Денис Попов: «Наша миссия – создавать инновационное программное обеспечение для авиации»

Гендиректор ООО «АФЛТ-cистемс» о российских цифровых разработках в авиации
Гендиректор ООО «АФЛТ-cистемс» Денис Попов
Гендиректор ООО «АФЛТ-cистемс» Денис Попов /Пресс-служба ПАО «Аэрофлот»

В конце 2022 г. «Аэрофлот» решил создать отдельную компанию – «АФЛТ-системс», которая сконцентрировала бы на себе все компетенции по разработке IT-решений для авиационной отрасли. Это стало ответом на вызовы, связанные с необходимостью замещения зарубежного софта. Начав с точечных решений для авиаперевозчиков, компания собирается стать заметным игроком на рынке авиатеха – от цифровых сервисов для управления продажами до высоконагруженных систем для обеспечения производственных операций и взаимодействия с аэропортовой инфраструктурой. О будущем авиатеха и перспективных разработках «Ведомости. Инновациям и технологиям» рассказал гендиректор ООО «АФЛТ-системс» Денис Попов.

– Цифровизация и IT-разработки – далеко не новое направление для рынка авиаперевозок, скорее наоборот. Чем вызвано выделение профильных подразделений «Аэрофлота» в отдельную «дочку»?

– Выделение IT-разработки в отдельную компанию подчеркнуло переход этого направления на новый уровень зрелости в рамках группы «Аэрофлот». До этого перевозчик заказывал на стороне всю разработку программного обеспечения, использовал готовые решения. После того как западные вендоры ушли с российского рынка, аппетит отрасли к автоматизации существенно вырос. Для «Аэрофлота» это стало поводом превратить технологическую функцию в независимого игрока, который замещает западные продукты и создает новые высокотехнологичные сервисы на основе российских компонентов и решений, а также в ценный бизнес-актив, который в перспективе сможет генерировать прибыль.

– Для чего «Аэрофлоту» своя IT-«дочка»?

Денис Попов

генерельный директор ООО «АФЛТ-cистемс»
2004
Начал карьеру в ООО «Эльдорадо» в должности программиста, занимался разработкой и поддержкой программного обеспечения.
декабрь 2006 – ноябрь 2007
Руководитель IT-отдела в ООО «Национальная сервисная компания» (дочерняя структура «Эльдорадо»), обеспечивал поддержку и развитие корпоративных систем сети сервисных центров в России.
ноябрь 2007
Возглавил отдел развития IT в ООО «Эльдорадо», занимаясь развитием технологической инфраструктуры розничной сети «Эльдорадо» в России и странах СНГ и централизацией функции сопровождения IT-систем ритейлера.
май 2012
Занимает должность директора по IT ООО «Евраз металл инпром», курирует цифровую трансформацию и IT-стратегию компании, осуществляющей оптово-розничную торговлю металлопродукцией.
2017
Перешел на должность директора по IT-инфраструктуре и АСУТП в ООО «Евразхолдинг», где отвечал за развитие информационных технологий, включая операционную работу и управление масштабными проектами разработки автоматизированных систем управления производством.

– Я бы выделил четыре основные причины. Во-первых, «Аэрофлот» хотел повысить гибкость и скорость запуска проектов: мы максимально прозрачны, хорошо понимаем задачи и имеем необходимые компетенции. Во-вторых, была поставлена цель выводить собственные IT-продукты на рынок. Мы можем это реализовать, одновременно создавая дополнительные источники дохода для группы. В-третьих, «Аэрофлоту» было важно повысить управляемость IT и прозрачность расходов. Этого проще было добиться через создание дочерней компании, получив синергию для компаний группы и четкое понимание стоимости владения, инвестиционной привлекательности проектов, возможность лучше отслеживать SLA (соглашение об уровне предоставления услуг. – «Ведомости. Инновации и технологии»).

В-четвертых, нужно было адаптироваться к рынку труда. Когда человек работает в аккредитованной IT-компании, он может получить льготную ипотеку, отсрочку от армии и другие преференции. Соответственно, при найме он скорее выберет ту компанию, где это возможно.

Кроме того, это еще развитие HR-бренда. Мы показываем, что «Аэрофлот» – это не только авиаперевозчики, пилоты, бортпроводники, но и гигантский пласт автоматизации процессов взаимодействия с клиентами, служб между собой, вылетов самолетов по расписанию и т. д.

