, чем привлекательно российское образование, чего ждут от обучения российские и иностранные абитуриенты, какие профессии сейчас востребованы и как искусственный интеллект меняет работу вузов.

Олег Ястребов, ректор РУДН

В 2004 г. закончил РУДН по специальностям «Юриспруденция» и «Международные отношения».

С 2012 г. по настоящее время занимает должность заведующего кафедрой административного и финансового права Юридического института РУДН, является членом ВАК Минобрнауки.

В 2020 г. избран ректором РУДН, в 2025 г. переизбран на эту должность.

Доктор юридических наук, профессор.

— Насколько высоко в мире ценится российское образование? В чем его сильные стороны?

— Оно ценится весьма высоко. Если говорить про оценку образования в целом, важно отталкиваться от конкретных критериев. Например, российская высшая школа на очень хорошем уровне по соотношению количества преподавателей и студентов и «остепененности» преподавателей, этот показатель отражает, сколько из них имеют ученую степень или звание. В нашем университете таких более 70%.

Мы спрашивали иностранных студентов, почему они выбрали учиться в России. Отвечают, что в первую очередь уважают фундаментальность, то, что образование строится на собственной научной школе. Во многих сферах российские подходы ценятся как одни из лучших в мире. Это медицина, инженерное дело, нефтегазовое дело, аграрные науки, космические технологии, международное право и так далее. Иностранные студенты здесь получают доступ напрямую к ученым с мировым именем.

Если говорить о наших цифрах, то в последние 3-4 года мы ежегодно фиксируем прирост числа иностранных студентов в среднем на 10%, в прошлом году мы приняли более 5500 иностранцев. Дипломы РУДН за 65 лет получили уже более 200 000 человек, более 55 000 из них – иностранные граждане. Выпускники работают в более чем 180 странах.

В международных рейтингах по ряду направлений РУДН входит в топ-50 в мире, например по нефтегазовому делу и химии. По лингвистике, современным языкам, математике – в топ-100.

— За последние пять лет произошло много событий, повлиявших на геополитическую обстановку. Насколько сильно они отразились на международных образовательных связях?

— В западных рейтингах российским вузам стало сложнее конкурировать. Но РУДН изначально был сосредоточен на традиционно дружественных для России странах Азии, Африки, Латинской Америки, поэтому можно сказать, что наш вектор не сильно изменился.

— Много у вас иностранных преподавателей?

— Около 10% от всего педагогического состава. Что важно ‒ это не только преподаватели иностранных языков, но и основных дисциплин.

— Кто приезжает учиться в Россию?

– В этом году страны ‒ лидеры приема ‒ Китай, Нигерия, Иран, Туркменистан, но мы стараемся удерживать в целом равномерную представленность студентов по регионам и странам. Для многих учеба в России ‒ мощный социальный лифт.

— Какие образовательные направления в основном выбирают иностранные студенты?

— Топ-5 среди иностранных абитуриентов этого года ‒ лечебное дело, международные отношения, экономика, филология, фундаментальная информатика и информационные технологии.

— Многие воспринимают РУДН как российский вуз для иностранных студентов. При этом у вас большинство студентов из России, верно?

— Да, только в эту приемную кампанию мы получили более 200 000 заявлений от абитуриентов-россиян ‒ это рекордный показатель. По некоторым направлениям проходной балл – 300. Впрочем, учиться тоже непросто.

— Случается, что отчисляете студентов?

– Конечно. Отчисления ‒ следствие высоких требований. Не все, кто поступил на первый курс, доходят до конца. У нас в медицинском институте до 50% не осваивает программу обучения по направлениям «Лечебное дело» и «Стоматология».

— А вы как работаете с абитуриентами? У вас есть какие-то совместные программы со школами?

— У нас десятки школ-партнеров. В Москве, например, есть такая программа – предпрофессиональные классы по семи направлениям (академическое, инженерное, медицинское, психолого-педагогическое, гуманитарное, медиа и IT ‒ «Ведомости. Идеи управления»). Мы участвуем в шести.

Каждый год мы принимаем у себя заключительные этапы Всероссийской олимпиады школьников, работаем с регионами. Мы открыты для студентов, и наша философия в том, что университет – это место, где рады идеям студентов, это место для «да», а не для «нет».

— А как вы относитесь к тому, что, получив образование в России, люди уезжают работать за границу, тем самым увозя свои знания в другую страну?

– Пусть едут. Уезжая за границу, они используют там наши технологии, внедряют наши производственные стандарты, закупают российские вакцины и др. То есть это те, кто работает в реальной экономике и понимает при этом Россию и ее интересы. И затем ищет пути сотрудничества.

— Понимает или разделяет?

– Понимание – уже половина успеха. В основе всех конфликтов лежит непонимание. У нас вместе учатся студенты со всего мира, учатся находить общий язык.

— Кстати, про общий язык. В РУДН это русский или английский?

— У нас есть предметы, которые полностью преподаются на английском языке, но в основном обучение идет на русском.

— Какие языки пользуются наибольшей популярностью?

— Вообще у нас все обязательно учат два иностранных языка: английский и любой другой на выбор. А выбор из 14 языков мира, включая редкие, например, суахили. Можно хоть все 14 учить, если хочется.

Абсолютный приоритет среди студентов – китайский и другие восточные языки. Остаются востребованы испанский, французский, немецкий. И языки программирования (смеется). Мы в этом году запустили курс на стыке филологии и IT – «Цифровая филология». То есть теперь готовим специалистов, которые учат машины общаться с людьми человеческим языком, понимают специфику коммуникации человека с интерфейсом.

— А вы сами сколько языков знаете?

