Где и как найти DevOps-инженеров

Спрос на опытных DevOps-инженеров растет кратно и значительно опережает предложение
Unsplash

В России наблюдается резкий дефицит DevOps-инженеров. По оценке стаффинговой группы ANCOR, в настоящее время на рынке представлены около 7 тысяч кандидатов. Потребность же в подобных специалистах в несколько раз выше. В ближайшие 3‒5 лет спрос на них вырастет как минимум в два раза. Охота на DevOps-инженеров идет не только со стороны IT-компаний, в них нуждаются корпорации самых разных секторов экономики, проводящие трансформацию бизнеса, государственные подрядчики, финансовая сфера, телеком, e-commerce. 

Сколько стоят DevOps-инженеры

Спрос на опытных DevOps-инженеров растет кратно и значительно опережает предложение. Эта диспропорция в ближайшее время не исчезнет, уверяют эксперты. Острый дефицит специалистов начался еще до пандемии коронавируса и с тех пор только усиливается, говорит Ирина Сокольская, HR-директор компании IT_One.

«Согласно открытым источникам, сейчас на рынке представлены около 7 тысяч кандидатов. Потребность же в подобных специалистах минимум в несколько раз больше», – отмечает Надежда Неелова, руководитель группы консультантов по подбору персонала стаффинговой группы ANCOR. По ее словам, подобные специалисты сейчас в большом дефиците, их востребованность всегда была высокой, а после массового отъезда людей за рубеж ситуация стала еще более напряженной. «В ближайшие 3‒5 лет спрос на DevOps-инженеров вырастет минимум в два раза», – считает Неелова. 

По данным HeadHunter, количество вакансий DevOps-инженеров ежегодно увеличивается на 49 %. Эти специалисты востребованы в банковской, телекоммуникационной и ИТ-сферах, e-commerce, госсекторе. Уже сейчас практически любая продуктовая IT-разработка невозможна без DevOps-инженеров, которые организуют автоматизацию и оптимизацию процессов для непрерывной «поточной» работы команды. 

Охота на инженеров

Высокие зарплаты, предлагаемые работодателями, проблему нехватки кадров не решают. Например, специалист с опытом работы (уровня middle/senior) может рассчитывать на зарплату в районе 350 000 – 500 000 руб.  Александр Тугов, директор по развитию услуг компании Selectel оценивает дефицит DevOps-специалистов в России тысячами сотрудников. 

«С DevOps-инженерами в современной России и раньше было непросто, а с развитием технологий, резким ростом количества высокотехнологичных проектов и спроса на ИТ ситуация только усложняется. Сегодня за DevOps буквально идет охота», – отмечает Ирина Сокольская.

О ценности этих специалистов говорят и в компании Selectel. «Настоящий DevOps-инженер – это специалист высокого класса, который должен понимать возможности сетевого оборудования, физических bare-metal серверов (серверная платформа без операционной системы, ‒ ред), облачных технологий вроде managed kubernetes и виртуальных машин. Более того, он должен уметь применять все эти инструменты для решения бизнес-задач. Таких людей всегда мало во все времена», – считает Александр Тугов, директор по развитию услуг компании Selectel. 

Дефицит DevOps-инженеров связан с несколькими факторами. Это и уход западных вендоров, и недавний отъезд наиболее опытных специалистов из страны, и массовое импортозамещение ПО в России, и необходимость в цифровизации всех отраслей экономики. К тому же эта молодая специальность появилась всего несколько лет назад. «Но более значимую роль оказал технологический суверенитет для крупных организаций и снижение зависимости от глобальных поставщиков. Плюс необходимость обеспечения гибкости и эластичности ИТ-ландшафта для ускорения вывода новых продуктов», – считает Николай Ульрих, директор практики инфраструктурного консалтинга и информационной безопасности Axenix (экс-Accenture).

Как стать DevOps-инженером

Специальность DevOps появилась в России всего лишь лет пять назад, и пока специалистов «выращивают» сами компании. В вузах только сейчас начинают появляться программы подготовки, а различные онлайн-курсы, как правило, дают лишь общее представление о профессии и помогают разобраться в основном ПО, говорят опрошенные участники рынка.