«Наша цель – быть лидером отраслевой экспертизы в области авиатеха»

– Как вы определяете зону интересов «АФЛТ-системс»?

– Наша цель – быть лидером отраслевой экспертизы в области авиатеха. Этот термин возник у нас по аналогии с термином «финтех». В нашем понимании авиатех включает в себя сами авиакомпании, аэропорты, хендлинговые структуры (наземное обслуживание авиарейсов), подразделения, обеспечивающие текущий ремонт и поддержание летной годности воздушных судов, агентские сети и т. д.

Основной упор сейчас мы делаем на авиакомпании, но уже работаем с партнерами, для того чтобы консолидировать рынок в рамках авиатеха и давать максимально интегрированные, качественные решения для всех участников. Наша миссия – создавать инновационное программное обеспечение для авиации, обеспечивая при этом безопасность, эффективность и устойчивое развитие отрасли.

– В каких именно направлениях?

– В широком смысле мы работаем во всех направлениях деятельности современной авиакомпании – от электронной коммерции до обеспечения операционного учета и бухгалтерии. Во-первых, это web-решения для сайтов, мобильных и PWA-приложений (технология в web-разработке, которая визуально и функционально трансформирует сайт в приложение). Во-вторых, это решения для обмена данными между коммерческими системами – как, например, СОДА (система обработки данных авиакомпаний). Разработка принадлежит «Аэрофлоту», но мы ее разрабатываем и сопровождаем. Она является кровеносной системой для информационных потоков между системами электронной коммерции.

В-третьих, мы разрабатываем программное обеспечение для производственных подразделений – тех, что обеспечивают обслуживание пассажиров на земле и в воздухе, планирование полетов. Мы также занимаемся системами, связанными с бухгалтерским, кадровым учетом и т. д.

Еще одно наше направление – сопровождение сетевой инфраструктуры, обеспечение непрерывности работы оборудования, операционных систем и т. д.

И конечно, информационная безопасность. В последнее время осуществляются целенаправленные атаки на многие транспортно-логистические компании. Сейчас мы формируем центр компетенций по обеспечению информационной безопасности для группы «Аэрофлот». В перспективе мы планируем вывод этой услуги на рынок.

– А консалтинговые услуги?

– Да, мы также развиваем отраслевой консалтинг в области авиации – мы готовы работать по запросу заказчиков. Например, консультировать авиакомпании по вопросам оптимизации и трансформации бизнес-процессов для улучшения их экономических показателей. Сейчас эту экспертизу мы нарабатываем на базе «Аэрофлота», однако взаимодействуем и с другими компаниями отрасли.

Также мы подписали соглашение о сотрудничестве в области планирования полетов и штурманских расчетов, а также интеграции специализированных информационных систем с ЦУГА «Русаэро» (специализируется на организации наземного обслуживания частных и корпоративных рейсов. – «Ведомости. Инновации и технологии»).

– В прошлом году «Аэрофлот» перешел на отечественное ПО «Электронный портфель пилота», которое содержит всю полетную документацию – от навигационных карт до сборника действий экипажа в нештатных ситуациях. В этом году «АФЛТ-системс» заявила, что доработает ее для авиакомпании «Аврора». Есть ли планы далее продвигать это решение на рынке?

– Практически все авиакомпании в России летали с западными устройствами, планшетами. После ухода с нашего рынка их производителей остро встал вопрос о переходе на отечественные планшеты с операционной системой «Аврора» (мобильная операционная система, разработанная компанией «Открытая мобильная платформа» на базе Sailfish OS. – «Ведомости. Инновации и технологии»). «Аэрофлот» первым решил перейти на российские планшеты и закупил более 7400 устройств.

Для них необходимо программное обеспечение – «Электронный портфель пилота». Для планшетов на iOS и Android решения были, но мы поставили целью его создать на базе нашей российской «Авроры».

Совместно с провайдером аэронавигационных данных СЗ РЦАИ мы приступили к разработке системы под названием FlyBag.

– На какой стадии сейчас этот проект?