– Помимо русского и английского, еще испанский, французский, итальянский, португальский и немного понимаю литовский.

— Что до русского ‒ он востребован сейчас в мире?

– Очень. Мы видим это по спросу на наши образовательные продукты, в том числе в Европе. Несколько лет назад я спросил у студентки из Швеции, зачем она учит русский. Она ответила: «Модно читать Достоевского в оригинале». Вообще у РУДН ‒ 12 центров русского языка и довузовской подготовки в 12 странах мира. Для студентов и выпускников знание русского – вторая профессия, которая позволяет работать с Россией на международном рынке.

— А что с развитием студенческого предпринимательства?

— Дух предпринимательства у студентов очень силен. Вспомните, кто и где продавал первые джинсы в Советском Союзе (смеется). Вообще, студенты ‒ очень предприимчивые люди. Знаете медиа-холдинг «ВБД Груп» (Yellow, Black and White)? «Холоп» их фильм, «Чебурашка», «Последний богатырь» и много еще всего кассового. Так вот, эту компанию основали выпускники РУДН, наши студенты теперь у них проходят практику.

У нас есть студенческий бизнес-клуб, летняя деловая школа. Мы хотим построить систему исследовательского предпринимательства, наподобие того как это устроено в Стэнфорде. Чтобы диссертация становилась базой для многомиллионного стартапа.

— Образование – довольно консервативная сфера. Как развитие технологий, в частности искусственного интеллекта, отразится на образовании?

– Это просто смена парадигмы. Изменится если не все, то очень многое. Использование ИИ – это не мягкие навыки софт-скиллз, это хард-скилл, навык первого уровня, им должны владеть все наши студенты. Уже сейчас технологии позволяют за 1,5 дня сделать то, на что раньше ушло бы 10 лет. Конечно, надо уметь этим пользоваться, применять и в образовании, и в научных проектах. Но есть риск использования ИИ без должной подготовки: может быть неверная интерпретация данных, нужно уметь распознавать «галлюцинации» языковых моделей, знать, какие данные безопасно отдавать ИИ, а какие – нет.

Мы, например, в прошлом году открыли первый в России факультет искусственного интеллекта совместно с нашим индустриальным партнером «Сбером».

— Собственные ИИ-разработки планируете?

— Хотим создать цифрового двойника ученого. Это, конечно, очень амбициозная задача. Идея в том, чтобы сначала взять труды ученого и всех их «скормить» ИИ, а вторым этапом дать этому ученому несколько недель общаться с этой языковой моделью по любым вопросам: обсуждать идеи, подход к научной работе и так далее. Важно, чтобы ИИ понял ход мыслей этого человека. Потом через много лет студент сможет обратиться к такому цифровому двойнику и спросить: «А что по этому вопросу сказал бы профессор Иванов?» – и ИИ смог бы воспроизвести ход рассуждений.

— А сами ученые на такое согласны? Это же как отдать свой мозг машине.

– Все, с кем я это обсуждал, с большим энтузиазмом воспринимают эту идею. Для них это уникальная возможность сохранить и передавать знания, а не просто остаться в трудах на бумаге или надписью на граните.

— Если чуть более приземленно посмотреть на ИИ: школьники уже делают домашнюю работу с его помощью, студенты наверняка тоже курсовые так пишут. Это не снижает качество образования?

– Это вызов для преподавателя. Надо перепридумать процесс обучения, больше ориентироваться на проекты, командную работу. То есть на то, что ИИ не сможет сделать за студента. Для этого, в частности, есть формат проектной магистратуры, когда студенты в качестве выпускной квалификационной работы защищают проект, над которым одновременно могут работать студенты с нескольких факультетов. Новый междисциплинарный подход, где ИИ может помочь что-то посчитать и проанализировать, но создать такое не в состоянии. А если студенты не только с разных факультетов, но и из разных стран, тут нужен такой культурный интеллект, который невозможно заменить искусственным.

Например, сейчас у нас над дипломом работают два студента с разных образовательных программ разных факультетов – экологии и строительства, экономики и юриспруденции.

— Какие профессии будут востребованы через 10-15 лет? Куда профориентировать тех детей, которые сейчас еще только в средней или начальной школе?

— Сейчас есть большой спрос на инженеров. Я думаю, что он сохранится еще долго, с развитием технологий будет только расти. И медицина всегда будет востребована. И все, что трудно автоматизировать: образование, юриспруденция, социальные науки, креативные индустрии.

— Кажется, что с развитием технологий вообще всем придется переучиваться. Непрерывное обучение (lifelong learning) уже становится новой нормой на рынке труда. Что есть у РУДН в этом направлении?

– Для начала хорошо бы, чтобы переучиваться не приходилось сразу на следующий день после окончания университета. Знаете, как раньше говорили на работе: «Забудь все, чему тебя учили, мы сейчас тебя заново научим». Вот этого быть не должно.

Что касается непрерывного обучения, да, такой спрос есть, и мы на него отвечаем. На базе РУДН дополнительное профессиональное образование получают сотрудники наших корпоративных партнеров: X5 Group, АФК «Системы», Альба-банка, Ростеха, Банка России, РЖД, Газпрома и других.

— Что пользуется наибольшим спросом?

— Технологии, ИИ, робототехника, медицинское направление и биотехнологии. Все, что касается «зеленого» бизнеса, ‒ экология, устойчивое развитие и так далее. И, конечно, EdTech – изменение подхода к использованию технологий в образовании.

— Сейчас много говорят о разнице поколений, о том, что «зумеры» иначе относятся к работе, к учебе. Вы видите это по студентам?

– Нет, не вижу. Мне кажется, ко всем поколениям подходит один и тот же ключ ‒ открытость и внимание к ним и их интересам.