В DevOps обычно переходят из системного администрирования либо из других IT-позиций, например разработчика или тестировщика. «С нуля очень сложно стать профессионалом в этом направлении, так как требуется понимание большого стека технологий, процессов, инфраструктуры. Компании могут через образование и систему наставничества доращивать айтишников до уровня DevOps, если у них есть понимание целей и процессов. Но тут важно расставлять приоритеты, поскольку хорошие системные администраторы или разработчики и сами на вес золота», – говорит Надежда Неелова.

По мнению Николая Ульриха, devOps-инженер ‒ это хороший, опытный Linux-администратор, который умеет работать с инструментами автоматизации и контейнеризации и понимает производственный процесс.

Российские вузы стали готовить devOps-инженеров только с прошлого года. По словам Ирины Сокольской, первопроходцами стали МГТУ «Станкин», МГТУ им. Н. Э. Баумана, РТУ МИРЭА и УрФУ. Планируется, что за первый год они выпустят более 1,6 тысячи профильных специалистов. В следующем учебном году число вузов будет расширено до 12, а количество выпускников достигнет 10 тысяч.

«Будет ли образовательная программа поспевать за темпами технологических изменений, и насколько подготовленными после ее прохождения будут новоиспеченные DevOps-ы – покажет время. Пока дипломы и сертификаты не становятся решающим фактором при устройстве на позицию DevOps-инженера. Главное – это соответствующий опыт и навыки», – утверждает Ирина Сокольская.

Что такое DevOps и что делают DevOps-инженеры

DevOps (Development Operation) — это методология разработки ПО, ее задача ‒ наладить взаимодействие программистов и сисадминов в компании, а также сократить время разработки программного обеспечения и ускорить выпуск обновлений к нему. Это достигается под управлением DevOps-инженера. 

Оценить важность скорости вывода продукта на рынок помогает недавний нашумевший пример: компания OpenAI запустила своего чат-бота ChatGPT всего лишь на месяц раньше конкурентов. Сейчас многие зарубежные IT-гиганты говорят о том, что они близки к выпуску своих аналогов или уже запускают их в открытый доступ. Однако наибольшее внимание к себе привлек именно ChatGPT, так как был первым продуктом такого качества в своей отрасли. Если раньше даже отдаленные по сложности и масштабности продукты запускались с разницей в годы, сейчас эта разница оценивается в недели. И значимое влияние на то, кто выпустит продукт раньше конкурентов, имеют как раз DevOps- и MLOps-инженеры.

Как решить проблему нехватки кадров

Многие компании готовы принимать специалистов со студенческой скамьи, но в случае с DevOps-инженерами это пока трудно осуществить. «Если бизнес располагает временем и квалифицированными инженерами-наставниками, то стоит воспитывать новых специалистов самостоятельно. Возможно, перенять и адаптировать под наши реалии зарубежные практики по подготовке «айтишников» в вузах», – считает Ирина Сокольская.

При этом участники рынка подчеркивают, что для выращенных внутри компании DevOps-инженеров важно создавать дополнительные инструменты мотивации, кроме высоких зарплат. Иначе велик риск, что новоиспеченный специалист после практики уйдет в другую компанию, с более высокой зарплатой и интересными проектами.  

В Selectel считают, что необходимо увеличивать количество обучающих программ и перепрофилировать сотрудников с менее востребованными IT-специальностями. 

При этом Вячеслав Платонов, руководитель управления разработки ПО группы компаний «F+ tech-Марвел» уверен, что DevOps-инженеров не надо готовить массово. «Это не разработчики, которых если взять дополнительно в команду, то производительность проекта сразу вырастет. DevOps-инженеры нужны по потребности, и одного-двух специалистов на среднего уровня компанию вполне достаточно. В вузах таких специалистов не подготовят, такие навыки приобретаются именно на рабочих местах. Они сами «выкристаллизовываются» в конкретной среде и оттачивают свое мастерство на рабочем месте. Такие специалисты сейчас – это штучный товар», – уверяет он.

DevOps-инженеры могут выбирать работу, оглядываясь не на зарплату, а на интересные задачи и проекты. Именно этим их и переманивают компании.