– Мы тестируем решения на российских планшетах. Наибольший интерес к проекту проявляет авиакомпания «Аврора», но мы презентуем его всем лидерам авиаперевозок в России. Недавно также демонстрировали продукт коллегам из «Узбекских авиалиний». Мы работаем над завершением внедрения системы в «Аэрофлоте» и затем будем готовы к выводу FlyBag на рынок.

– Какие еще разработки у вас есть?

– Другой наш ключевой проект – это FlyNav, система для планирования полетов и подготовки штурманских расчетов (Flight Plan Manager), которую мы разрабатываем в партнерстве с компанией «Монитор софт» (занимается автоматизацией деятельности аэропортов и авиакомпаний). Сейчас разработка завершена, идет тестирование продукта, до конца года система будет готова.

При разработке FlyNav используются механизмы математического анализа, моделирования элементов, которые позволяют принимать решения в части топливной эффективности. При этом обеспечивается на 100% безопасный полет с учетом метеоданных и существующих ограничений по воздушному пространству.

Система выполняет подготовку плана полета и обеспечивает его загрузку в «Электронный портфель пилота». Так формируется цепочка: спланировали маршрут в системе FlyNav, подготовили необходимую информацию, рассчитали загрузку самолета, передали информацию пилоту на планшет в систему FlyBag, где он сможет с ней ознакомиться, – выполняем полет по этому плану.

«Авиация – романтическая область»

– Как вы оцениваете рынок IT-услуг и разработок для авиаперевозок и какое место на нем видите для «АФЛТ-системс»?

– Исторически на российском рынке были представлены в основном западные игроки со своими решениями. С их уходом появились проблемы и риски. Например, в 2022 г. авиакомпаниям срочно пришлось переходить на российские системы бронирования. Актуален вопрос перехода производственных систем, таких как «Электронный портфель пилота», систем планирования полетов на отечественные решения.

Планы по импортозамещению

В 2022 г. доля затрат «Аэрофлота» на российское ПО составляла 33% IT-бюджета компании, а в 2024 г. – 95%, говорил гендиректор ПАО «Аэрофлот» Сергей Александровский на встрече с председателем правительства Михаилом Мишустиным. В 2025 г. авиакомпания планирует завершить цифровую трансформацию и полностью перейти на отечественное ПО.

У «АФЛТ-системс» есть возможности либо создания собственных продуктов, либо в партнерстве с ключевыми игроками улучшения российских решений. Мы ориентируемся на работу с ключевыми российскими авиаперевозчиками. В будущем планируем выход на рынки дружественных стран.

Как отраслевой интегратор, мы традиционно принимаем участие в ЦИПР (конференция «Цифровая индустрия промышленной России»), демонстрируем свои продукты. В этом году представим решения по планированию полетов – FlyNav и «Электронный портфель пилота» – FlyBag. Компании смогут вживую посмотреть на наши разработки, поговорить с пилотами, получить референс от реальных пользователей. Для нас важна любая обратная связь и обмен опытом с коллегами из прочих компаний в части развития отрасли и IT-решений для авиатеха.

– Насколько достижима цель российских авиаперевозчиков уйти от зависимости от иностранных IT-решений?

– Цель достижима. Уже сейчас ведущие авиакомпании отрасли заместили большую часть своих информационных систем. В ближайшее время у нас есть все шансы выйти на полное обеспечение отрасли отечественными IT-решениями.

Прежде всего мы работаем над тем, что влияет на само осуществление перевозки. Когда «АФЛТ-системс» еще создавалась, «Аэрофлот» перешел на систему Leonardo, российскую глобально распределенную систему бронирования авиабилетов.

– Есть ли у вас проблема с IT-кадрами?

– Не назову это проблемой – у нас есть задача привлекать лучшие кадры. Мы существенно растем: на старте у нас работало несколько человек – сейчас уже 600. Это выходцы не только из «Аэрофлота», но и из других компаний.

Авиация – романтическая область. Люди охотно идут к нам работать, в том числе и потому, что мы аккредитованная IT-компания. У сотрудников большой драйв вызывает причастность к созданию решений, которые позволяют летать самолетам. Но и скидки на авиабилеты для наших сотрудников никто не отменял.

Мы активно привлекаем стажеров из вузов, с которыми у нас есть совместные проекты, а также готовы рассматривать талантливых кандидатов из других учебных заведений.